Пол и гендерная социализация
Пол и гендерная социализация — это два тесно связанных, но отличающихся понятия. Пол — это биологическая характеристика человека, определяемая его физическими и генетическими особенностями. Гендерная социализация, с другой стороны, относится к процессу, в котором общество передает нормы, роли и ожидания, связанные с полом.
Гендерная социализация начинается с самого раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни. Она осуществляется через различные каналы коммуникации, такие как семья, образование, медиа и культура. В результате этого процесса люди усваивают и внутренне принимают определенные гендерные роли, стереотипы и предрассудки.
Семья играет важную роль в гендерной социализации. Родители и другие члены семьи передают детям определенные гендерные ожидания и роли. Например, мальчикам могут говорить, что им нужно быть сильными и не показывать эмоции, а девочкам — что им нужно быть заботливыми и заниматься домашними делами. Эти ожидания и роли формируют представления о том, какими должны быть мужчины и женщины.
Образование также играет важную роль в гендерной социализации. Школы и университеты могут передавать определенные гендерные стереотипы и ожидания через учебные программы, учебники и методы преподавания. Например, в некоторых областях науки и техники все еще существует предрассудок, что эти области предназначены в основном для мужчин, что может отпугивать девочек от выбора таких профессий.
Медиа и культура также оказывают значительное влияние на гендерную социализацию. Фильмы, телевизионные шоу, реклама и музыка формируют определенные гендерные стереотипы и идеалы красоты. Например, женщины часто изображаются в роли объектов сексуального вожделения, а мужчины — в роли сильных и успешных лидеров. Эти образы и стереотипы могут оказывать давление на людей, чтобы они соответствовали этим идеалам.
Гендерная социализация имеет значительное влияние на личность и самовосприятие человека. Она формирует наши представления о том, как мы должны выглядеть, вести себя и взаимодействовать с другими людьми
Однако, важно осознавать, что гендерная социализация не является неизменной и что каждый человек имеет право на свободу выбора и самовыражение, независимо от своего пола или гендера
В целом, гендерная социализация является сложным и многогранным процессом, который формирует наши представления о гендере и влияет на наше поведение и самовосприятие. Осознание этого процесса и критическое отношение к гендерным ролям и стереотипам помогает нам создать более равноправное и инклюзивное общество.
Гендер в разных культурах
Культура – это набор отношений, ценностей, убеждений и форм поведения, разделяемых группой людей и передаваемых из поколения в поколение с помощью языка или другого средства коммуникаций.
Социальные психологи всё больше осознают потребность кросс-культурного подхода. Одна из причин этого состоит в том, что наука стремится быть универсальной и нам необходимы кросс культурные исследования, чтобы выяснить, верны ли наши открытия для других культур. Другая причина – желание избежать предположения, что если что-то распространено в нашей культуре, то оно является «нормальным» и типичным для всего человечества. Третья причина связана со значением культуры: ведь и наше поведение и наши мысли подвержены её влиянию, а кросс культурная психология поможет определить, до какой степени психологические процессы меняются под влиянием разных культур.
Существует четыре аспекта, по которым сходятся различные по другим показателям культуры: 1. разделение труда по половому признаку 2. убеждения или стереотипы, связанные с различием между мужчинами и женщинами 3. дифференциальная социализация мальчиков и девочек 4. меньшая власть и более низкий статус женщин.
Исторически сложилось, что практически в любой культуре женщины и мужчины выполняют разную работу, но конкретные виды работ выполняемые разными полами не всегда совпадают. В пример можно привести Центральную Африку и Латинскую Америку, в первой главными специалистами по земледелию являются женщины, а во второй мужчины.
В каждой стране существует свое предпочтение к женским и мужским стереотипам. Как показывают исследования большую роль играет религия. Женские стереотипы более благоприятны в тех странах, чьи традиции включают в себя поклонение божествам женского пола и где женщинам позволено участвовать в религиозных церемониях.
Культурная специфика особенно важна в связи с изменением гендерных ролей. Социальные изменения могут быстрее происходить в тех странах, где не столь велика покорность властям и верность групповым нормам. Западная культура характеризуется психологами, как индивидуалистические общества. В таких обществах люди больше интересуются карьерой, личными правами и независимостью. Коллективистические общества подобные Японскому, предают повышенное значение подчинению индивидуальных целей коллективным, что проявляется в повышенной заботе о потребностях окружающих. Такие культуры, где поощряется покорность старшим, могут отличаться большей резистентностью к социальным изменениям, поскольку люди с возрастом менее охотно принимают изменения.
Путь к достижению гендерного равенства имеет свои особенности, зависящие от конкретной культуры, и факторы, которые привели к переменам в одной стране, могут отличаться от тех, которые ведут к изменениям в других странах.
Культура каждой страны индивидуальна, в ней есть и отличия и сходства с остальными, в каждой стране существуют свои культурные обычаи. Мы не должны рассчитывать на то, что сумеем до конца понять людей из других стран. Мы должны уважать культуру каждой страны. Гендерное равенство и культурное разнообразие могут иногда приходить в противоречие друг с другом, но уважение культурного разнообразия не требует безусловного принятия всех культурных обычаев. Существует несколько универсальных ценностей, таких как, гендерное и расовое равенство, которые должны заставлять нас придирчиво относится к некоторым культурным обычаям и добиваться их изменения. (От составителя: В рамках этнопсихологических исследований разработана специализированная техника под названием «культурный ассимилятор» основной целью которой является повышение межкультурной сензитивности).
Вопросы и задания для самопроверки
1. Назовите отличия между понятиями пола и гендера.
2. Назовите американского психоаналитика, предложившего использовать понятие «гендер» для обозначения социокультурной составляющей пола.
3. Дайте определение понятию «гендерная линза».
РАЗДЕЛ 3. КАТЕГОРИИ ГЕНДЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
(От составителя: В данной главе рассматриваются различные точки зрения на процесс гендерной и половой социализации. В статьях авторов раскрываются механизмы формирования гендерной идентичности и гендерных ролей. Кроме того, раскрывается специфика формирования и действия гразличных гендерных стереотипов).
Д.В. Воронцов
Социальная психология пола 4
Источник
Мужская и женская гендерная социализация
Женская гендерная социализация (ЖГС) – это усвоение девочкой правил поведения и норм, которые соответствуют ее полу: быть слабой, зависимой, красивой, доброй, хозяйственной, нежной. В то же время нужно не быть грубой, агрессивной, амбициозной, независимой.
Таким образом общество изначально предписывает ей определенные стандарты.
Что такое МГС? Феминизм определяет мужскую гендерную социализацию, как усвоение мальчиком ролей лидера, защитника, успешного человека, который изначально считает себя выше представительниц слабого пола и относится к ним потребительски. В феминизме такому человеку присвоен термин «мгсник».
Но, если подойти к этому с точки зрения психологии, МГС тоже негативно сказывается на мужчинах.
Особенности и отличия МГС и ЖГС:
Навязывание определенных черт характера
Общество требует от женщины быть аккуратной, хозяйственной, привлекательной, воспитанной, уступчивой, скромной, терпимой.
Мужчинам предписывается стратегия победителя, запрещается терпеть поражение, приходить не первыми, потому что на них сразу навешивается ярлык неудачника. Они должны быть всегда смелыми, уверенными, ответственными. Мягкость, уступчивость, пассивное поведение сразу вызывает осуждение.
Требовательность к внешности
Мужчинам позволительно быть внешне непривлекательными, социум изначально оценивает их по характеру и достижениям. Женщина же просто «обязана» быть стройной, красивой, следить за собой. К некрасивой женщине относятся пренебрежительно, осуждают, высмеивают, даже если она является гениальным ученым, родила троих детей или управляет крупной компанией.
Предписание семейных ролей
С точки зрения ГС, даже несмотря на способность зарабатывать наравне с мужчиной, женщина все равно полностью отвечает за быт, воспитание детей, заботится о муже, домашнем климате.
Существует ли «мужское» и «женское» мышление
Во многом общество предписывает представителям разных полов определенные роли и цели, объясняя это тем, что мужской мозг отличается от женского.
Но научно подтвержденных отличий в их мышлении не так много. Так, например, доказано, что женщины в большей степени способны к многозадачности, а мужчинам легче концентрироваться на одной цели.
Бытует мнение, что мужчины лучше водят машину, обладают «техническим» складом ума. Но эти различия не обусловлены физиологическими особенностями. Просто в детстве мальчикам предписывают играть в машинки, заниматься конструированием, спортом и пр.
Установлено, что девочки, которым не навязывают игры в куклы, занятия вышивкой, у которых поощряются изначально «мальчиковые» интересы, не хуже справляются с автомобилем, становятся инженерами-конструкторами, совершают открытия в научной области.
Это относится и к мужчинам. Вопреки гендерным стереотипам, они способны стать гениальными модельерами, поварами, танцорами и пр.
Можно ли избежать ГС
Полностью отказаться от гендерной социализации практически невозможно, поскольку общество транслирует ребенку определенные «правила игры» и, если он хочет вписаться в социум, то должен им соответствовать.
Однако, став взрослым, у человека появляется достаточно навыков и возможностей, чтобы свести к минимуму влияние гендерных стереотипов.
Осознанный подход к жизни
Каждый день человек делает выбор, но не всегда задумывается о нем. На решения влияют эмоции, привычка, шаблонное поведение, традиции, семейные сценарии. В конечном счете человек может осознать, что все это завело его «не туда».
Чтобы этого не происходило, нужно стать «человеком сомневающимся», то есть способным пересмотреть старые установки и оценить, насколько они соответствуют его желаниям.
Критическое отношение к навязанным ролям
Не стоит слепо следовать всем предписаниям общества, но и не нужно отвергать их просто из чувства протеста. Необходимо «примерять» их на себя, свою жизнь и оценивать, подходят ли они лично вам.
Умение прислушаться к себе
Этой способностью обладают далеко не все. Многие люди не понимают, что они чувствуют, поэтому не знают, чего они хотят от жизни, действуют по предписанному сценарию.
Каждый раз, совершая тот или иной выбор, нужно смещать фокус внимания с цели на себя, свои ощущения. Какие эмоции вызывает у вас происходящее? Вы действительно счастливы? Как ваш выбор «откликается» в вашем теле? Не протестует ли ваше подсознание?
Установление личных границ
Если вы решаете следовать своим путем, а не пытаться соответствовать стереотипной роли, нужно быть готовыми, что социум начнет оказывать на вас давление, постарается вернуть на «правильный» путь, осуждать каждый ваш шаг.
С точки зрения психологии, эта реакция вполне ожидаема. Любая система стремится к стабильности, а человек, идущий своим путем, нарушает привычный порядок. Изменить реакцию общества вы не можете, однако вы способны:
- выстроить личные границы;
- говорить «нет», и не чувствовать за это вины;
- игнорировать неконструктивную критику;
- сохранять внутреннее спокойствие.
Переоценка своего социального круга
Иногда необходимо критично посмотреть на людей, с которыми вы общаетесь. Может оказаться, что некоторые из них вас подавляют, навязывают свое мнение, игнорируют ваши потребности и желания. Возможно, стоит снизить количество общения с такими людьми.
Приложение 2.
Варианты выполненного студентами задания.
Задание.
Вариант 1.
Стихотворение демонстрирует, что мальчики должны равняться на папу (не плакать, не бояться). Папа (мужчина) совершенно спокоен (как и подобает мужчине), а в противовес ему девочка плачет. Автор сообщает нам, что «девчонка глупая», следовательно, папа–мужчина – умный. Дети еще раз получают информацию о том, что мужчины умнее женщин и что взрослые умнее детей. Мальчики будут идентифицировать себя с папой (идентификация – механизм социализации), а девочки – с глупой девчонкой. Мальчики усвоят, что им ни в коем случае нельзя плакать, а девочки, напротив, понимают, что им плакать можно. Но в этом стихотворении есть и положительные моменты. Профессия парикмахера сейчас относится к традиционно женским профессиям. А здесь мы видим парикмахера–мужчину. Если родители будут внимательны, если они обсудят с детьми вопрос о том, что плакать могут как девочки, так и мальчики, что мама тоже не боится стричься, что есть парикмахеры–мужчины и парикмахеры–женщины (так же как и в других профессиях), то дети в процессе гендерной социализации усвоят различные модели.
Вариант 2.
1. Малыши и малышки жили в разных домах. Из книги «Незнайка и его друзья» мы помним, что малыши были неаккуратными, а малышки, напротив, старательно вели хозяйство, украшали свой дом. Книга показывает, что малыши и малышки – люди разных миров.
2. Незнайка такой же трусишка, как и Кнопочка, но боится в этом признаться, так как малышам непозволительно быть трусами (это гендерный стереотип: мужчины должны быть храбрыми). Прочитав этот отрывок, мальчики понимают, что только девочкам можно быть трусихами. А мальчики, даже если они боятся, должны скрывать свои чувства. Девочкам же не стыдно признаться в своих страхах, что и делает Кнопочка. Читая этот отрывок, дети в процессе гендерной социализации усваивают полотипичные образцы поведения (что можно и что нельзя делать мальчикам и девочкам).
3. Незнайка и Пестренький могли бы и сами постирать свою одежду, но за них это сделала Кнопочка. Детям показывается, что девочки должны заботиться о мальчиках, что они должны уметь стирать. Возможно, что Незнайка и Пестренький и не умеют этого делать, ведь за них это сделают малышки (в данном случае – Кнопочка). В отрывке нет ничего негативного. Автор не порицает малышей за то, что они пользуются трудом малышки, за то, что не умеют или не хотят делать «женскую» работу.
4. Модница–малышка. Показывается, что именно женщинам свойственно модничать. И хотя автор немного осуждающе относится к малышке–моднице, все–таки понятно, что женщине это свойственно, в то время как для мужчины такое поведение не является адекватным.
5. Также автор представляет диапазон профессий, которые подходят малышам и малышкам. Дети понимают, что малышка–милиционер – нонсенс, потому что милиционер должен быть смелым и храбрым, а малышки трусливы (см. выше). Профессии делятся на мужские и женские, но женские профессии менее статусные, связаны со сферой услуг (уборщица, администратор), в то время как мужские связаны с риском, созиданием.
Академическая критика
Критику гендерной социализации на русском можно прочесть, например, в книге Рэйвин Коннелл «Гендер и власть: общество, личность и гендерная политика».
Кроме тривиального аргумента «люди разные, и опыт у них неодинаков» авторка приводит более сложные доводы против теории гендерных категорий и идеи гендерной социализации. Например, такой: если социализация обеспечивается некоторыми социальными институтами — семьёй, школой и так далее, — как быть с тем, что эти институты нередко друг другу противоречат, а в ряде случаев и вовсе ведут борьбу между собой?
Другое возражение Коннелл: ряд психоаналитических работ показывает семью как место, включающее противоречивые требования к ребёнку. А где противоречия, там непросто говорить о последовательном и однозначном процессе.
Ещё аргумент, более общего характера: если социализация едина и универсальна, то где в ней место личному выбору и личным решениям? А ведь люди их принимают: иногда дети из консервативных семей уходят в феминистские или ЛГБТК-сообщества.
Источники изображений: Squoodles, BeyondEye
Золотые юбки
Хотя сестринство должно объединять всех женщин против мужского превосходства, лидерские позиции в сообществе Radfem сегодня занимают белые женщины из обеспеченных классов. И некоторые западные исследователи уже отметили, что движение, которое должно представлять всех женщин, часто фокусируется на интересах тех, кто уже имеет достаточно привилегий. И это в то время, когда многие женщины во всем мире не имеют даже элементарных прав.
Эта тенденция привела к увеличению неравенства между женщинами. Например, введение квот для женщин в советах директоров крупных компаний увеличило благосостояние и без того успешных и хорошо образованных сотрудниц, которые в результате смогли добиться еще более высоких должностей. Например, в Норвегии, где женщины должны занимать не менее 40 процентов руководящих должностей в компании, сформировалась особая группа «златовласок» — состоятельных женщин на высоких должностях, даже если не все они обладают соответствующими навыками. В то же время, пишет Guardian, оплата труда женщин в других областях — в сфере услуг, домашнего персонала, образования — остается низкой.
Между тем, если женщина решает нанять домработницу или няню, чтобы сделать равную карьеру, ее также обвиняют в угнетении, поскольку, по мнению радикальных феминисток, это поощряет низкооплачиваемый женский труд.
По мнению чернокожей писательницы и фем-активистки Микки Кендалл, феминистская борьба не имеет смысла, если женщина, занимающая руководящую роль, воспроизводит структуры угнетения, которые лишают права голоса большинство женщин.
Феминизм должен служить интересам всех тех, от чьей поддержки он зависит, иначе он рискует стать бесполезным движением для большинства и оружием против тех, кого он должен представлять.
Более того, как отмечают другие правозащитники, радикальные феминистки убеждены, что существуют неизменные биологические условия для угнетения и набор женских и мужских характеристик, которые невозможно изменить. Но согласно этой логике, у женщин нет возможности подняться над своим биологическим предназначением. Пытаясь объединить женщин по биологическому признаку, radfem приводит к уравниванию и унификации их желаний и ожиданий, навязывая всем одинаковые ценности. В этом, говорит Ивана Карасман, она мало чем отличается от патриархата, который загоняет женщин в жесткие рамки традиционных ролей. «Феминизм должен быть о праве выбора. Одна женщина может хотеть сделать карьеру. Другой может просто хотеть заботиться о детях и домашнем хозяйстве
И неважно, хочет ли она этого на самом деле. Мы не должны осуждать женщин за их выбор», — убеждена она
Я считаю, что женоненавистничество будет только усиливаться. Я не исключаю, что могут быть и нападения на мужчин. В то же время радфемы будут усиливать давление на женщин, которые не разделяют их идеи.
Ивана Скухала Карасман Профессор Института философии в Загребе, Хорватия
Это факт, что феминистки делают жизнь женщин лучше и свободнее. Общество научилось осуждать насильников и совратителей, прислушиваться к мнению женщин и ценить их профессиональные и личные качества. Несомненно, феминизм и сегодня преследует позитивные цели, выступая против дискриминации и за равенство во всех сферах. Однако радикальный феминизм часто подменяет эти цели, навязывая свои агрессивные взгляды в интересах небольшой группы людей. Надо признать, что эта стратегия оказалась эффективной, а это значит, что в будущем феминизм, вероятно, будет принимать все более радикальные формы.
Проблемы и вызовы гендерной социализации
Гендерная социализация, хотя и является неотъемлемой частью нашей жизни, также сталкивается с рядом проблем и вызовов. Рассмотрим некоторые из них:
Гендерные стереотипы и предрассудки
Одной из основных проблем гендерной социализации являются гендерные стереотипы и предрассудки. Стереотипы о том, какими должны быть мужчины и женщины, часто ограничивают наши возможности и создают неравенство. Например, стереотип о том, что мужчины должны быть сильными и эмоционально сдержанными, может препятствовать выражению эмоций и ограничивать их возможности в области заботы о себе и других. Предрассудки, связанные с гендером, также могут приводить к дискриминации и неравенству в обществе.
Нормативность и ожидания
Гендерная социализация также создает нормативность и ожидания, связанные с полом. Например, ожидается, что мужчины будут заниматься физическим трудом, а женщины будут заботиться о доме и семье. Эти ожидания могут ограничивать наш выбор профессии и интересов, а также создавать давление на соответствие стереотипам.
Неравенство и дискриминация
Гендерная социализация может приводить к неравенству и дискриминации. Например, женщины часто сталкиваются с неравным доступом к образованию, работе и политической власти. Мужчины, в свою очередь, могут страдать от ожиданий быть всегда сильными и успешными. Это неравенство и дискриминация основаны на гендерных стереотипах и предрассудках, которые присутствуют в обществе.
Ограничение самовыражения
Гендерная социализация может ограничивать наше самовыражение и самореализацию. Например, мужчинам может быть сложно выразить свои эмоции или заниматься творческой деятельностью, если это не соответствует стереотипам о мужественности. Женщины, в свою очередь, могут сталкиваться с ожиданиями быть всегда красивыми и заботиться о внешности, что может ограничивать их возможности в других сферах жизни.
Неоднозначность и разнообразие гендерных идентичностей
Гендерная социализация часто предполагает две категории — мужчин и женщин. Однако существует множество разнообразных гендерных идентичностей, которые не всегда укладываются в эти категории. Неоднозначность и разнообразие гендерных идентичностей могут вызывать непонимание и дискриминацию со стороны общества, что создает дополнительные проблемы для людей, не соответствующих традиционным гендерным ожиданиям.
В целом, проблемы и вызовы гендерной социализации требуют осознания и преодоления гендерных стереотипов, неравенства и дискриминации, а также признания и уважения разнообразия гендерных идентичностей. Это позволит создать более равноправное и инклюзивное общество, где каждый человек может свободно выражать себя и реализовывать свой потенциал, независимо от своего пола или гендерной идентичности.
Гендерная социализация детей и подростков: роль семьи и СМИ
Гендерная социализация представляет собой процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное конструирование различий между полами. Основными социализирующими факторами (агентами) являются социальные группы и контексты – семья, институты образования, сверстники, СМИ, клубы по интересам, церковь и др.
Гендерная социализация начинается буквально с рождения, а ожидание рождения ребенка определенного пола также предвосхищает определенное отношение к нему родителей. Семья как институт гендерной социализации претерпевала и претерпевает изменения.
Влияние отца на процесс гендерной социализации детей также значительно. Это влияние осуществляется в двух формах – непосредственной и опосредованной. При непосредственном взаимодействии отца с ребенком значительную роль оказывают его личностные качества. Отец показывает образец социализированного поведения, например, взаимодействия с противоположным полом.
Как показали исследования, хорошие отношения с отцом как у мальчиков, так и у девочек способствуют формированию такой Я-концепции, которая позволяет более успешно справляться с когнитивными задачами и задачами межличностного общения, чем у детей, растущих без отца (Бернс Р., 1986).
В некоторых семьях на гендерную социализацию оказывает влияние не родной отец, а отчим. Имеются данные о том, что девочки из семей с отчимом хуже учатся, реже ориентированы на поступление в вуз, чаще курят, чаще имеют внешний локус контроля, для них характерны высокие показатели по нейротизму. Мальчики из таких семей чаще выпивают (Голод С.И., 1998).
Большую роль в формировании гендерной социализации играют сиблинги. Как отмечает С.И. Розум (2006), если в семье имеются дети разного пола, то преимущественно у младших детей обнаруживается больше черт противоположного пола. У мальчиков наличие старшего брата связано с ярко выраженным предпочтением мужской половой роли.
Важную роль в ходе гендерной социализации детей и подростков играют СМИ, так как транслируют гендерные стандарты поведения мужчин и женщин. Гендерные стереотипы СМИ представляют мужчин активными, агрессивными и эффективно действующими, то есть наделенными типично маскулинными качествами, а женщин – пассивными, зависимыми и эмоциональными, то есть наделенными типично феминными качествами (Богомолова Н.Н., 2008). Большой объем информации дети и подростки получают из телевизионных передач. В рекламных роликах, музыкальных клипах действия мужских и женских персонажей типизированы по признаку пола. Эти персонажи оказывают определенное влияние на полоролевое поведение детей и подростков.
Ребенок, подросток не является пассивным объектом в ходе личностного и гендерного становления. На формирование гендерной идентичности оказывает влияние собственный жизненный опыт, анализ поведения, деятельности и общения.
Сегодня мы предлагаем поговорить о том, что такое мужская и женская гендерная социализация (МГС и ЖГС). Из-за нее многие вынуждены жить не своей жизнью и по чужим правилам. Следование ЖГС и МГС может привести к большим сожалениям и упущенным возможностям, стать источником физических и психических травм, а ведь не все даже осознают, какое влияние гендерная социализация на них оказывает. Ниже мы рассмотрим особенности МГС и ЖГС, их недостатки и как можно уменьшить их влияние.
Мужская и женская гендерная социалиазация: особенности, различия и проблемы
Хотя об этом непринято говорить и многие об этом просто не задумываются, но в обществе существует множество установок, которые формируют и подкрепляют гендерные стереотипы. Вот некоторые из них, определяющие различия мужской и женской гендерной социализации:
Оба пола учат сдерживать эмоции: девочкам нельзя проявлять злость, несогласие, высказывать свое мнение, мальчикам нельзя быть сентиментальными. Запрет на эмоции в детстве может привести к различным проблемам в старшем возрасте.
Женщина в обществе воспринимается, как украшение мужчины. Все поздравления с праздниками обязательно включают в себя пожелание оставаться красивой, радовать глаз и т.д.
Нельзя не упомянуть о гендерном разрыве в оплате труда – по данным Международной организации труда (МОТ), в среднем женщины зарабатывают примерно на 20% меньше, чем мужчины (при прочих равных характеристиках работников).
Эти примеры показывают, насколько сильно гендерные установки способны формировать нашу личность: начиная с внешнего вида, одежды, поведения, образования и заканчивая правом распоряжаться своими отношениями и телом. Следуя таким установкам, многие принимают навязанные желания за собственные, а правила, от которых на самом деле можно отказаться, – за непреложную необходимость.
По факту большая часть современного мира живет по модели, где мужчина является лидером во всех сферах жизни, имеет власть и моральный авторитет. Такая система отодвигает женщин на второй план, диктует им правила поведения и учит в первую очередь думать о других (тогда как мужчин МГС учит ставить себя на первое место). Впрочем, гендерная социализация также не щадит и мужчин, которые не стремятся доминировать: многие из них подвергаются моральному и даже физическому насилию.
Считается, что девочки раньше взрослеют, прилежнее, аккуратнее и пр. Но существует теория, что это также может быть следствием гендерной социализации – к девочкам просто изначально предъявляется больше требований, их раньше воспитывают аккуратнее относиться к вещам, быть послушной, помогать маме и пр.
Почему человеку нужен социум?
Прежде чем подробно рассматривать понятие социализации личности, необходимо осознать важность нахождения человека в обществе. Это легко рассмотреть на примере Робинзона Крузо. Герой популярной книги волей судьбы попадает на необитаемый остров и годами живет в полном одиночестве
Казалось бы, у него есть все необходимое для жизни. В тропическом климате не нужна теплая одежда, на потерпевшем крушение корабле находится много полезных вещей, на острове легко добыть пропитание. Можно считать, что Робинзону повезло, по сравнению с его утонувшими товарищами. Однако спустя некоторое время он начинает испытывать мучительную тоску, у него появляется желание вернуться к людям. Оказалось, что свобода – это прекрасно, но без общения на необитаемом острове тяжело
Герой популярной книги волей судьбы попадает на необитаемый остров и годами живет в полном одиночестве. Казалось бы, у него есть все необходимое для жизни. В тропическом климате не нужна теплая одежда, на потерпевшем крушение корабле находится много полезных вещей, на острове легко добыть пропитание. Можно считать, что Робинзону повезло, по сравнению с его утонувшими товарищами. Однако спустя некоторое время он начинает испытывать мучительную тоску, у него появляется желание вернуться к людям. Оказалось, что свобода – это прекрасно, но без общения на необитаемом острове тяжело.
Заглядывая в историю человеческой цивилизации, мы видим, что люди добиваются успехов и преодолевают трудности только сообща. В каменном веке изгнание из рода или племени считалось самым страшным наказанием, ведь человек оставался один, ему было сложно выживать, и он был практически обречен на погибель. Даже если человек обладает внушительной физической силой и могущественным умом, он не может сделать так много, как группа людей. Ему не на кого положиться, он не может посоветоваться, попросить помощи. Если речь идет о ярко выраженной натуре лидера, то у личности есть потребность контролировать, раздавать указания. Поэтому без общества не выживает и лидер. Вне социума появляется чувство одиночества, оно угнетает, приводит к депрессии, которая может принимать очень тяжелые формы.
Вернемся к Робинзону. Чтобы не сойти с ума окончательно от одиночества и тоски, он разговаривал с животными, регулярно вел дневник, календарь. Но все это не заменяло в полной мере общение с людьми. Он все равно испытывал тоску и чувствовал себя одиноким, неполноценным.
Даже самый гордый и независимый человек периодически нуждается в помощи. Кроме того, сущность человека такова, что необходимо ставить какие-то цели, решать задачи. А какой толк в достижении целей, если это никто не увидит и не оценит? Получается, что все старания были тщетны. Конечно, человек получает удовлетворение от того, что он достиг желаемого. Но это должен увидеть и оценить еще кто-то. Так устроена психика. Этим и объясняется необходимость нахождения человека в обществе.
Мужчинам вход воспрещен
Радикальные феминистки считают, что большинство современных социальных институтов управляются патриархальными установками и исторически основаны на патриархальных принципах. А массовая культура, принятые нормы и гендерные роли диктуют женщинам, что они делают, как выглядят и на кого работают. И даже когда женщина утверждает, что не хочет ничего менять, это воспринимается как иллюзия, навязанная мужчинами. Фактически, они не признают возможности свободы выбора для женщин.
По их мнению, правительства принимают решения, выгодные мужскому населению, и мужской голос во власти более важен, а женщинам отводится мужская работа и вспомогательные функции. Даже когда значительный процент государственных должностей в западных странах стали занимать женщины, а канцлер Германии Ангела Меркель открыто назвала себя феминисткой, активисты Radfem не изменили своей позиции.
Я феминистка. Раньше мне было немного стыдно говорить об этом. Но теперь я могу сказать: да, мы все должны быть феминистками.
Радикальный феминизм имеет схожее отношение к религии, поскольку женщины из консервативных религиозных общин рассматриваются активистками исключительно как пленницы и рабыни. Традиции, преемственность поколений и культура не учитываются. Согласно этой логике, мусульманка не может сама решать, носить ей хиджаб или нет — ее принуждают мужчины и религиозные учения. И такое убеждение приводит к дискриминации религиозных женщин, как это произошло, например, в Германии в разгар миграционного кризиса.
Согласно исследованию Университета Пенсильвании, коренные немецкие женщины с самого начала негативно относились к новоприбывшим, не участвовали в общественной жизни и отказывались помочь им ассимилироваться в стране. В рамках эксперимента исследователи попросили женщин надеть традиционную мусульманскую одежду, пойти в оживленное место и попросить других женщин о помощи. Перед этим испытуемый должен был разыграть сцену: Якобы ей позвонила сестра, которая не могла решить, идти ли ей на работу или остаться с детьми. Испытуемая должна была вслух обсудить проблему с воображаемым абонентом так, чтобы ее услышали прохожие, и только после этого она могла попросить о помощи.
В зависимости от того, какой совет испытуемая давала своей сестре, количество женщин, согласившихся помочь ей, было разным. Если она придерживалась прогрессивных взглядов и говорила своему родственнику идти на работу, немцы с большей вероятностью связывались с ней. Если они советовали ей оставаться дома и заботиться о муже и детях, ее призыв в большинстве случаев оставался без ответа.
Но, возможно, именно нуклеарную семью, брак и материнство радикальный феминизм критикует больше всего. Женщины в этом движении бросают вызов традиционной модели единства семьи между мужем и женой для продолжения рода. По их мнению, женщины эксплуатируются в семье для выполнения домашней работы и ухода за детьми и несут двойное бремя основного труда и домашних обязанностей.
Радикальные феминистки даже не рассматривают варианты здоровых семейных отношений, такие как разделение обязанностей между супругами, которое поддерживают либеральные активистки. Вместо этого они призывают к полному упразднению института семьи. В качестве альтернативы Radfem предлагает женские союзы, политическое лесбиянство и безбрачие.