Почему же принятие ответственности не делает человека действительно взрослым?
Парадокс, но, оказывается, можно взять на себя ответственность, не приняв ее изнутри. Это и будет по сути то, то описано выше, то есть формальная актерская игра определенной роли. Человек делает все правильно, однако в качестве мотива выступает не внутреннее ощущение взрослости, а что-то еще. В роли такого внешнего мотива может быть желание казаться правильным в глазах других или даже казаться взрослым. «Смотрите все, я взрослый, потому что несу на себе груз ответственности».
Другой формой такого желания является страх показаться несерьезным, безответственным, тем, кто может не оправдать чужого доверия. Мотив все равно остается внешним, только меняет знак на «минус».
Сочинение рассуждение 3
Если бы я был взрослым, то каждый день своего существования становился бы лучше, чем был прежним днем. Казалось бы, довольно простая задача, но ведь во взрослом мире никто меня не станет принуждать к этому. Поэтому становиться лучше намного труднее.
Когда ты являешься ребенком, то в школе тебе дают образование, в различных секциях есть возможность тоже чему-то учиться и там тоже работают педагоги. В общем, целя индустрия работает для того чтобы каждый день делать ребенка лучше. Помимо этого есть близкие, которые тоже хотят ребенку всяческого добра.
Когда человек становится взрослым, о нем перестают так заботиться, более того, ему самому нужно заботиться и о собственном благополучии и о других. Поэтому гораздо труднее становиться лучше с каждым днем и превосходить себя ежедневно. При этом, на мой взгляд, цель человеческого существования (если сказать в двух словах) заключается в регулярном улучшении себя и преображении в существо более высокого порядка, как бы пафосно не звучали эти слова.
Самое главное не забыть об этом намерении и пронести его из своего нынешнего настроения ребенка, во взрослую повседневность. Ведь помнить о таких зароках довольно трудно. Люди меняются год от года и конечно еще более меняются, если для этого существуют внешние обстоятельства, которые сочетаются со взрослением.
Фантазии о том, как становиться взрослым, не так распространены в нашем искусстве, в частности в литературе. Пожалуй, близка к этому только Сказка о потерянном времени, написанная Шварцем.
В американской культуре таких сюжетов намного больше, в частности в кино. Есть много кинофильмов, когда ребенок оказывается в теле взрослого и после этого начинает узнавать мир взрослых. Из такого кино, возможно, чему-то обучиться и даже пофантазировать с создателями на заданную тему.
Если бы мое взросление было бы выполнено таким образом, то не принесло бы радости. На мой взгляд, каждому возрасту свой черед и детство создано в том числе для того чтобы фантазировать о том как быть взрослым, но не для того чтобы действительно мгновенно становиться взрослым ведь в этому нужно готовиться, чтобы помнить потом о самом главном.
6 класс. 10 предложений
Сочинение на тему Взросление
Взросление – это процесс становления личности, во время которого человек переходит от детского мировоззрения ко взрослому. Процесс этот проходит у каждого человека по-разному, может быть резким, может затянуться на многие годы, а может вообще растянуться на всю жизнь.
Когда человек взрослеет, кажется, что мир вокруг него тоже меняется. Почему так происходит? Мне кажется, что мир не меняется, он остается прежним, меняется сам человек, его мысли, стремления, желания, цели, ощущения. Он просто начинает смотреть на мир другими глазами.
Подобный процесс можно наблюдать в тексте Б.Л. Пастернака. Мы наблюдаем, как начинается взросление героев Ники и Нади. Ника говорит: «Пора начинать жизнь, зарабатывать, идти в люди». Эти слова показывают, что процесс взросления у мальчика начался: он начинает задумываться о будущем.
Ника ссорится со своего подругой, они дерутся и оказываются в воде. Мальчик видит, как меняется мир вокруг него: случись подобная ссора раньше, они с подругой бы «шумели» или «хохотали», а теперь они молчали, «подавленные бессмыслицей происходящего».
Причиной таких изменений служит новое для ребят чувство – влюбленность, потому и мир теперь кажется совсем не таким, каким был раньше. Меняются и реакции ребят: Надя «по-взрослому» называет Нику сумасшедшим, а Ника «по-взрослому» извиняется.
Так начинается процесс взросления героев, когда на передний план выходит чувства к человеку, новые планы, а не окружающий мир. Если раньше мальчик повелевал природой, то сейчас его желание — оказаться рядом с Надей.
Эти примеры показывают, что взросление меняет мировоззрение и приоритеты человека, потому мир вокруг него тоже меняется.
Формирование половой зрелости
Половая зрелость — это один из ключевых моментов в процессе взросления человека. У мужчин и женщин этот процесс происходит по-разному. У мальчиков половое созревание начинается примерно в 13 лет и длится до 18-21 года, в то время как у девочек этот процесс начинается раньше — примерно в 9-10 лет и продолжается до 16-17 лет.
Физические изменения, происходящие во время полового созревания, связаны с появлением вторичных половых признаков. У мальчиков это увеличение яичек, пениса, рост груди и увеличение мышечной массы. У девочек основные изменения связаны с развитием молочных желез, ростом волос в подмышечных впадинах и в области гениталий.
Вместе с физическими изменениями происходят и психологические. Ребенок начинает интересоваться противоположным полом, возникают первые личные отношения, могут появляться стремления к сексуальным контактам.
Важно помнить, что формирование и закрепление половой зрелости проходит по-разному у каждого человека и зависит от многих факторов: физиологических, социальных, культурных и т.д. Отношение к этому процессу имеет также большое значение
Открытость и готовность к общению и разговорам на важные темы могут помочь ребенку проще и безболезненнее переживать этот период.
Основные этапы переходного возраста
Время летит очень быстро. И вот, однажды, повзрослевший малыш начинает готовиться ко вступлению во взрослую жизнь. Как раз в это время у не до конца повзрослевшего ребенка начинают проявляться всевозможные странности.
При этом некоторые родители не обращают должного внимания на эти изменения, да и сам переходный возраст проходит для них практически незаметно. Но в некоторых семьях этот же период предполагает массу беспокойств и проблем, ведь все зависит от ребенка, его характера и воспитания с самого раннего детства. В любом случае почти все дети в переходном возрасте становятся неуправляемыми. Они становятся агрессивными и конфликтными.
Все родители должны быть готовы к подобным изменениям в характере собственного ребенка. При этом психологи выделяют основные этапы переходного возраста, всего три, по мере прохождения которых подростки не просто ведут себя по-разному, но и предъявляют различные требования ко взрослым. Это и есть этапы взросления, которые характеризуются так:
1. Первый этап приходится на возраст в 10-12 лет. Он характеризуется появлением у детей потребности к решению всех возникающих проблем и вопросов самостоятельно. Более того, им кажется, что теперь родители обязательно должны считать их взрослыми. Зачастую родители воспринимают подобное поведение со смехом, относясь ко взрослым разговорам своего чада не иначе как с юмором. Но так делать как раз нельзя, так как нужно не поднимать ребенка на смех, но и относиться к нему со всей серьезностью.
2. Второй этап взросления наступает примерно к 13-14 годам. В это время все семейные споры постепенно отходят на второй план, а подросток все активнее самоутверждается, демонстрируя и доказывая свою значимость в обществе. Теперь у него возникают мысли не только о значимости среди сверстников и в семье, но и о собственных правах. Поэтому в это время родители должны внимательно оценивать окружение своего ребенка, с кем он гуляет и общается, проводит большую часть свободного времени. Ведь в этом возрасте дети особенно впечатлительны и могут быстро нахвататься на улице много ненужного.
3. Третий этап начинается уже после 15-ти лет. Пожалуй, он самый трудный на протяжении всего переходного возраста и взросления, так как он связан с самореализацией подростка. В данном случае огромную роль играют и гормоны, которые действуют на физиологическом уровне. Нередко получается так, что ребенок пребывает в отличном настроении, а всего через несколько минут становится замкнутым и даже агрессивным. Поэтому и взрослые должны быть готовы к переменам, а также помнить о том, что это временно и в скором времени пройдет.
При этом все три описанных этапа переходного возраста характерны, как для девочек, так и для мальчиков. При этом взросление у каждого подростка будет сугубо индивидуально, ведь он не имеет никаких четко определенных границ. Да и опасности переходного возраста для разных подростков могут существенно различаться. Так, если одни дети в это время почти не доставляют хлопот своим родителям, да и сам этот промежуток времени протекает для них спокойно и стабильно, то у других он связан с огромным количеством противоречий. Во втором случае дети становятся действительно кошмаром для родителей, а ссоры и конфликты становятся ежедневными и регулярными.
Почему стареть — не значит взрослеть?
Часто можно встретить человека с несколькими высшими образованиями, не способным при этом к самостоятельной жизни
Обретая понимание того, кто такой взрослый, родителям особенное внимание следует уделять эмоциональному и психологическому развитию ребенка, ведь чаще всего причины нежелания взрослеть таятся в детстве. Рассмотрим самые распространенные из них:
- родители не обучают брать на себя ответственность, не обладая элементарной психологической грамотностью;
- гиперопека — дети, привыкшие к тому, что за них все решит мама или папа, выбирают в будущем похожего партнера, который заменит им родителей;
- копирование модели поведения родителей;
- страх потерпеть неудачу после проявления инициативы приводит к тому, что человек желает всегда «быть в тени», пока кто-то взрослый все уладит.
Людей, не желающих взрослеть, часто называют инфантильными. Есть множество разных судеб и некоторым удается устроить свою жизнь, не проявляя инициативы и всячески избегая ответственности. Однако, намного чаще, дети в телах взрослых чувствуют себя несчастными, не способностями справляться с реалиями окружающего мира. Психолог может помочь справиться с ситуацией и взять контроль над своей жизнью в собственные руки.
Периодизация психического развития
Принято различать два типа возраста. Физическую легко вычислить с рождения. Умственный возраст рассчитать сложнее, поскольку его нельзя привязать к дате.
Психологи расходятся во мнениях относительно того, какой должна быть периодизация. Жан Пиаже, например, основывал свою классификацию на умственном воспитании:
- С момента появления на свет до двухлетнего возраста длится сенсомоторная стадия. На этом этапе ребенок изучает новый для него мир и активно с ним взаимодействует.
- С двух до семи лет наступает дооперационная стадия. В этот период дети манипулируют предметами.
- С семи до двенадцати лет действия приобретают конкретику, появляется абстрактное мышление, и ребенок может учиться в школе.
- После двенадцати лет наступает период формальных операций. У детей появляются первые навыки научного мышления, они полностью оперируют абстрактными понятиями. Они могут понимать отдаленные перспективы и ставить себя на место других людей.
Слободчиков разработал несколько иную классификацию. Он выделил четыре фазы:
- До года шло оживление.
- С года до шести лет – одушевление, в этот период ребенок понимает себя как живую личность.
- С шести до восемнадцати лет – персонализация. Дети осознают свою индивидуальность.
- С восемнадцати до сорока лет – индивидуализация. В этот период человек стремится к осознанию своего места в мире.
Этапы периодизации могут называться по-разному, в зависимости от автора классификации. Дистеверг просто выделяет три стадии: Господство над чувствами, господство над памятью, господство над разумом. Он не относил их к определенному возрасту.
Периодизации развития взрослого человека
В качестве примеров приведу различные периодизации как зарубежных так и отечественных психологов.
Периодизация Ш. Бюллера
Ш. Бюллер считал зрелость — периодом расцвета, а 50 лет — временем старения и угасания, окрашивающего жизнь мрачными красками. До 16 — 20 лет у человека нет семьи, профессии, жизненного опыта. От 16 — 20 до 25 — 30 лет происходит предварительное самоопределение, выбор супруга, начало построения семьи. От 25 — 30 до 45 — 50 лет наступает зрелость: появляется семья, призвание, самореализация, постановка конкретных жизненных целей. От 45 — 50 до 65 — 70 — старение — это период душевного кризиса, в конце периода нет ни самоопределения, ни конкретных жизненных целей. После 65 — 70 лет наступает старость: у человека потеряны социальные связи, он бесцельно существует, обращается к прошлому, пассивно ожидает смерти. Достаточно пессимистичная периодизация.
Периодизация Р. Гулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта
Американские психологи более оптимистично рассматривали взрослый период жизни человека. Они считали, что во взрослой жизни наступает душевное равновесие, только в 30 и 40 лет человек переживает кризис.
16 — 22 года ученые определяют как время взросления: человек ещё пребывает в неопределённости, но уже стремится к самостоятельности. Это время ухода из родительского дома и родительской опеки.
23 — 28 лет — время осознания себя взрослым человеком с правами и обязанностями, начало формирования представлений о своей будущей работе и жизни, попытки построения семьи.
29 — 32 года — переходный период в жизни человека: прежние представления о жизни претерпевают изменения, иногда жизнь строится заново.
33 — 39 лет — время «бури и натиска» (как бы возвращается период отрочества). Достигнутое кажется недостаточным, семейные отношения не особо радуют, все силы вкладываются в работу.
40 — 42 года — кризисный период: «взрыв в середине жизни», впечатление, что жизнь проходит зря, а молодость уже утрачена.
43 — 50 лет — новое равновесие, привязанность к семье.
После 50 лет — источником постоянного удовлетворения является семья и успехи детей. Осмысление вопросов о смысле жизни и ценностях сделанного за истекший возрастной период.
Периодизация В. Ф. Моргуна
В отечественной психологии проблеме периодизации развития зрелой личности было уделено меньше внимания, а интерес возрос только в последние десятилетия. В. Ф. Моргун выделил 10 стадий развития
18 — 23 г. — период юности. Молодые люди переступают порог взрослой жизни, ищут своё место в обществе, происходит личностное и профессиональное самоопределение.
24 — 30 лет — молодость. Осознание нереальности юношеских мечтаний, выработка индивидуальности, поиск спутника жизни, создание семьи, специализация в выбранной профессии.
Около 30 лет — переход к расцвету. Если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения, наступает кризис.
31 — 40 лет — расцвет. Это время высокой работоспособности и отдачи. Приобретается богатый жизненный опыт, человек становится полноценным специалистом в своей профессии и семьянином. Впервые задумывается над вопросом: «Что остаётся людям?»
Около 40 лет — переход к зрелости. Если ранее не было целенаправленной работы по самосовершенствованию, возможны личностные сдвиги и кризис.
40 — 55 лет — зрелость. Это вершина жизненного пути личности. Приобретено профессиональное мастерство и положение в обществе, появляется стремление передать свой опыт другим.
50 — 55 лет — кризис. Начало и осознание возрастных перестроек: физиологическое старение приводит к пессимизму или к изменению образа жизни, постановке новых целей.
55 — 75 лет — пожилой возраст. Человек стремится передать накопленный жизненный опыт, возникает желание продолжать творческую активность, больше общаться.
75 — 90 лет — старческий возраст. Время выполнения функций бабушки и дедушки, общение с широким кругом друзей и близких, включение в посильные виды деятельности.
Свыше 90 лет — период долгожительства. Адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе и на уровне личности.
Периодизация Г. С. Абрамовой
Не буду подробно описывать содержательную сторону периодизаций, т. к. во многом психологическое содержание совпадает, укажу только возрастные границы.
18 — 22 года — юность
23 — 30 лет — взросление
30 — 33 г. — переходный возраст
36 — 50 лет — зрелость
51 — 65 лет — пожилой возраст
Старше 65 лет — старость
Жизненные этапы человека
49 — 55 лет.
Знак жизни меняется на знак Скорпиона. Это довольно сложный и критический этап в жизни любого человека, особенно в жизни женщины. Приходится менять свои давние взгляды, а это нелегко. Эта абстиненция болезненна и трудна. У людей, заболевших раком в этом возрасте, часто около 52 лет, может возникнуть сексуальная неудовлетворенность. В этом возрасте люди обладают невероятной силой саморазрушения, поэтому они часто готовы пойти на все ради достижения своих целей.
Важно держать свои эмоции под контролем, не увлекаться самосарказмом и не замыкаться в себе. Встречайтесь с друзьями, изучайте психологию, занимайтесь творчеством, выходите в мир
В этом возрасте вы можете открыть в себе оккультные или магические способности. Особенно подвержены этому женщины в возрасте 52 лет. Для людей, которые до сих пор жили не совсем правильно, судьба предоставляет возможность жить по новым принципам, отказаться от ошибочных идей и исправить свои ошибки
Встречайтесь с друзьями, изучайте психологию, занимайтесь творчеством, выходите в мир. В этом возрасте вы можете открыть в себе оккультные или магические способности. Особенно подвержены этому женщины в возрасте 52 лет. Для людей, которые до сих пор жили не совсем правильно, судьба предоставляет возможность жить по новым принципам, отказаться от ошибочных идей и исправить свои ошибки.
Последовательность фаз жизненного цикла
56 — 63 года
Знак жизни переходит в знак Стрельца. Человека привлекают религия и философия. Многие в этом возрасте испытывают поверхностную тягу к знаниям, которых у них раньше не было. Они хотят изучать разные философские течения, разные науки. В большинстве случаев это не работает, потому что если вы возьметесь за слишком много дел сразу, вы не получите результатов. Лучше выбирать одну вещь за другой и углубленно изучать ее.
В возрасте 56 лет общество вновь испытывает человека. Здесь всплывают все ошибки и заблуждения, совершенные в возрасте 37-38 лет.
Те, кто жил мудро, занимают высокое место в обществе в этом возрасте. Те, кто провалил испытание, не достигают поставленных целей и отправляются отдыхать.
Этапы жизненного цикла
63 — 70 лет
Точка жизни перемещается в знак Козерога. Это последний шанс. В 63 года человек может принять свое последнее решение, потому что даже в этом преклонном возрасте можно изменить свою жизнь, если захотеть.
Тот, чей выбор был неправильным, либо портит свою жизнь, либо отказывается от нее. Это особенно актуально для людей, которые хотят создать еще одну семью, потому что в 90 процентах случаев ничего не получается. Старое можно легко разрушить, но создать новое практически невозможно.
В этом возрасте важно оторваться от стереотипов, окончательно сформировать свой философский костяк и уметь четко оценивать каждое событие. Однако никогда не навязывайте свое мнение, внимательно слушая собеседников
Важно правильно строить отношения с родственниками, потому что многие проявляют деспотизм в столь зрелом возрасте. Человек должен работать над развитием дипломатии и способности идти на компромисс
70 — 77 лет
2 вариант
Взросление человека является частью жизненного цикла. Ребенок рождается совсем крохотным. Постепенно, день за днем, растет. Изменяется характер, поведение. Нарабатываются привычки.
В детстве малыш живет в мире сказок, фантазий. Играет с любимыми игрушками. Еще вчера резвился в песочнице, сегодня – читает стихи юной однокласснице. В подростковом возрасте уже прежние игры становятся неинтересными. Появляются новые друзья, интересы. И так со временем человек становится взрослым. Соответственно, меняется роль в обществе.
Каждый ребенок желает скорее повзрослеть. Думая, что взрослому легко, не нужно ходить в детский садик, кушать кашу, спать днем. Быть взрослым – это серьезность. Это означает отвечать за собственные действия, поступки, принимать самостоятельное решения. На самом деле взросление не простой этап.
Если посмотреть в словарь, можно увидеть, что слово «взрослеть» означает становиться взрослым. Что же значит слово «взрослый»? Оказывается, что это человек, который достиг зрелого возраста. Совершеннолетним ребенок становится в возрасте 18 лет. Это согласно документам.
Наглядно процесс становления личности отображен во многих произведениях литературы. Некоторые из них вырастают, другие так и остаются детьми.
Приведем пример. Произведение автора Л. Леонова «Русский лес» ярко показывает взросление главного героя Романа. Храбрость солдата побеждает страх перед сражением. Подаренный букет девочки помогает принять ответственность за действия.
Одно из самых знаменитых произведений «Война и мир» Л. Толстого рассказывает про героя Петю Ростова. Война меняет юношу. В нем проявляется стойкость духа.
Изменения заметны даже на уровне физиологии. Организм растет, укрепляется, меняется телосложение, внешность. У мужчин становится грубее голос, появляется щетина. У девушек выразительной становится талия, косички распускаются, превращаясь в локоны, развивающиеся на ветру.
Что же влияет на взросление?
Среда, в которую попадает человек, помогает повзрослеть. Обстоятельства, трудности, заботы, которые встречаются на пути. Совершая ошибки, приходит понимание как же лучше поступать в той или иной ситуации.
Задача каждого человека – стать взрослым, ответственным, поступать по совести и чести, развить качества характера, помогающие преодолевать все препятствия. Жить осознанной жизнью.
Вертикальное и горизонтальное развитие личности
Когда в течение жизни с человеком происходят радикальные перемены, которые подводят его к новой стадии развития, и он вступает на следующий уровень, происходит вертикальное развитие. Если же человек останавливается на какой-то одной стадии и предпочитает совершенствоваться именно на достигнутом уровне, то речь идет о горизонтальном развитии личности.
Психолог Сюзанна Кук-Гройтер утверждает, что необязательно проходить всю вертикаль в 8 стадий, а каждый вправе остановиться в той стадии, которая дарит максимальный комфорт и ощущение полноценности бытия. Горизонтальное развитие не следует воспринимать плохо при условии, что оно не прекращается. Но 55% человечества предпочитают движение вверх: именно так большинство представляет самосовершенствование, успех и свободу, по сути, копируя модель взросления ребёнка
Однако на самом деле нет хороших или плохих уровней, важно осознавать своё местоположение и не терять из виду перспективы
Дети, подростки и взрослые
Со временем мы растем и неизбежно меняемся, но можно ли понять в каком возрасте люди становятся по-настоящему взрослыми? С точки зрения законодательства все просто – взрослым считается любой человек в возрасте 18 лет и старше. Многие ученые, однако, не согласны с таким определением, а результаты целого ряда научных исследований показали, что взросление – сложный феномен, растянутый во времени.
Большое значение также имеет возросшая продолжительность жизни, наблюдаемая во всем мире. Сегодня одно только детство можно разделить на несколько категорий – «раннее детство», «юношеский и подростковый период» и «постподростковый период»; то же самое касается взросления – исследователи выделяют «молодых взрослых», «людей среднего возраста» и «людей преклонного возраста» (при этом старость тоже делится на несколько категорий).
Нельзя не отметить культурные и социальные нормы, также подверженные изменениям – с годами мы избавляемся от устаревших представлений и обретаем новые. Так, считать 18-летнего человека взрослым сегодня несколько старомодно, а результаты новейших исследований в области нейробиологии показывают, что подростковый возраст длится до 25 лет. Полностью взрослыми, если верить нейробиологам, мы становимся примерно в тридцать (хотя точный возраст варьируется от человека к человеку).
Ученые считают взрослыми тех кому за тридцать из-за их окончательно сформированного мозга (даже если основная часть изменений произошла в подростковом возрасте). Эти метаморфозы оказывают огромное значение как на поведение, так и на склонность к развитию ряда психических заболеваний (например шизофрении или депрессии). Более того, под вопросом находится само определение перехода из детства (подросткового возраста) во взрослую жизнь.
Помимо развития мозга к маркерам взросления относятся такие социально-экономические факторы как рост цен (в том числе на жилье) и нестабильность рынка труда. Эти факторы, по мнению ученых, задерживают традиционные признаки взрослой жизни (брак, воспитание детей и экономическая независимость), тем самым продлевая подростковый возраст (этот термин впервые описал психолог Стэнли Холл в статье 1904 года, определив подростковый возраст «этапом жизни между детством и взрослением»).
7 Этапов развития личности по возрасту
Наиболее часто используемая возрастная классификация — это развитие личности по Фрейду и Эриксону, которое подразумевает изменение сознания человека по мере его взросления. Существует также концепция развития личности в соответствии с социальным и духовным уровнями восприятия жизни.
Начнем со стадий развития личности по возрастному критерию, так как эта теория является наиболее популярной и распространенной.
1. Младенчество
Эта стадия, выделенная Эриксоном и Фрейдом («оральная стадия»), является этапом, на котором закладываются основы личности и отношения к окружению — доверие или недоверие, уверенность или подозрительность.
Конечно, мать играет важную роль в жизни ребенка, поскольку она представляет для него целый мир. Он нуждается в заботе матери, которая дает ему ощущение последовательности и узнаваемости его переживаний. Дальнейшее развитие личности ребенка во многом зависит от первых дней его жизни.
Когда доверие присутствует, ребенок воспринимает мир позитивно, как надежный и предсказуемый, и терпимо относится к трудностям, даже к временному отсутствию матери. Когда материнская забота отсутствует, возникает чувство недоверия, страха и подозрительности. Поэтому первый период основан на доверительных отношениях.
2. Раннее детство
Период между 1-м и 3-м годом жизни, который соответствует «анальной стадии» Фрейда, является периодом, когда ребенок приобретает способность контролировать свои секреторные функции. Ребенок также становится физически сильнее и способен выполнять более сложные действия — ходить, лазать, умываться.
Призыв к независимости широко распространен, и важно помочь родителям действовать самостоятельно. У ребенка должна быть возможность развиваться и становиться независимым
Если ребенка постоянно опекают и заставляют все делать самому, это так же вредно для его развития, как и необоснованное отношение к праву.
Это приводит к неуверенности и слабости в будущем. При позитивном развитии развиваются сила воли и самоконтроль.
3. Дошкольный возраст
Дошкольный возраст (3-6 лет) также называют «возрастом игры» или «фаллической стадией» Фрейда, временем осознания различий между полами. Этот период характеризуется увеличением социальных взаимодействий — игры, общения со сверстниками и взрослыми, интереса к трудовой деятельности.
Саморазвитие проявляется в способности брать на себя ответственность за меньших или более слабых и заботиться о животных. Самый главный девиз: «Я есть то, чем я хочу стать». Супер — Эго теперь формируется в результате понимания социальных границ. Воспитывать и заботиться о ребенке можно, для этого есть все предпосылки.
Детям нравится делать что-то самим, они начинают общаться с особенными, важными людьми и ставить перед собой цели. Они также проявляют фантазию при выборе игрушек и разработке собственных занятий. Ребенка следует поощрять к самостоятельным действиям, что является основой для развития инициативы, независимости и творчества.
4. Школьный возраст
Школьный возраст (6-12 лет) называется «латентным периодом» в теории развития личности Фрейда. Психика приходит в себя, и на первое место выходят покорение и знакомство с внешним миром, налаживание контактов
В центре внимания — желание приобретать новые знания, все то, что важно для общества, в котором растет ребенок
Критерии психологической зрелости и признаки незрелости
В современном мире есть иллюзия, что этап взросления — это плохо, лучше оставаться в детстве, как можно дольше. На самом деле, многим людям уже давно пора избавиться от розовых очков и осознать, что детство уже закончилось, а во взрослой жизни есть множество преимуществ. Перед взрослым человеком открываются различные возможности, он может строить определенные планы и воплощать свои мечты в реальность.
Согласно ряду психологических исследований критериями зрелости являются:
- умение конструктивного взаимодействия с окружающим миром;
- ответственность за то, что происходит;
- нежелание перекладывать на кого-то свою вину или ошибки;
- умение противостоять психоэмоциональному стрессу, справляться с ним;
- возможность реализоваться в профессиональной деятельности;
- умение понимать других людей, испытывать к ним любовь;
- возможность принятия рациональных решений, обдуманных и взвешенных.
Человек, который соответствует вышеизложенным критериям, является психологически взрослой личностью. Если же присутствует инфантильность, то этот индивид застрял в детстве.
Если рассматривать психологическую незрелость, то существует ряд признаков, характеризующих данное состояние.
- Нерешительность. Сталкиваясь с какой-то проблемой, индивид не может сделать выбор, его пугают возможные ошибки.
- Безответственность. Человек постоянно перекладывает на кого-то принятие решений, особенно самых важных в своей жизни. Делает это для того, чтобы избавится от ответственности за возможные последствия.
- Излишняя жалость к своей персоне, потребность обвинять всех вокруг, но не себя. Такому индивидуум мир кажется несправедливым. Человек начинает винить во всех своих проблемах во взрослом возрасте своих родителей.
- Категоричность суждений. Если взрослые люди могут гибко реагировать на различные события, то человек, который все еще психологически не зрел, начинает делить мир на белое и черное, присутствует уверенность в том, что собственная позиция является верной, а мнение других людей неправильным.