Биологическое и социальное в человеке: примеры и отличия

Те, кто не похожи на людей: что питомцы думают о нас

Социальное в человеке

Человек – это единственный представитель животного мира, который не подстраивается под окружающую среду, а подстраивает её под себя. Стоит отметить, что влияние человека на природу может быть как разрушительным, так и созидательным. Своим действиями он может нарушать её естественную гармонию, а может облагораживать мир вокруг себя, превращая мрачные топи в цветущие сады.

При этом практически любая деятельность человека неразрывно связана с обществом. Лишь в своём взаимодействии с другими представителями своего вида и с окружающей средой мы становимся людьми, поскольку лишь тогда мы действительно отличаемся от остальных животных. Наша социальная сущность проявляется через общение, осознанную работу, способность приходить к компромиссу и желание заниматься творчеством, создавая что-то для других.

Тип Хордовые

Как видите, место человека в систематике четко определено. Гетеротрофный тип питания, ограниченный рост, способность к активному передвижению определяют его принадлежность к Царству Животные. А вот по особенностям эмбрионального развития человек является представителем типа Хордовые. К этой систематической единице также относятся классы Костные и Хрящевые рыбы, Пресмыкающиеся, Земноводные и Птицы.

Как такие разные организмы могут относиться к одному типу? Все дело в их эмбриональном развитии. На ранних стадиях у них закладывается осевой тяж — хорда. Над ней формируется нервная трубка. А под хордой — кишечник в виде сквозной трубки. В глотке находятся жаберные щели. По мере развития эти зачаточные структуры у человека претерпевают ряд метаморфоз.

Из хорды развивается позвоночник, из нервной трубки — спинной и головной мозг. Кишечник приобретает сквозную структуру. Жаберные щели в глотке зарастают, в результате чего человек переходит к легочному дыханию.

Паранаучные концепции

Помимо рассмотренных, существует ещё целый ряд других концепций антропогенеза. Среди них — концепции, связывающие происхождение человека с влиянием космоса вплоть до теории палеовизита, согласно которой человек — неземное создание: пришельцы из космоса во время своего визита на Землю оставили на ней человеческие существа. Есть концепции, во главу угла которых положены различные энергии: творческая (П. Т. де Шарден), биохимическая, энергия космоса (Л. Н. Гумилев) и др. Мы не будем на них специально останавливаться, поскольку они в меньшей степени проливают свет на биосоциальную сущность человека, чем описанные выше.Итак, согласно современным представлениям, человек имеет двойственную природу. С одной стороны, он — существо биологическое, что проявляется в его анатомическом строении и физиологических особенностях. Его сердечно-сосудистая, нервная, мышечная и другие системы сходны с соответствующими системами высших млекопитающих, к которым принадлежит и человек. С другой стороны, он неразрывно связан с социумом. Человек проявляет себя как существо социальное через такие свои качества, как сознание, разум, способность и готовность к труду, развитые механизмы волевой саморегуляции, стыд, совесть, ответственность, способность к состраданию, альтруизм, доброта, милосердие, способность к творчеству и эстетическому видению мира и т. д. Все вышеперечисленные качества и свойства не являются чем-то заданным и не передаются через наследственные механизмы, а формируются благодаря культурной преемственности. Именно культура является главным сущностным признаком человека разумного (так, в своё время культура мифа обеспечила переход от биологической популяции к социальной общности). Все, что человек умеет, — это прежде всего продукт культурного развития, воспитания и образования.

Таким образом, человек принадлежит одновременно двум мирам (природному и социальному) и предстаёт как некий феномен, включающий в себя уровень природного (биологического), уровень духовного, уровень социального (общественного), уровень родового (общечеловеческого) и уровень космического. Неразрывное единство этих уровней и обуславливает сущность человека, отличную от сущности всех остальных форм жизни на Земле.Ту сторону человека, которая «досталось» ему от природы, принято называть словом «индивид». Индивид — это отдельный представитель человеческого рода, отличающийся от других биологическими признаками (внешностью, физическими данными и т. п.). Социальное начало человека обозначают словом «личность». Личность — это комплекс социально значимых качеств человека, характеризующих его как члена общества (взгляды, знания, умения, навыки и т. п.). Личность формируется только в обществе, во взаимодействии с другими личностями. А неповторимое своеобразие биологического и социального в человеке принято называть его индивидуальностью.

Мотивация и эмоции

Более сложным является вопрос сравнения проявления эмоций у животных и человека. Сложность их решения заключается в том, что первичные эмоции у человека и животных являются врожденными. Оба вида живых существ, по-видимому, чувствуют их одинаково и ведут себя одинаково в соответствующих эмоционально-стимулирующих ситуациях. У высших животных — антропоидов и людей — есть много общего в внешнем выражении эмоций. В антропоидах мы также видим сходство с человеческими настроениями, аффектами и стрессами.

Вот забавный пример. Демонстрация улыбки — это обычная инстинктивная программа у позвоночных. Он используется, чтобы предупредить вас, когда вы сталкиваетесь с кем-то, что вы вооружены и готовы защитить себя. Приматы широко используют его при контакте.

Люди также обнажают зубы в крайнем страхе или гневе. Быть получателем такой демонстрации неприятно и совсем не желательно. Однако, у программы, показывающей зубы, есть два более мягких варианта. Первая — вкрадчивая улыбка. Человек так улыбается, когда вступает в контакт с теми, кого он боится. Вторая — широкая улыбка. Спокойный и уверенный в себе человек улыбается таким образом. В принципе, он тоже показывает вам, что он вооружен и готов постоять за себя и не нуждается в вашем снисхождении. Но эта форма демонстрации настолько нежная, что вы не только не боитесь, но и наоборот, она оказывает гостеприимный и ободряющий эффект. Мы чувствуем: «Здесь, видимо, хороший человек, ему ничего от меня не нужно, мне ничего от него не нужно, но если бы я это сделал, мы бы легко вошли в контакт». Это было замечено давно: когда человек, проживший всю жизнь в тоталитарном режиме, приезжает в страну, где люди чувствуют себя свободными, он сначала удивляется, почему люди вокруг него все время улыбаются друг другу, а также ему. Путешественник, привыкший никому не улыбаться, и когда он улыбается, это неблагодарно, думает первые несколько дней, что от него что-то хотят .

Вы, наверное, не раз видели, как босс, склонный к авторитаризму, когда видит, как его подчиненные улыбаются друг другу в переговорной, расстраиваются и требуют перестать улыбаться. Во-первых, босс привык видеть сотрудников с другой улыбкой — завораживающей улыбкой. Во-вторых, если босс бессознательно чувствует, что среди подчиненных есть люди, которые чувствуют себя свободными, он встревожен: «Свободными от кого? От босса? Не боишься? Значит, они меня не уважают? Я этого не заслуживаю!»

В то же время, люди обладают более высокими моральными эмоциями, чем животные. В отличие от элементарных эмоций, они воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.

Много усилий и времени было потрачено учеными, пытающимися понять сходства и различия в мотивах поведения человека и животных. Оба они, несомненно, имеют много общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно выявить какие-либо заметные мотивационные различия между животными и человеком.

Существует также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о фундаментальных различиях между человеком и животными кажется очевидным и определенно нерешенным, т.е. спорным. Эти потребности включают в себя коммуникацию, альтруизм, доминирование и агрессивность. Их элементарные характеристики можно наблюдать у животных, и до сих пор неизвестно, передаются ли они человеку по наследству или приобретаются в результате социализации.

У человека есть специфические социальные потребности, близких аналогов которым нет ни у одного из животных. Это духовные потребности, потребности с нравственной и ценностной основой, творческие потребности, потребности для самосовершенствования, эстетические и другие потребности.

Одной из основных проблем психологии является понимание того, какие потребности являются ведущими, а какие подчиненными.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Русская эстетика 19 века
  2. Неклассическая современная философия
  3. Мартин Хайдеггер, немецкий философ
  4. Реформация и гуманизм
  5. Активность познавательного субъекта
  6. Проблема истины в философии
  7. Нравственный прогресс: иллюзии и реальность
  8. Философия евразийства
  9. Различные интерпретации общества в истории социально-философской мысли
  10. Техническая практика и ее роль в становлении экспериментального естествознания в XVIII в.

Чем человек отличается от животного: научный взгляд

Современный научный подход сводится к тому, чтобы показать, насколько велико различие между человеком и животным. Наиболее очевидным является отношение к природе: человек подстраивает природу и условия под себя, в то время как животные лишь адаптируются. Сложно представить стаю волков, вырубающих лес для постройки нового микрорайона.

Человек, в отличие от животных, может творить. Да, это действительно так, человек пишет стихи, сочиняет музыку и возводит памятники архитектуры. Но можно ли сказать, что это отличает его от бобра, строящего плотину, или группы муравьёв, возводящих муравейник? Отличие тут не в способности творить, а в объёме интеллекта, так называемого IQ, который у человека выше, чем у животного. Это подтверждается исследованиями американских учёных, которые доказали, что человек способен запоминать больше информации и выстраивать сложные логические схемы.

Человек обладает абстрактным мышлением, то есть он способен рассуждать о вещах, не относящихся непосредственно к его выживанию в природе. Это действительно важная особенность, она позволяет нам обдумать прочитанную книгу, порассуждать о своём поведении, задуматься о более глубинных вещах.

Антрополог Дуайт Рид подтверждает эти выводы, утверждая, что объём кратковременной памяти у человека в два раза выше, чем у наших ближайших собратьев-обезьян, что позволяет нам делать несколько вещей одновременно, или, выполняя физический труд, рассуждать о высоком. Наши четвероногие друзья лишены такой привилегии. И это ещё одно отличие нас от животных.

Философская наука говорит о том, что главное отличие человека от животного в способности мыслить. Деятельность человека, с точки зрения философии, имеет созидательный характер, в то время как животный мир опирается на потребительскую модель поведения.

Кроме того, с точки зрения науки человек склонен испытывать внутреннюю пустоту, он наделён потребностью к духовному развитию. Животное довольно, если у него есть пища и возможность отдохнуть. Хорёк или шимпанзе не станут задумываться о смысле жизни или одиноки ли они во вселенной, их мысли более приземлены, они живут сегодняшним днём. Кроме этого, человек наделён способностью к духовному поиску, у кого-то эта способность дремлет, а кто-то искреннее пытается найти ответы на свои вопросы. Человек верит в Бога, провидение, а животное верит лидеру, вожаку стаи. Зверька не заботит проблема мироздания, он не ищет ответов на вопрос «кто мы и откуда пришли».

Коала — одно из самых тупых животных

Глядя на коал, нельзя не умилиться. Чего только стоят их кругленькие мохнатые ушки, делающие их похожими на Чебурашку! Но Чебурашка у Успенского был вполне умненьким, хоть и странным на вид зверьком. А коалы настолько же симпатичны, насколько и тупы. И это не голословное обвинение.

Всё дело в том, что у коал наблюдается одно из самых маленьких соотношений мозга к телу. Чем меньше пропорция, тем глупее животное. Но коалы глупенькие не только по этой причине. У коал гладкий мозг! Вот совсем-совсем гладкий, редко там можно встретить пару извилин. И в таком примитивном мозге у нейронов маленькая площадь соприкосновения, следовательно, больше пары мыслей о том, как бы поесть и не свалиться с эвкалипта, коала в своей крошечной черепушке удержать не может.

Мозг коалы настолько мал, что около половины объёма полости черепа занято спинномозговой жидкостью. Мозг там бултыхается, как изюминка в стакане, что защищает его от повреждений, если коала упадёт с ветки. Видимо, эволюция решила дать глупому животному встроенный шлем, чтоб оно не разбилось насмерть. А падают коалы довольно часто из-за своей феноменальной неуклюжести. Вы же помните, что у них гладкий мозг? Вот поэтому и координация движений хромает. Хромают у коал и отношения с пищей.

Коалы весьма привередливы в еде. Если бы они могли говорить, то их коронной фразой точно бы стала «Это не хочу, это я не буду!», так выводящая из себя всех мам. Коалы питаются только листьями эвкалипта, причём одного определённого вида. Стоит ли говорить, что эти глупые животные погибают от голода, если вдруг оказываются вдали от родного дерева? Более того, если перед коалой выложить листики того самого эвкалипта, она не распознает их как еду и не притронется к ним. Так и умрёт от голода, сидя в паре сантиметров от еды. Избирательность в еде коал — вообще штука странная. Листья эвкалипта очень ядовиты, а эти животные съедают в день по килограмму этой «вкусняшки», не имеющей практически никакой питательной ценности. Возможно поэтому у коал и гладкий мозг. Откуда ж взяться силам на развитие интеллекта, если в организм не поступают питательные вещества? Да и как им туда поступать, если коалы быстро теряют зубы и не могут жевать?

Если бы в джунглях были стоматологи, то коалы стали бы их постоянными клиентами. Едва детёныш коалы переходит с материнского молока на «питательный» эвкалипт, как у него начинается кариес. Тут пригодился бы Айболит, но, к сожалению, его не существует. Когда у беспомощного животного разрушаются все зубы (а их в пасти немного), то оно умирает от голода. Правда, до этого самое глупое животное на планете обычно успевает обзавестись потомством. Обычно происходит это случайно и в результате изнасилования самцом самки. А ещё коалы настолько глупы, что если в их лесу начнётся пожар, они не будут убегать, а останутся на своём родном эвкалиптовом дереве и погибнут. Не отличается особым интеллектом и ещё одно симпатичное животное с маленьким мозгом — ленивец.

Экологические отличия

В способе жизни, распространения, методах освоения новых пространств для обитания люди тоже имеют уникальные черты, отличающие их от животных.

Распространение вида

Многие виды живой природы занимают все материки, чему предшествовала длинная цепь эволюции, которая смогла обеспечить им механизмы для выживания в данных условиях. Человек смог поселиться на тех территориях, которые не подходят ему для жизни, поскольку его существование в определённых местах не ограничивается условиями окружающей среды.

С этой же целью человечество изобрело одежду – уникальное явление, которое не наблюдается в природе больше ни у одного вида. Благодаря такой высокой приспособляемости люди смогли жить в местах с холодным климатом, который не соответствует требованиям человеческой физиологии. То есть, распространение людей по земному шару не диктуется природными условиями.

Обмен ресурсами

Отсутствие ресурсов не способно препятствовать распространению человека, поскольку мы научились обмениваться пищевыми запасами, полезными ископаемыми и другими необходимыми для жизни материальными ценностями. Это способствовало дальнейшему освоению территорий, которые не могли бы заселиться другими видами животных из-за недостатка кормовой базы.

Использование орудий труда

Некоторые животные могут использовать для своих потребностей определённые предметы. Исключительная черта человечества заключается в том, что мы научились сами создавать такие приспособления, придумывать, проектировать и изготавливать их, что значительно расширило перечень возможностей.

Благодаря тому, что прогресс продолжается, люди не прекращают создавать другие приспособления, которые нередко предопределяют дальнейшее развитие цивилизации.

Применение огня

Биологи, историки, антропологи и другие учёные единогласно считают, что в своём развитии люди совершили огромный скачок благодаря применению огня. Эта способность повлияла не только на возможность переселения в холодные регионы, но и стала началом эры термической обработки пищи. Такое новшество постепенно изменило анатомию желудка и кишечника, повлияло на зубной ряд и челюстную кость. Поэтому клыки у людей не выступают за пределы линии других зубов, как это бывает у животных.

Влияние на планету

Ни один вид живой природы не оказывает такого огромного влияния на Землю, как человек. Мы меняем ландшафты, пути водных артерий, изменяем климат в определённых местностях и на всей планете. Кроме того, деятельность людей активно сказывается и на видовом разнообразии природы.

Теория сходства

В этой теории используется принцип корреляции свойств психики человека и животных. Практически, по этому принципу, в эссе — я неоднократно прибегала.

Память является неотъемлемым свойством психики как человека, так и животных. Но и здесь можно вывести существенное различие между ними. Как мы знаем из фактов, человеческая память не имеет определенных пределов, по крайней мере, эти пределы не были определены наукой. Наука знает о существенных способностях человеческой памяти, но большинство человечества не научилось ими пользоваться. Память о животных обусловлена их предназначением для жизни на земле. Собака, например, может помнить своего хозяина на протяжении всей своей земной жизни; даже после долгой разлуки собака всегда узнает своего хозяина. Собака воспринимает человека визуально, через обоняние и т.д. Но собака не может воспринимать своего хозяина как всеохватывающую личность, а это значит, что ее память не предназначена для хранения таких представлений в ней.

Память о животном существенно отличается от памяти человека: У животных происходит непроизвольное воспроизведение идей по законам механического объединения, но у них нет памяти в том смысле, что они способны воспроизводить идеи добровольно или активно; они не способны сознательно переходить от одной идеи к другой и останавливаться на том, что ищут. Поэтому у животных нет понятия времени: прошлое, будущее. Для них все события происходят в настоящем. Познание животных характеризуется узким пределом чувственности, инстинктом самосохранения и отсутствием поиска истины.

Человеческая воля имеет онтологически абсолютную свободу. Человек способен как лишить себя жизни, так и отдать свою жизнь ради другого человека (военный подвиг). Человек всегда имеет возможность выбирать между сильными и слабыми мотивами. Животные подчиняются только сильным мотивам. У животных чувственная мотивация играет более важную роль. Например, тигр, подвергнувшись сильному мотиву (ощущению голода), убивает другое животное и не испытывает угрызений совести, когда оно наполняет свой желудок. Таким образом, нравственные ценности, как и сама мораль, неизвестны животному миру.

Психология как наука ставит главный вопрос в сравнительной психологии человека и животных, то есть души. Какова сущность души человека и животного, как в земной перспективе, так и в вечной жизни? Профессор Вильгельм Вундт ссылается на материалистическое понимание души, в котором психические процессы рассматриваются как проявления материи, например, элементов мозга», а спиритуалистическое (духовное) понимание души как «состояние нераздельного и вечного бытия, четко отделенное от материи». Наука, оперируя в своём познании понятием «опыт», следовательно, подходит только для изучения материальной составляющей, к сфере духовной, «специально выделенной из материи», естествознание лишь констатирует существование души как духа, на фоне которого опыт оказывается бессильным. А в вопросе о связи между телом и духом Вундт лишь подтверждает неспособность науки исследовать этот вопрос: «связь между ними остается загадкой». Тем не менее, есть попытки оценить сущность души с научной точки зрения. Например, Войно-Ясенецкий дает определение души: «Что такое душа? В своей простейшей форме он представляет собой у животных комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей и чувств, следов воспоминаний, объединенных самосознанием (дух у высших животных), или только (в низших) комплекс органических ощущений. Примитивный дух животных — это только дыхание жизни (у низших животных). По мере того, как человек поднимается по лестнице существ, его духовность растет, а зачатки ума, воли и чувств соединяются с дыханием жизни.

Классс Млекопитающие

Типичным представителем класса Млекопитающие является человек. Систематика относит его к этому таксону не случайно, а по целому ряду характерных признаков. Подобно всем представителем млекопитающих животных, человек выкармливает своих детенышей молоком. Это ценное питательное вещество вырабатывается в специализированных железах.

Систематика человека разумного относит его к группе плацентарных млекопитающих. Во время внутриутробного развития этот орган связывает организм матери и будущего ребенка. В плаценте их кровеносные сосуды переплетаются, между ними устанавливается временная связь. Результатом такой работы является осуществление транспортной и защитной функций.

Сходство человека с другими представителями млекопитающих заключается также в особенностях строения систем органов и протекании физиологических процессов. К ним относится ферментативное пищеварение. Биологически активные вещества выделяются печенью, слюнными и поджелудочной железой. Общей чертой является и наличие дифференцированных зубов: резцов, клыков, больших и малых коренных.

Наличие четырехкамерного сердца и двух кругов кровообращения обусловливает теплокровность человека. Это означает, что температура его тела не зависит от данного показателя в окружающей среде.

Как ученые искали отличия человека от животного

Кэтрин Поллард в 2003 г. участвовала в секвенировании генома шимпанзе и в 2009 г. опубликовала работу под названием «Что делает нас людьми?» Шимпанзе для исследований выбрали потому, что на сегодняшний день это самые близкие наши родственники.

В ходе исследований генома шимпанзе и человека выяснилось, что 99% генома человека и шимпанзе идентичны. Но вряд ли кто-то поспорит с тем, что мы не очень похожи, даже внешне. Что же такого в этом 1%, изменившемся за последние 6 миллионов лет, что делает нас разными?

Впрочем, даже этот 1% содержит огромное количество пар нуклеотидов. Так что результат сравнения генома человека и шимпанзе удивил не только минимальным количественным отличием.

Фото: geneticliteracyproject.org

Объяснение выражения Аристотеля

Идея о социальной сущности человека принадлежит Аристотелю. Высказал эту мысль древнегреческий философ в сочинении «Политика».

Общественное животное – это существо, чей образ жизни можно назвать публичным, социальным, общественным.

Иначе говоря, человек предназначен к жизни сообща, к жизни в среде себе подобных. Только в общежитии биологическое существо становится социально зрелой личностью, имеет возможность для развития.

Важно! Нужно учитывать тот исторический период, в котором жил и творил философ. А также главенствующие идейные течения и контекст, формат общественной жизни территории проживания Аристотеля.. Малоизвестно другое высказывание древнегреческого мыслителя, которое дополняет первую фразу

Смысл его заключается в том, что человек, который живет вне общества, становится либо Богом, либо зверем.

Малоизвестно другое высказывание древнегреческого мыслителя, которое дополняет первую фразу. Смысл его заключается в том, что человек, который живет вне общества, становится либо Богом, либо зверем.

Значит, мыслитель предполагал, что человек может отдалиться от социума. Но при этом, он не станет полноценной личностью. Считал, что существует только 2 пути отчуждения: руководство биологическими инстинктами, возврат к более простой форме жизни либо отстранение от мирской жизни, развитие чувств и инстинктов на качественно новом уровне.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Amarantka-pro
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: