Отношение к толкованию Корана
Суфизм не поощряет, а порой даже запрещает изучение толкований Корана, размышление над значениями аятов. Суфии считают, что у Корана существуют два вида смыслов: внешний и внутренний. Понимание внутреннего смысла доступно только старейшинам суфиев. По этой причине, суфии ввели понятия и слова, совершенно чуждые учению ислама.
Господь же призывает мусульман правильно понять Его слова:
«Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (Коран 38:29)
Толкование Корана осуществляется с помощью изучения Корана и Сунны. Эти два основных источника исламского закона идут рука об руку, как единое целое. Мы должны понимать Коран так, как это делало первое поколение мусульман.
Суфии в области джихада
Если возьмём область джихада на пути Аллаха, то руководителями и имамами всех сражений, которые мусульмане вели против притеснителей и завоевателей, были имамы суфиев.
Кто освобождал Иерусалим? (да приблизит Аллах день его освобождения!) Кто организовал поход по его освобождению? Это Салахудин ал-Аюби.
Он построил суфийские учебные центры на горе Косён в Сирии, чтобы подготовить освободителей на пути Аллаха I. Салахудин ал-Аюби и Нуруддин Занки проложили путь освобождения мусульман – через возрождение религиозных наук на основе «Большой книги о суфизме», в которой нет ни одной главы, посвящённой джихаду. Но они знали, что причиной унижения мусульман и их неспособности защищать себя, является любовь к мирскому и боязнь смерти, как сказано в хадисе. И тогда они взяли книгу, которая исцеляет этот недуг – и подготовили людей к борьбе.
Кто был знаменосцем войска, который отразил Седьмой крестовый поход и взял в плен короля Людовика Девятого в Аль-Мансуре? Это был имам Шазилийского Тариката Абуль-Хасан Али аш-Шазали, рахимахуллах.
Он был девяностолетним ослепшим старцем, когда взял в руки знамя и вышел, выкрикивая призыв «аль-Джихад, аль-Джихад!», а мюриды взяли его за руки и вокруг него собралось большое количество великих алимов, среди которых был великий учёный Иззу ибн Абдуссалам. Они все находились на поле битвы и взяли в плен французского короля Людовика Девятого.
Кто был знаменосцем войск, которые под покровом ночи освободили большое количество мусульман из плена монголов? Это был имам Тариката Ахмад уль-Бадави.
Кто возглавил противостояние марокканцев против колонизаторов? Это были суфии.
Кто возглавил большой джихад ливийцев против итальянских колонизаторов? Это был Умаруль Мухтар, один из последователей Тариката ас-Санусийа.
Кто поднял знамя борьбы против крестоносцев и колонизаторов в Сирии и Иордании? Это были шейхи Накшбандийского и Шазилийского Тарикатов.
Кто противостоял колонизации Индонезии и соседних территорий? Это были шейхи Тариката аль-Алавийа.
Османский Халифат на протяжении 700 лет был опорой мусульман, и большинство правителей Халифата были людьми тасаввуфа. С помощью людей тасаввуфа они распространили Ислам в больших областях Европы. К примеру, духовным наставником суфия и халифа Мухаммада Фатиха — завоевателя Константинополя, о котором было предсказано в хадисе: «Константинополь перейдет в руки мусульман. Какой же хороший правитель будет у него и какая же хорошая армия у него будет!», был шейх тассаввуфа Акшамсуддин.
Кто подумает над этим – тот поймёт истину. Начиная от первого века по Хиджре до наших дней, именно суфии защищали Ислам!
Появление названия «Тасаввуф»
В Священном Коране и хадисах нет слов «суфий» и «тасаввуф», и во времена сахабов – сподвижников Пророка – не было этих слов, так как для этих людей высшим званием является звание «сахаба», т.е. видевшие, говорившие с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Табиин тоже является высоким званием, и в их период не было этих слов. А вот во времена табаут-табиинов возникло ослабление в соблюдении заповедей религии. Поэтому появилось название, характеризующее людей, совершающих много богослужений. Их называли «захид» и «абид». А уже в середине второго века хиджры возникло слово «суфий».
«Суф» – это шерсть. Пророки и благочестивые праведники (вали) носили одежду из шерсти. В единственном числе «носящий шерсть» – суфий, а во множественном числе «носящие шерсть» – суфийя. Слова «тасаввуф» и «мутасаввуф» происходят от слова «суфий».
В те времена шерсть была символом воздержанности (зухд), символом отвержения бренного мира. Это говорил известный суфий по имени Кялябази (рахматуллахи алейхи), классик суфизма Абу Наср Ас-Саррадж (рахматуллахи алейхи) также утверждал, что слово «суфий» происходит от «суф». Такого же мнения придерживались имамы Аль-Газали, Сухраверди, Ибн Хазм, Ибн Халдун. Также говорил и Ибн Таймийя.
Но ведь правоверные мусульмане милосердны, а значит, они так не поступают
Я примерно представляю, какие комментарии будут под этим постом. Скорее всего, мне напишут, что Ислам — религия добра и милосердия, Коран предписывает любить своих жен, поэтому правоверный мусульманин не будет бить или изолировать свою жену. И насиловать тоже не будет.
И предвижу комментарии: мой муж мусульманин, у меня высшее образование, я работаю микробиологом и есть прекрасные мужья мусульмане, у которых жены как сыр в масле катаются, пользуются полной свободой. И напишут со ссылкой на Коран: женщины отличаются от мужчин, в силу этого нуждаются в опеке и некотором наставлении.
У меня на это есть ответ: именно так оправдывали рабство чернокожих в США 200 лет тому назад. Южане утверждали, что по праву рождения одни имеют власть над другими: рабы по своей природе — навсегда малые дети, неспособные сами делать правильный выбор и нуждаются в направлении. И приводили в пример «хороших» белых рабовладельцев, которые не только не бьют своих рабов, но и одевают их в шелка и золото.
Только вот хороший тебе попадется хозяин или плохой — как было чистой лотереей, так и останется.
Хозяин, которые купает тебя в золоте, все еще имеет фактическое право обращаться с тобой, как с имуществом. Эта система больна в своем корне.
Даже попадание в хорошему хозяину не гарантирует того, что при перепродаже следующий не будет обращаться с тобой, как со скотом. Точнее было бы назвать это не лотереей, а русской рулеткой.
Рабовладельческая система, ограничивающая базовые права человека, не может быть милосердной — это противоречит самому понятию милосердия в смысле, которого я придерживаюсь и в которое верю.
К сожалению, работорговцы оправдывали свое право распоряжаться жизнью и свободой других, как право, данное Богом свыше.
Страдание
Самым мощным средством очищения сердца при выполнении обязательных предписаний шариата является декламация Господа (зикр). Пророк Мухаммад ﷺ учил своих сподвижников поминать Творца, передавая его от сердца к сердцу (талкин). Такой зикр происходит с божественной няней, и сатана может вмешаться в него, и поэтому его польза велика. Практики суфийской традиции обычно недоступны широкой публике. Дело в том, что отношения между шейхом, духовным учителем, и учеником, мюридом, имеют огромное значение в суфизме. Способ обучения основан на личном примере и передаче духовного опыта. Все суфийские практики передаются через личное посвящение, и их эффективность основана именно на глубокой духовной связи между шейхом и мюридом. Шейх передает мюриду молитвенные формулы, которые используются в практике зикра, или поминания Бога. Эта практика очень похожа на типичную практику мантра-йоги, где определенное состояние достигается через повторение определенных смысловых звуковых вибраций.
Ложь о тасаввуфе
Не понимающие сути таввуфа говорят, что от него нет пользы, а есть вред. Им прекрасно отвечает великий Имам Аль-Газали (рахматуллахи алейхи):
«Для грудного ребенка мясо вредно, а для взрослого человека полезно. Кто умеет плавать, тот ныряет в море и достает со дна жемчуг, а если не умеющий плавать нырнет, то для него это закончится бедой. Подобно этому существует много тайн Аллаха, которые приносят пользу познавшим (арифам), но для простых людей от этого может быть вред. Для того чтобы быть суфием, необходимо овладеть обязательными исламскими знаниями: вероучением (акыдой), религиозным правом (фикхом), а если их не знать, то можно пойти не по истинному пути».
Имам Аль-Газали (рахматуллахи алейхи) объясняет, что слова тех людей, которые говорят, что «суфии не знают наук Ислама и нарушают его установления, прикрываясь скрытым смыслом знания религии», – это ложь.
Ахли тасаввуф вначале овладевают явными исламскими знаниями (захир), а уже потом подходят к скрытым (батын).
Один из известных суфиев – Абу Бакр Варрака (рахматуллахи алейхи) – сказал:«Кто, оставляя и не обращая внимания на религиозные права и обязанности (фикх) и воздержание (тасаввуф ), занимается богословием (калям), тот легко может сбиться с истинного пути. А кто занимается воздержанием (тасаввуф), не обращая внимания на религиозные права и обязанности (фикх) и богословие (калям), тот становится нововведенцем. Если кто-то занимается религиозным правом и обязанностями (фикхом), оставляя воздержание (тасаввуф) и богословие (калям), тот становится большим грешником (фасиком)».
Определения
Зикр – это поминание Аллаха, как определено в Коране для всех мусульман, посредством конкретного религиозного действия, такого как декламация божественных имен, молитв и максим из хадисов и Корана. В более общем смысле зикр имеет ряд и уровни значений. Это включает зикр как любую деятельность, в которой мусульманин сохраняет осознание Бога. Заниматься зикром означает практиковать осознание Божественного присутствия и любви, или “стремление к благочестию”. Коран называет Мухаммада воплощением зикра Аллаха (65: 10-11). Некоторые виды зикра рекомендуются всем мусульманам и не требуют суфийского посвящения или предписания суфийского мастера, поскольку считаются полезными для ищущего в любых обстоятельствах.
Читайте далее:
Суфизм что это такое простыми словами
Четки мусульманские как пользоваться
Почему буддизм называют религией без бога
Что понимается под брахмой
Кто ввел в науку термин экология
Обет целомудрия что это
Myanmar что за страна
Кто победил татаро монгольское иго
Содействие сохранению семейных ценностей
В исламе существует множество запретов и ограничений, которые направлены на поддержание и укрепление семейных ценностей. Эти запреты и ограничения могут казаться строгими и консервативными, однако они играют важную роль в сохранении единения и счастливых отношений внутри семейных ячеек.
Один из главных запретов в исламе связан с полигамией. Согласно Корану, мужчина может иметь не более четырех жен, при условии, что он сможет обеспечить равное и справедливое отношение ко всем своим женам. Этот запрет на полигамию помогает сохранить уравновешенность в семейных отношениях.
Другой запрет связан с внебрачными отношениями и несоблюдением верности в браке. Ислам строго запрещает прелюбодеяние и измену. Это помогает поддерживать доверие и верность между супругами, что является основой семейной гармонии и счастья.
В исламе также присутствуют запреты на алкоголь, наркотики и другие вещества, которые могут негативно влиять на семейные отношения и здоровье. Употребление этих веществ может привести к нарушению баланса в семье и вызвать конфликты и проблемы, поэтому ислам считает их неприемлемыми.
Ислам также поддерживает справедливое разделение домашних обязанностей между супругами. Он признает право женщин на образование, работу и участие в общественной жизни, но также ожидает от мужчин участие в домашнем хозяйстве и заботу о семье. Такое разделение обязанностей помогает сберечь гармонию и согласованность в супружеских отношениях.
Все эти запреты и ограничения несут в себе глубокий смысл и направлены на поддержание и укрепление ценностей семьи. Они помогают сохранить единство, уважение и любовь внутри семейных отношений. Соблюдение этих запретов является частью веры и культуры мусульманского общества.
Что отличает мусульманина
Когда дело касается ислама, мусульманин во всем ссылается на Коран и Сунну (изречения и поведение пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует). Господь говорит в Коране:
Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение (Коран 33:36)
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, подчеркнул важность следования Корану и Сунне, он всячески предостерегал от привнесения новшеств в ислам. В своем хадисе посланник Аллаха говорит: «Кто бы не внес нововведение в это наше дело (Ислам), не относящееся к нему, это будет отвергнуто» (Сахих Муслим)
Ибн Мас’уд (сподвижник пророка, да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начертил рукой линию на земле и сказал:«Это прямой путь Аллаха», –затем он нарисовал еще две короткие линии по бокам первой и произнес: «Эти линии (короткие) – пути, которыми шайтан искушает человека». После чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, процитировал Коран:
«Скажи: таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь» (Коран 6:153)
Да, мусульманин обязан повиноваться Господу и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, однако слепое подчинение предводителям неприемлемо в исламе. Всевышний наделил человека разумом, чтобы думать. У суфиев все иначе. Для них слово шейха – закон. Как-то один из суфийских лидеров отметил: «Со своим шейхом человек должен быть как тело мертвого, которое омывают». То есть, ученики шейха обязаны быть податливыми и полностью подвластными предводителю, не перечить и держать свое мнение при себе.
Истинные мусульмане соответствуют тому образу мусульманина, который описал Господь:
«Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом. Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии. Такова вера отца вашего Ибрахима (Авраама). Он (Аллах) нарек вас мусульманами до этого и здесь (в Коране)…» (Коран 22:78)
Хотя суфии и настаивают на том, что они мусульмане, но называться, почему-то, они предпочитают суфиями.
Материалы по теме
Амманское послание, подробное заявление, опубликованное 200 ведущими исламскими учеными в 2005 году в Аммане, признало легитимность суфизма как части ислама. Он был принят политическими и светскими лидерами исламского мира на саммите Организации Исламская конференция в Мекке в декабре 2005 г. и шестью другими исламскими научными собраниями, включая Международную исламскую академию фикха в Джидде в июле 2006 г. Определение суфизма может широко варьироваться от традиции к традиции (что может означать простую тазкию в отличие от различных проявлений суфизма во всем исламском мире). Персидский поэт XIII века Руми считается одной из самых влиятельных фигур в суфизме, а также одним из величайших поэтов всех времен. Он стал одним из самых читаемых поэтов в Соединенных Штатах, во многом благодаря переводам, опубликованным Колманом Барксом. Роман Элиф Чафак “Сорок правил любви” – это беллетризованный рассказ о встрече Руми с персидским дервишем Шамсризи.
Святые
Многие суфии считают, что для достижения наивысшего уровня успеха в суфизме обычно требуется, чтобы ученик жил с учителем и служил ему в течение длительного периода времени. Примером может служить народный рассказ о Баха-уд-дине Накшбанде Бухари, который дал свое имя Накшбанди. Говорят, что он служил своему первому учителю, Сайиду Мухаммаду Баба Ас-Самаси, в течение 20 лет до самой смерти Ас-Самаси. Говорят, что затем он долгое время служил еще нескольким учителям. Говорят, что в течение многих лет он помогал бедным членам общины, а затем его учитель направил его ухаживать за животными, очищая их раны и помогая им. Суфийская психология оказала влияние на многие области мысли как внутри, так и вне ислама, основываясь в основном на трех концепциях. Джафар ас-Садик (как имам в шиитской традиции, так и уважаемый ученый и звено в цепи передачи суфийского учения во всех исламских сектах) утверждал, что в человеке преобладает низшее “я”, называемое нафс (эго, самость, личность), способность к духовной интуиции, называемая калб (сердце), и рух (душа). Они по-разному взаимодействуют, порождая духовные типы тирана (во власти нафса), верующего и умеренного человека (во власти духовного сердца) и человека, потерявшего любовь к Богу (во власти руха).
Атрибуты
В суннитском и шиитском исламе суфизм – это не отдельная секта, как иногда ошибочно полагают, а метод подхода или способ понимания религии, который стремится поднять обычную религиозную практику на “чрезмерный уровень”, одновременно “выполняя … религиозные обязанности” и поиск “путей и средств проникновения через “узкие врата” в глубине души в царство чистого и неподкупного Духа, который сам открывается к Божеству”. Академические исследования суфизма подтверждают, что суфизм как отдельная от ислама традиция, помимо так называемого чистого ислама, часто является продуктом западного ориентализма и современных исламских фундаменталистов. Первоначальное значение слова суфий, по-видимому, означает “тот, кто носит шерсть (ṣūf)”, а Энциклопедия Ислама называет другие этимологические гипотезы “несостоятельными”. Шерстяная одежда традиционно ассоциировалась с аскетами и мистиками. Аль-Кушайри и Ибн Халдун отвергли все возможности, кроме ūf, на лингвистических основаниях.
Основы религий мира
Я ориентируюсь на музыку в своей жизни и наслаждаюсь ею. Однако я слышал, что некоторые виды музыки запрещены в Исламе. Какие виды музыки разрешены?
В Исламе есть определенные критерии для разрешенных видов музыки. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Из средства благочестия является то, что все, что не является запрещенным, становится разрешенным» (традиция Ат-Тирмизи, 1201). Это означает, что если музыка не содержит непристойных текстов или не ведет к непотребным действиям, то она разрешена.
Какие виды музыки следует избегать? Какие критерии музыка должна соответствовать, чтобы быть считаемой неприемлемой?
Пророк Мухаммад (мир ему) предупредил о некоторых видов музыки, которые следует избегать. Он сказал: «Из средства порчи являются музыкальные инструменты, о которых будут говорить люди не зная, но им не удастся достичь своей цели. Женщины из моего сообщества будут позволять себе такую музыку и инструменты как эти» (традиция Ибн Мажа, 4020). Следует избегать музыки, которая содержит непристойные тексты, поощряет к непристойным действиям и отвлекает от поклонения Аллаху.
Я люблю слушать музыку, которая не содержит непристойных текстов, но может быть написана и исполнена немусульманами. Мне можно слушать такую музыку?
В Исламе нет прямого запрета на слушание музыки, написанной и исполненной немусульманами. Пророк Мухаммад (мир ему) не запрещал слушать музыку вне зависимости от того, кто ее создал. Главное, чтобы она не содержала непристойных текстов и не ведела к непотребным действиям.
Вопрос: Какие виды музыки разрешены в Исламе?
Ответ: В Исламе нет прямого указания, запрещающего слушать музыку в целом. Однако, существуют различные точки зрения среди ученых насчет видов музыки и их допустимости. Некоторые считают определенные типы музыки запрещенными, основываясь на толковании определенных Коранических стихов и хадисов, которые описывают рекомендации в отношении некоторых инструментов или текстов песен. Однако, некоторые другие ученые считают, что музыка в целом разрешена в Исламе, если она не противоречит другим принципам религии, таким как порнография или неистовство. В целом, каждый человек должен самостоятельно принимать решение на основе своего собственного понимания Ислама и советов ученых.
Вопрос: В Коране есть упоминания о музыке?
Ответ: В Коране нет прямых указаний о музыке, ни положительных, ни отрицательных. Тем не менее, есть некоторые арабские стихи, которые могут быть трактованы как упоминания о музыке или песне. Например, в следующем стихе из Корана говорится: «И распространяй милок и пой, ведь так достигнешь успеха», что некоторые ученые толкуют как допуск к музыке и пении. Однако, точное толкование подобных стихов остается предметом спора среди ученых.
Какие виды музыки разрешены в Исламе?
В Исламе существует различие мнений относительно разрешенности музыки. Одни ученые считают музыку в целом запрещенной, основываясь на некоторых хадисах пророка Мухаммада (мир ему). Например, в одном хадисе пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Будет из моей уммы люди, которые примут алкоголь, переименуют его и сделают его хорошим. Все, кто садится рядом с ними, предаются игре и музыке, будут облетать их ангелы «. (Ибн Маджа, 4020). Однако, другие ученые считают, что в Исламе разрешены некоторые виды музыки, такие как набаты, несущие исторический и общественный смысл. Набаты были исполнены во время важных событий, таких как свадьбы или победные битвы. Пророк Мухаммад (мир ему) разрешал использование барабанов и инструментов на свадьбах, где пелось хвала Аллаху. Барабаны использовались на свадьбах Аиши в честь ее свадьбы с пророком Мухаммадом (мир ему) (Абу Давуд 4932).
Шейх
Шейх представляет верховную власть ордена, он отдает поручения и распределяет последователям необходимыезикры. Именно этому человеку принадлежит полная безоговорочная власть над последователями. Как только мюрид присягает шейху, два главных закона вступают в силу:
1. Мюриду запрещается возражать своему шейху, спрашивать о чем-либо и требовать объяснений за свой поступок или доказательств своей правоты.
2. Выступление против шейха будет означать расторжение «присяги». Мюрид лишается привилегий, ранее предложенных шейхом, даже если впредь между ними будет дружеское взаимоотношение.
Обряды поклонения в исламе должны быть «таукыфия», то есть, они не могут зависеть и регулироваться кем-то из людей. Все обряды и ритуалы могут исполняться лишь так, как предписал Всевышний, в том виде, в каком их разъяснил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Таким образом, любой обряд или ритуал поклонения должен иметь подтверждение в Коране и Сунне. Всевышний говорит:
«Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду» (Коран 2:111)
Между Богом и Его рабами не может быть посредника – таково положение ислама. Мусульманин взывает к своему Господу напрямую:
«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными» (Коран 40:60)
В суфизме шейх представлен неким «сверхчеловеком» – перед его взором открываются тайны неизведанного, свет Господа, якобы, озаряет для него человеческие души и наделяет его способностью читать мысли. Невозможно что-либо утаить от его зоркого взгляда. Ибн Араби утверждал, что получал откровения от Господа так же, как и пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. По словам Ибн Араби, Господь давал ему поручение во сне или через мистические откровения. Следуя этим поручениям, он и написал некоторые свои труды (М. Ибн Араби «Перлы мудрости»).
Мусульмане убеждены, что знание о скрытом доступно одному Богу. Любой заявляющий обратное – лжец!
«Кто может быть несправедливее того, кто возводит навет на Аллаха или говорит: «Мне дано откровение», – хотя никакого откровения ему не дано…» (Коран 6:93)
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, предупредил мусульман:
«Не возводите ложь на меня, ибо те, кто делает это, войдут в Огонь» (Сахих Муслим).