Поляницы
Отважные героини-победительницы были и в Древней Руси. Звали их поляницы. От куда же пошло такое странное название?
Дело в том, что в Древней Руси был непонятного происхождения обычай. Назывался он «полякование»: воин в одиночку выезжал в чисто поле, которое протягивалось вплоть до Черного моря, и искал в степи «партнера» для поединка себе под стать. Пленных не брали, трофеев — тоже, а подтверждением победы были головы противников, выставленные на показ. Наряду с «поляковщиками» в русских былинах очень часто упоминаются «поляницы», женщины-богатыри. Историки спорят о происхождении поляниц. С одной стороны, нельзя допустить их коренное славянское происхождение (ведь они постоянно сражались с русскими героями), с другой стороны, нарицательное имя суровых наездниц- «поляницы»- славянское.
Однако с поляницей Златогоркой состязается Илья Муромец, а через несколько лет встречается со своей дочерью от этой воительницы. Поляницей была и жена Добрыни Никитича, с которой он также знакомится в поединке. С поляницей бьется и на ней женится Дунай Иванович. В одном из вариантов былины «Про Илью Муромца» поляница Савишна — жена Ильи Муромца, переодевшись в его богатырское платье, спасает Киев от Тугарина. Здесь есть некая параллель в развитии сюжетов древнерусских былин и греческих мифов: герои-мужчины всё-таки побеждают женщин-воинов, и те становятся их женами.
Итак, как мы видим, история не ограничивается всего одним примером, и помимо амазонок существовало много представлений о женщинах-воительницах. Но что заставляло людей составлять легенды о женщинах, идущих в бой, вместо того,чтобы быть под защитой мужчины? Так ли плохо обстояло дело с бойцами на поле боя или древние народы просто хотели культивировать у женщин сильные качества (традиционно присущие), которые пригодятся не только в бою? Ответа на этот вопрос мы не знаем, но без сомнения, образ воительницы служит отличным примером отваги и храбрости как для женщин, так и для мужчин в наши дни, является предметом гордости и памяти в культурно-историческом смысле.
Амазонки в искусстве и кино
В искусстве Древней Греции и Рима воительницы занимают важное место, их изображения можно встретить на керамике, в скульптуре и архитектуре. Так, битва афинян и амазонок запечатлена в мраморном барельефе Парфенона, а также в скульптурах из мавзолея из Галикарнаса
Любимые занятия женщин-воинов – охота и война, а оружие — лук, копье, топор. Для защиты от врага они надевали шлем, а в руки брали щит, имеющий форму полумесяца. Как видно на приведенных фото, женщин-амазонок древние мастера изображали верхом на лошади или в пешем бою, в сражении с кентавром или воинами.
В период Возрождения они вновь воскресли в произведениях эпохи классицизма и барокко в поэзии, в картинах и скульптурах. Сюжеты битв с древними воительницами представлены в работах Я. Пальмы, Я. Тинторетто, Г. Ренни и других художников. Картина Рубенса «Битва греков с амазонками» показывает их в кровавой конной баталии с мужчинами. А копии с оригиналов скульптуры «Раненая амазонка» знамениты на весь мир и хранятся в музеях Ватикана и США.
Жизнь и подвиги амазонок стали вдохновением для писателей и поэтов: Тирсо де Молина, Лопе де Вега, Р. Гранье и Г. Клейста. В 20-21-м веках они перешли в массовую культуру: кино, мультфильмы и комиксы в жанре фэнтези.
Современное киноискусство является подтверждением популярности темы женщин-амазонок. Прекрасные и смелые девушки-воительницы представлены в фильмах: «Амазонки Рима» (1961), «Пана — королева амазонок» (1964), «Богини войны» (1973), «Легендарные амазонки» (2011), «Женщины-воины» (2017) и т. д.
Последний фильм, вышедший на экраны в 2017 году, называется «Чудо-женщина» и рассказывает о героине по имени Диана, царице амазонок, которая наделена фантастической силой, скоростью и выносливостью. Она свободно общается с животными, а для защиты носит специальные браслеты, но вот мужчин считает изменчивыми и лживыми.
Среди современных женщин также можно встретить «амазонок», которые умны, образованны и мечтают покорить мир. Они могут управлять большой корпорацией и одновременно воспитывать детей, а к мужчинам относятся снисходительно, позволяя себя любить.
Амазонки в мифах и искусстве
Первый раз женщины-воительницы появляются в мифе о Геракле. Его 9-м заданием от царя Эврисфея стало принести пояс королевы воительниц Ипполиты. По идее, такое задание было невероятно опасным, ведь не зря его называют подвигом. Поэтому Геркулес сначала собрал армию во главе с лучшими воинами, включая Тесея, а затем отправился в город Амазония. Произошло жестокое сражение. Несмотря на то, что амазонки были хорошими бойцами, они не могли сравниться с непобедимым Геркулесом, который все же отобрал желаемый трофей.
Интересно, что изображение данной истории появились сразу на глиняных изделиях, и только спустя 2 столетия – в литературных рассказах. На изделиях показано, как Геракл борется с амазонкой по имени Андромаха, но ни в одном из них не изображен пояс. Это еще раз доказывает, что народные легенды были более многообразными, чем записанные позднее истории.
Во время сражения Тесей, который позже стал царем Афин, влюбился и похитил воительницу Антиопу. Позже ее соотечественницы отправились в поход, чтобы спасти пленницу, но опять же проиграли.
Еще одним героем, которому довелось сражаться с воинами Амазонии, был Беллерофонт. На вражеские территории его тоже послал царь по «особому заданию». Конечно же, греческий герой победил непокорных женщин.
Последняя встреча с женщинами-воинами состоялась в конце Троянской войны. Амазонка Пентесилея воевала на стороне троянцев, но погибла от руки Ахиллеса. В некоторых историях сообщается, что в момент, когда Ахиллес убил Пентесилею, с нее спал шлем, и воину открылось красивое лицо его жертвы. Тогда Ахилл сразу влюбился в нее и пожалел о содеянном. Эта сцена запечатлена на знаменитой вазе Эксекия (ок. 540 г. до н.э.).
Первые изображения драки амазонок и греческих героев (Беллерофонта, Геракла, Тесея, Ахилла и др.), которую назвали «амазономахия», начали появляться на керамике примерно в 6 веке до н.э. Идея быстро завоевала популярность, и вскоре «амазономахию» можно было увидеть повсюду: на ювелирных украшениях, фризах, предметах домашнего обихода и глиняной посуде. Она изображена в скульптуре на фризе сокровищницы афинян в Дельфах, в храме Аполлона в Бассах, на афинском Гефестейоне и троне культовой статуи Зевса.
Девушки-амазонки были привлекательными персонажами, так как они сочетали в себе сексуальное очарование, а также мужественность и нотку опасности. Не удивительно, что в греческой культуре это стало модным веянием. Однако, как можно заметить, все рассказы непременно заканчиваются проигрышем женщин-воинов и победой цивилизованных греков. Это создавало образ успешной страны, лидеры которой с готовностью защищали свою культуру от угрозы иностранных и менее развитых захватчиков.
Амазонки в Америке
Миф об амазонках существует не только в Древней Греции, но и в латиноамериканском обществе. Когда мы говорим об амазонках, мы можем ссылаться на две разные сущности. Первая — о людях, которые, согласно греческим мифам, оказались на маленьком острове, а вторая — о женщинах всего мира, которые выделялись своими способностями.
Немного исследуя вторую сущность, мы обнаруживаем, что несколько историков, археологов и даже философов определили существование популяций амазонок по всему миру. Они не имели в виду, что пришли из одного и того же места или имели одинаковое происхождение, а скорее то, что они были женщинами со схожими характеристиками, поэтому термин «амазонки» был принят, чтобы отличить их от остальных.
Считается, что американские амазонки, то есть существовавшие в Америке амазонки, существовали в различных важных точках континента. Среди них наиболее заметными являются: Антильские острова, река Амазонка, западная Мексика и провинция Лос-Льянос в Королевстве Гранада. Эти места были зарегистрированы Христофором Колумбом, Эрнаном Кортесом, Франсиско де Орельяной и другими авантюристами и колонизаторами как места, где наблюдалось общество женщин-воинов.
Американизированные обычаи амазонок
Эти женщины принимали разные формы в зависимости от того, где они жили. Несмотря на это, у них были схожие характеристики. Это были могущественные женщины, обычно обнаженные, которые защищали свой народ традиционным оружием, луки, копья, стрелы и дубинки были самым распространенным оружием. С другой стороны, было замечено, что в обществе, в котором они жили, женщины обладали превосходящей властью, существующие мужчины были слугами, дети были брошены, а девочки воспитывались, чтобы следовать примеру своих матерей.
Именно по этой причине и из-за сходства, которое они представляли с греческими мифами, эти группы женщин также назывались амазонками. Есть и другие упоминания об американских амазонках. Например, копия Доминико Гаспара де Карвахаля содержит много информации об этих наблюдениях и о том, как управлялись эти группы женщин, хроника называется «Открытие реки Амазонки».
Миф об американских амазонках: правда или вымысел?
Эта книга начинается с экспедиции Гонсало Писарро, когда он направлялся к истокам реки Мараньон в поисках коричного дерева, и продолжается встречей с капитаном Франсиско Орельяной, у которого было близкое знакомство с этим обществом в 1542 году. .
Любопытно, что нынешняя река Амазонка на самом деле называлась рекой Орельяна, поскольку именно он ее открыл. Однако, обнаружив, что поблизости живет целое общество, реке дали ее нынешнее название.
Современная культура и амазонки
Современная культура рассказала нам больше об амазонках из греческой мифологии, чем о настоящих амазонках на американском континенте. Тому есть причина, фигура женщины в истории была искоренена, для многих невозможно было и подумать, что настоящая женщина, без сверхъестественных сил, сможет защитить свой народ. Прежде всего, считалось невозможным существование общества, в котором существовали бы все женщины.
Несмотря на попытки стереть историю, многие историки нашли свидетельства, утверждающие прямо противоположное. Миф об амазонках совершил полную трансформацию, это уже не просто история, написанная столетия назад, а трансформировались в легенды о реальных женщинах и зарегистрированных обществах.
Американские амазонки — это не то же самое, что амазонки из греческой мифологии, это две разные культуры, которые имеют одни и те же характеристики. Потребность в выживании и эволюции объясняет, почему воины американского континента были так похожи на воинов Древней Греции, даже если у них не было тех же знаний.
Вы можете прочитать другие статьи, похожие на эту, в нашем блоге, мы приглашаем вас ознакомиться с этой статьей. Миф об Аполлоне и Дафне имеет оригинальный контент, предназначенный для вас.
Примеры
- «Сага о Ведьмаке» — дриады (они же духобабы) леса Брокилон. Рождаются у них только девочки, поэтому для размножения используют мужчин других рас — обычно эльфов и людей (людей в том числе и пленных, мнение самих мужчин в этом случае дриад мало интересует), могут также переделывать в дриад с помощью магического источника человеческих девочек. Великолепные лучницы, убивающие любого, кто явился в их лес без разрешения (если очень повезёт, сначала в ствол перед нарушителем воткнётся предупредительная стрела — но Геральт мысленно замечает, что в последние годы всё чаще стреляют уже сразу на поражение, не делая различий между карателями соседних королевств и просто бедняком, отправившимся зимой за хворостом). Главная проблема в отношениях дриад с жителями соседних королевств — это несогласие с тем, где именно границы леса: иногда дриады устраивают рейды и убивают людей там, где лес срубили, остатки сожгли, а землю распахали ещё поколение назад: что такое десятилетие-другое для леса, который хранит память тысячелетий? Вообще, по словам ведьмака Геральта, лучший способ проверить, не обидел ли ты дриаду в общении — это пощупать свою грудь: если между рёбер не торчит рукоять ножа — значит, дриада на тебя не обиделась. Впрочем, во время второй войны с «чёрными» малость смягчились и начали укрывать у себя скоя’таэлей, в том числе и мужчин.
- «Томирис» — чтобы получить право выйти замуж, нужно три черепа, потому девы и занимаются набегами.
- «Король-Женщина» 2022 года — королева Дагомеи имеет у себя на службе отряд амазонок. Но, так как создатели фильма, ради героизма в адаптации, умолчали о том, что королева чтобы вооружить своих амазонок лучшими ружьями, торговала рабами в огромных количествах (20 % всех рабов были проданы в Дагомее) продавая их белым работорговцам — вызвало огромный скандал.
- Мод Godherja: The Dying World для Crusader Kings III — сарминиане, один из варварских народов, добивших местную империю. Воинами у них могут быть только женщины.
- Вселенная DC: амазонки Темискиры, народ амазонок в греческом антураже, обладающих суперсилой.
- Danmachi — амазонки — одна из родственных людям рас здешнего мира, все представительницы которой — смугловатые и темноволосые женщины. Чуть менее, чем полностью, состоит из Мисс Фансервис. Размножаются они стандартным образом (при помощи обычных людей), но рождаются от таких связей только другие амазонки.
- Вселенная Diablo — к народу амазонок принадлежит героиня второй части. В качестве оружия предпочитает лук или копьё.
- Вселенная немецкой игры «Drakensang: The Dark Eye» — спутница главного героя Рулана — из племени амазонок. По ходу игры герою придётся сразиться с её соплеменницами.
- «Звёздный Герб» и «Звёздный Флаг» — все аббы живут постоянно на боевых кораблях и все без исключения служат в боевом флоте. От людей отличаются не только эльфийским ушками, но и тем что отлично переносят как невесомость, так и высокие ускорения, и из-за этих генных модификаций, теми кто воюет против них считаются нелюдью.
- ПЛиО — города Каякаяная, Баясабхад и Самириана (последние остатки исчезнувшей Вотчины Гиркана) известны своими девами-воительницами. Дело в том, что согласно традициям этих городов, отнимать жизнь могут только те, кто её дарует. Надо признать, воюют достаточно хорошо: только благодаря усилиям этих воительниц, кочевники из Джогос Нхая не пересекли Хребет Костей (эти три города расположены как раз в местах единственных возможных перевалов через данные горы).
- Ranma ½ — неподалёку от долины проклятых источников Дзюсэнкё проживает «племя китайских амазонок» (яп. «дзёкэцудзоку», буквально «племя выдающихся женщин»). Все его представительницы владеют боевыми искусствами и исповедуют суровый кодекс чести. Именно к этому племени принадлежат Шаньпу, её прабабушка Колонь, эпизодические сёстры, а ещё невезучий ухажёр Шаньпу по имени Мусс (да, у этих амазонок мужчины есть, просто их мало).
- Сумуру — на планете Артур вся власть, включая право носить и владеть оружием принадлежит женщинам, а немногие оставшиеся в живых мужчины используются только на тяжёлых работах и для продолжения рода. Дело в произошедшей на Антаре несколько веков назад техногенной катастрофе, виновниками которой объявили мужчин (которых, к слову, очень многих эта катастрофа и выкосила), после чего их стараются не допускать ни до каких важных решений.
Список амазонок
- Агава. Амазонка .
- Алкибия (en:Alcibie). Амазонка, спутница Пенфесилеи . Убита Диомедом .
- Алкиппа. Амазонка. Дала обет навсегда оставаться девой, убита Гераклом .
- Амазоя. По анонимному алфавитному объяснению к Гомеру, мать амазонок .
- Андромаха. «Мужеборная». Это имя часто носят амазонки (надписи на вазах) .
- Антандра (en:Antandre). Амазонка, спутница Пенфесилеи . Убита Ахиллом .
- Антианира.
- Антиброта (en:Antibrote). Амазонка, спутница Пенфесилеи . Убита Ахиллом .
- Антиопа (амазонка).
- Арето (en:Areto). Амазонка, спутница Ипполиты. Вместе с Пантаристой и Ифито победили спутников Геракла.
- Астерия. Амазонка. Убита Гераклом в бою .
- Бремуса (en:Bremusa). Амазонка, спутница Пенфесилеи . Убита Идоменеем .
- Гармония. Нимфа, возлюбленная Ареса, родила от него амазонок .
- Гармофоя. Амазонка, спутница Пенфесилеи . Убита Ахиллом .
- Гарпа. Амазонка, участница битвы скифов и колхов. Убита Гесандром .
- Гиппо. Амазонка. Первая жрица Артемиды в Эфесе, когда была поставлена её деревянная статуя у дуба. Отвергла танец перед алтарем и наказана .
- Гиппофоя. Амазонка . Спутница Пенфесилеи . Убита Ахиллом .
- Главка. Амазонка . Имя матери Ипполита (по версии). См. Ипполита.
- Грина. Амазонка, основательница города Гриней. В неё был влюблен Аполлон, она бросилась от него в море .
- Деримахия. Амазонка, спутница Пенфесилеи . Убита Диомедом .
- Дериноя. Амазонка, спутница Пенфесилеи . Убита Эантом Оилидом .
- Деянира. Амазонка. Убита Гераклом в бою .
- Диоксиппа. Амазонка .
- Евандра. (Эвандра.) Амазонка, спутница Пенфесилеи . Убита Мерионом .
- Евриала. Амазонка в войске Ээта .
- Еврибия. Амазонка. Сопутствовала на охоте Артемиде. Убита Гераклом в бою .
- Еврипила. Согласно Арриану, амазонка, некогда атаковавшая ассирийцев .
- Ипполита (Гипполита). Царица амазонок
- Ифинома. Амазонка .
- Ифито (en:Iphito). Амазонка, сражалась против Геракла и его капитанов Теламона, Тесея и Тиамида, чтобы отомстить за смерть Ипполиты.
- Келено. Амазонка. Сопутствовала на охоте Артемиде. Убита Гераклом в бою .
- Кима. Амазонка, именем которой назван город в Эолиде .
- Климена. Амазонка .
- Клония. Амазонка, спутница Пенфесилеи . Убила ахейца Мениппа. Убита Подарком .
- Ксанфа. Амазонка .
- Лампето. Царица амазонок .
- Лаомаха. Амазонка .
- Латория. Амазонка, её именем названа деревушка близ Эфеса .
- Лика. Амазонка, участница битвы скифов и колхов. Убита Гесандром .
- Лисиппа. Первая амазонка.
- Марпа. Амазонка. Убита Гераклом в бою .
- Марпесия. (Марпесса.) Царица амазонок, дочь Арея, мать Синопы. Её войско перебито варварами Азии . См. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека II 45, 1-5 (без имени).
- Меланиппа. Амазонка. Дочь Ареса, сестра Ипполиты . По некоторым, имя Ипполиты . См. Ипполита. Либо пленница Геракла, выкупом за которую стал пояс царицы Антиопы .
- Мениппа. Амазонка, участница битвы скифов и колхов. Убита Гесандром .
- Мирина Амазонка, её называли «легконогой» из-за быстроты управления колесницей. Её курган упоминает Гомер: боги называют его могилой Мирины, а люди Батиеей.
- Молпадия. Амазонка. Согласно афинянам, когда амазонки напали на Афины, Мольпадия убила Антиопу, а сама была убита Тесеем .
- Окиала. Амазонка .
- Орифия. Царица амазонок, сестра Антиопы. Возглавила поход на Афины .
- Отрера.
- Пантариста (en:Pantariste). Амазонка. Убила капитана Тиамида.
- Пенфесилея.
- Полемуса. Амазонка, спутница Пенфесилеи. Убита Ахиллом .
- Полидора. Амазонка.
- Профоя. Амазонка. Семикратно побеждала вызванных ею на поединок противников. Убита Гераклом в бою.
- Синопа (en:Sinope (mythology)). Амазонка, дочь Марпессы, девственница (о другой версии см. Синопа). См. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека II 46, 1-3 (без имени)
- Смирна. Амазонка, властительница Эфеса. От неё назван город.
- Текмесса. Амазонка. Убита Гераклом в бою.
- Фалестрида (Талестрида) (en:Thalestris). Царица амазонок, посетившая Александра Великого.
- Феба. Амазонка. Сопутствовала на охоте Артемиде. Убита Гераклом в бою .
- Фермодоса. Амазонка, спутница Пенфесилеи. Убита Мерионом.
- Фесеида. (Тесеида.) Амазонка.
- Филиппида. Амазонка. Убита Гераклом в бою.
- Фоя. (Тоя.) Амазонка, участница битвы скифов и колхов. Убита Гесандром.
- Эгея (en:Aegea). Царица амазонок, от которой названо Эгейское море.
- Элла (Аэлла). Амазонка. Убита Гераклом в бою.
- Эния (en:Ainia). Амазонка, одна из 12 спутниц Пенфесилеи.
- Эрибея. Амазонка. Доблестна в ратных делах. Убита Гераклом в бою.
Следы настоящих амазонок
История о скифских амазонках на данный момент является наиболее подтвержденной версией. В начале 1990-х группа археологов сделала необычайное открытие – 2000-летние курганы скифов. Там они обнаружили более 150 могил, среди которых присутствовали захоронения женщин, закопанных с оружием. Одна молодая женщина покоилась с железным кинжалом и колчаном с 40 бронзовыми стрелами, а ее позвоночник был изогнут, по-видимому, от постоянной езды. В костях другого скелета вообще торчал обломок стрелы. Но не только присутствие боевых рубцов и оружия поразило археологов. В среднем тела имели размеры 168 см, что делало их необычайно высокими для того времени.
Хотя общество скифов не было чисто матриархальным, эти кочевые народы жили в рамках социального устройства, которое было гораздо более гибким и изменчивым, чем у их афинских современников. Грекам такое положение вещей, должно быть, казалось очень странным и даже вызывало восхищение. Поэтому они сочинили всевозможные мифы про амазонок, приукрасив их дополнительной силой. Позже появилась более сексуальная версия воинственных женщин, которые одевались в открытую одежду и носили видоизмененные доспехи.
Есть ли доказательства того, что греки действительно встречали каких-либо «амазонок»? Один рассказ об Александре Великом говорит, что такое действительно было. В 330 г. до н.э. царь Македонии покорил Персию и продвигался на восток вдоль берегов Каспийского моря (на территории современного Ирана). Амазонская королева по имени Талестрис вышла ему на встречу вместе с 300-ми своими приближенными дамами, чтобы сделать необычное предложение: она хотела объединиться, чтобы родить Александру детей. Царь согласился и провел с ней 30 дней.
Ранняя версия этого повествования написана одним из помощников Александра и якобы очевидцем событий Онисекритом. Вполне возможно, что он выдумал эту историю, чтобы так сказать «прославить» своего начальника. Но не исключен факт, что македоняне могли встретить скифских воительниц во главе с царицей, и приняли их за амазонок, легенды о которых не раз слышали.
Описание
Согласно мифу, амазонки жили на берегах реки Амазон, близ рек Фермодонт и Ирис, ныне Ешильырмак. Историк А. Б. Снисаренко считал, что ареал племени практически совпадает с контурами турецких вилаетов Амасия и Самсун, то есть места обитания древных племен: Моссинойки (обитавший в южном Причерноморье) и Макроны (обитавший на юго-восточном Причерноморье). Отсюда амазонки предпринимали свои походы в Азию. Согласно мифу ими были построены Эфес, Смирна и другие города. Мифологическая традиция отмечает «следы» пребывания амазонок от Эвбеи и Беотии до Танаиса и Каспия.
Плутарх сообщал, что амазонки обитали на Кавказском хребте вдоль Каспийского побережья от устья Куры до реки Самур, а в некоторые эпохи — до Дербента, то есть места обитания древных племен: Маскуты (обитавший от места слияния Аракса и Куры, вдоль русла последней до берегов Каспийского моря, на север вдоль его берегов, до города Чола /ныне Дербент/) Также он уточнял, что они не являются непосредственными соседями албанов, гелов и легов. Кроме Северного Кавказа, с амазонками с VIII века связывали Среднюю Европу, о чём сообщали Павел Дьякон, Козьма Пражский («Чешская хроника»), «Хроника Далимила» и др. О чешских амазонках кроме Козьмы Пражского сообщают Ян Длугош («История Польши») и «История амазонок, древних и современных» аббата Гюйона.
Профессор И. Е. Суриков предлагал тезис об «удаляющихся амазонках» — возможно они «обитали» всё дальше и дальше от центра эллинского мира по мере расширения Ойкумены.
Доктор исторических наук М. В. Скржинская отмечала эволюционировавший в античности образ амазонки — от греческого короткого хитона до расшитого костюма со скифским оружием.
Гомер упоминал о войнах Беллерофонта и фригийцев с амазонками. Ипполита (по другим рассказам, Антиопа), царица племени, была убита Гераклом, получившим от Еврисфея поручение отнять у неё пояс. Во время этого похода Тесей расположил к себе Антиопу, следствием чего было вторжение амазонок в Аттику. В «Жизнеописаниях» Плутарх со ссылкой на Гелланика рассказывал о том, как амазонки, переправившись по льду через Боспор Киммерийский, двинулись на Аттику. После неудачной четырёхмесячной войны с Тесеем, тогдашним правителем Аттики, племя возвратилось на родину.
Под началом царицы Пентесилеи амазонки выступали против греков: вместе с царём Приамом они защищали Трою от их атак. В позднейших сказаниях упоминается в легенде о царице амазонок Фалестре, посетившей Александра Македонского.
Брачные обычаи амазонок: в весеннее время они сочетаются с окрестными мужчинами. миниатюра Радзивилловой летописи
Амазонки упоминаются в древнерусском летописном своде «Повести временных лет», сведения о которых летописец Нестор взял у Георгия Амартола:
Мифы об амазонках вошли не только в эпическую поэзию, но и стали предметом греческого изобразительного искусства. Древнегреческие художники, например живописец Микон, скульпторы Фидий и Поликлет, запечатлели образы амазонок в статуях, рельефах и на картинах. Сохранились античные подражания статуям мастеров, рельефы из Галикарнаса и изображения на вазах.
Вопрос о том, существовали ли амазонки на самом деле, не решён до сих пор. В пользу версии о существовании племени говорит тот факт, что амазонки присутствуют на множестве античных изображений — причём как с мифологическими, так и реальными историческими персонажами. На древних рисунках изображены также их завоевательные походы, к примеру, вторжение амазонок в Аттику. Ряд историков считает, что опровержению этого факта поспособствовало большое количество мифов об амазонках. Сторонники теории существования этого племени отмечали, что последнее историческое упоминание амазонок относится к периоду правления Александра Македонского. Более поздние источники, подтверждающие существование амазонок, отсутствуют[источник не указан 2311 дней]. Возможно, частично реальной основой мифологических сказаний и представлений об амазонках послужили контакты древних греков, главным образом, вероятно, военные, с хеттами.
Примечательно, что реку в Южной Америке назвали в честь воительниц не случайно. В 1542 году отряд конкистадора Франсиско де Орельяна якобы увидел легендарных амазонок, с которыми вступил в бой. Это были либо индейские женщины, сражавшиеся рядом с мужчинами, либо индейцы мужчины, носившие длинные волосы, которых завоеватели ошибочно приняли за женщин. Изначально конкистадор хотел назвать реку своим именем, но после этой стычки он остановился на варианте «Амазонка».
Греческая мифология и миф об амазонках
Существуют различные мифы об амазонках, они немного отличаются от историй, которые мы знаем сегодня из художественного мира. В греческой мифологии амазонки — продукт союза бога войны Ареса и нимфы по имени Гармония.
Согласно этой концепции, греки считали, что амазонки жили в Терме, районе Мертвого моря в Турции. Его город находился недалеко от морского побережья, это место называлось Понто-Эучино. У них была монархическая иерархия, указывалось, что королевой амазонок была Иполита, народ. Фактически он состоял из союза нескольких городов, включая Смирну, Эфес, Синопу и Пафос.
Драматург Эсхил описал, что амазонки жили в Скифии, но с годами они превратились в кочевую группу, которая в конечном итоге поселилась в Темискире. Геродот называл их Андохтоны, что в основном означало мужчин-убийц. Это было потому, что их общество состояло из всех женщин, и было сказано, что они ненавидят мужчин, поэтому они постоянно боролись с ними.
Гомер и миф об амазонках
Только в «Илиаде» Гомера это имя стало Антианирас (те, кто сражается как мужчины), иллюстрируя тот факт, что амазонки с юности обучались сражаться на войнах. То есть как солдаты, положение, которое, по мнению греков, традиционно было для мужчин.
Для многих людей существование амазонок подвергается сомнению из-за того простого факта, что это общество, состоящее из женщин. Однако возможности размножения не было, однако несколько мифов объясняют, что, хотя мужчинам не разрешалось входить в деревню. Амазонки прошли несколько километров до Гаргароса, где вступали в сексуальные отношения, чтобы сохранить свою расу.
Если вы хотите прочитать больше подобных статей, мы рекомендуем вам прочитать Легенда о русалках в нашей категории мифов и легенд.
Амазонки не остались в этом племени, забеременев, вернулись в свой город. У детей мужского пола этих воинов были разные ужасные судьбы, они могли быть отправлены к своим родителям, брошены на произвол судьбы или ослеплены и изуродованы, чтобы служить слугами. Амазонки держали девочек, которых воспитывали родители, их воспитание основывалось на военном искусстве, ручном труде, охоте и борьбе.
Греческие герои против мифа об амазонках
В самых известных греческих мифах об амазонках мы находим, что герои Геракл, Беллерофонт и Ахиллес встречались с амазонками. Даже бог Дионис был вовлечен в некоторые из этих приключений. В частности, Геракл оказался вовлеченным в одно из величайших приключений греческой эпохи.
Ему было поручено найти и украсть пояс царицы амазонок Ипполиты, эту задачу поставил Эврисфей. Для осуществления этой деятельности он попросил помощи у своего друга Тесея, который в конечном итоге похитил принцессу Антиопу, сестру Ипполиты. Это похищение имело ужасные последствия, так как оно развязало вторжение в Аттику в отместку за то, что сделал Тесей.
Существуют разные версии того, что произойдет дальше, поскольку некоторые объясняют, что Тесей женится на Ипполите, помогая Гераклу. В то время как другие уверяют, что этого никогда не бывает и Антиопа, его жена, погибла во время вторжения. Греки искренне верили, что виноваты амазонки и что они являются символом невезения.
Греки и их ненависть к амазонкам
Хотя это правда, что сегодня мы ценим историю амазонок такими, какие они есть, отважными воинами, защищавшими свою власть, ненависть греков к этим женщинам совершенно очевидна во всех мифах, которые рассказывались на протяжении всей истории.
Амазонки рассматривались как враги или даже, если история не была такой ужасной, как своего рода антагонисты. Они не особенно стремились противостоять грекам, но, если представится случай, были готовы убить их. Греческие мифы освещают несколько историй о военных набегах, полностью возглавляемых амазонками.
Атрибуты Амазонки
Они обладали высокими познаниями в военном искусстве, обращались с несколькими видами оружия, а также обладали завидным интеллектом. С другой стороны, несмотря на скрытую ненависть греков к амазонкам, они сильно подчеркивали их красоту. Высокие, сильные, с белой кожей и черными волосами амазонки были идеальными. Единственным его недостатком была жажда конфликтов, его потребность в борьбе представляла проблему для более привычного к пацифизму греческого народа.
Во многих случаях упоминается, что амазонки были связаны с богиней Артемидой, это связано скорее с тем, что они поклонялись ей, чем с тем, что она имела какое-то отношение к своему творению. Воины просили защиты у богини, поскольку, будучи богиней охоты, амазонки чувствовали себя вполне отождествленными с ней.
Происхождение мифов об амазонках
Источник мифов об амазонках очень древний, уходящий корнями в Минойскую цивилизацию. Интересен тот факт, что покровительницей амазонок является богиня Артемида. Культ Артемиды перекочевал с Крита на материковую Грецию и продолжил свое существование в греческой культуре. Образы амазонок-мужеубийц (ἀνδροκτόνοι, по Геродоту), связываются непосредственно с культом двух убийственных божеств — Ареса, «бога женщин» (ϑεὸς γυναικῶν), как Дионис, и мужегубительницы Артемиды, постоянно мыслимой спутницы и как бы женской половины Диониса, — тех двух радующихся на человеческие жертвы божеств, которые, по свидетельству Геродота, чтились наравне с хтоническим Дионисом дионисическими фракийцами. Арес и Дионис кажутся только аспектами одной и той же страшной и вырастающей из подземного, загробного сумрака силы, Артемида — её женскою ипостасью. Тогда как перед идолом Артемиды в Спарте истязают розгами эфебов (юношей), перед изваянием Диониса в Алее бичуют девушек; бичевание же в означенных культах было заменой человеческих жертв. Согласно русскому историку Вячеславу Иванову , Дионисов культ воскрешает пред нами те первобытные состояния человеческой души и человеческого общества, когда женщины убегали сонмами в горы, спасаясь от преследования мужчин, когда нападение и защита принимали формы исступленных боев и кровавых истреблений. Дионисов культ является, по преимуществу, женским культом мужского начала: пафос этой религии не может бытъ иным, чем пафосом женского отмщения и мужеубийства.
Женские оргиастические движения были иногда, по всей вероятности, действительными походами, воинственными выселениями. Мэнады приходят с Дионисом в Фивы издалека, из Фригии, по Эврипиду. Аргивское предание помнит, что Дионис пришёл в Аргос из-за моря с исступленными женщинами и что аргивяне под предводительством Персея оказали им вооруженное сопротивление.
Амазонки локализуются преимущественно в Малой Азии (древнейший культ Диониса, по мифу, также один у родственных фракийцев и фригийцев), но они же являются и прямо фракийскими женщинами, «говорящими по-фракийски». Их отношение к Артемиде делает их как бы сонмом, или фиасом, мужененавистнических подруг и сверстниц Артемиды (по Диодору, они — участницы охоты богини), — сонмом, в котором с точностью отражается фиас дев-Дионисиад. Амазоны — девы двойного топора, знакомого нам как символ Дионисический. Их имена, как Меланиппа, Антиопа, Пенфесилея, Молпадия, имеют Дионисический характер. По эфесскому мифу, они ищут защиту у Диониса, и они же им побеждаемы. Они представляются охваченными исступлением, ведущими ночные хороводы, наконец родственными Гиадам, нимфам Диониса. Так, ряд характеристических черт, некоторые из которых во всяком случае черты исконные, позволяет усмотреть в них как бы разновидность мэнад.