Действия перед обрядом причащения
Вы должны помнить, что перед исповедью и причастием вам необходимо посещать церковь в течение недели. Читайте молитвы и случайте церковные службы. Священник с помощью молитв очищает ваши души, и благосклонно влияет на человеческую энергетику. В каждый день читаются определенный молитвы, которые ни в коем случае не должны повторяться. Именно церковные служители обладают знаниями по поводу того, что именно стоит читать. Если у вас есть возможность читать молитвы дома, то этим стоит воспользоваться. Чем лучше ваша душа подготовится, тем быстрее вы сможете очистить свою энергетику.
Каждый день читайте молитвы перед сном. Для того, чтобы не учить все священные слова, лучше всего купить специальный молитвенник, и ежедневно обращаться к нему за помощью. Помните о том, что не стоит пользоваться СМИ и Интернетом. Вы должны полностью отвлечься от постороннего мира. При встрече со знакомыми, просите у них прощения за совершение негативных поступков. Если у вас имеются враги, то стоит простить их. Если нет возможности сказать это лично, то хотя бы морально простите всех должников и врагов. Перед причастием ваши мысли должны быть чистыми и не затуманенными негативными эмоциями.
Основные правила причастия в православной церкви
По церковным законом есть определенные правила, которые должен соблюдать каждый христианин. В прохождении таинства причастия тоже имеются свои нюансы. Давайте разберем, какие.
Можно ли причаститься на вечерней службе?
Однозначно причаститься на вечерней службе можно в день Тайной Вечери. Сам Иисус Христос заложил это правило, причастив своих учеников — дав им свою плоть и кровь.
Что же касается вечернего причастия в другие дни, то ответ на этот вопрос довольно неоднозначен. В подавляющем большинстве причащение происходит утром, на голодный желудок. Соблюдать такое правило в течение всего дня не очень удобно, и не каждый сможет выдержать. При этом желательно присутствовать на вечерней службе, исповедоваться также можно на ней, а можно и утром. Поэтому этот вопрос нужно задать святому отцу того храма, где вы собираетесь принять таинство причастия.
Можно ли причащаться во время месячных?
Нет, во время месячных нельзя причащаться, такой поступок будет считаться дерзостью и большим грехом. Прикоснуться к Святой Чаше в этот период – великое неуважение к Господу Богу. Более того, женщина в период менструации вообще не может входить в храм. Объяснением тому считается, что менструация – это неслучившаяся беременность, и женщина должна за это понести ответственность. Женщина считается «нечистой» из-за кровянистых выделений, чем оскверняет церковь, входя в нее.
Совсем другое дело, если кровотечения сопровождают женщину долгое время — это уже не очищение, а недуг. Тогда спросите совета у своего духовного наставника, а на исповеди — покайтесь. Священник должен допустить вас до причастия, возможно, пройдя его, вы получите исцеление.
Можно ли причащаться беременным женщинам?
Да, можно, и чем чаще, тем лучше
Это особый период, женщина еще до рождения ребенка должна осознавать важность искупления, а после рождения – приобщать свое чадо к этому процессу
Церковь снисходительна для беременных – разрешается упростить пост по мере своего самочувствия. Если состояние здоровья позволяет – пост и молитвы подготавливаются по общим правилам. Подготовку молитвами и службу в церкви можно совершать, сидя на скамье.
Можно ли причащаться, если не постился?
- Бывают разные случаи, иногда пост может быть нарушен по небольшой оплошности (случайное вкушение скоромной пищи, например).
- Либо же человек по состоянию здоровья не может прийти на причастие голодным, или не выпив воды. Такие моменты оговариваются с батюшкой, а на исповеди нужно покаяться за это.
Можно ли причащаться не натощак?
Можно, но только детям до семи лет. Причем вкушение пищи должно происходить не сразу перед причастием, а заблаговременно. Следует с самого малого возраста подготавливать детей к причащению натощак.
Это правило касается также болеющих людей, если им нельзя обойтись без еды утром.
Можно ли причащаться без подготовки?
Нет, такого делать нельзя. Получается, что вы это сделаете просто «для галочки». Только вот смотреть на эту ситуацию следует с двух сторон:
- Вы причащаетесь несколько раз в году, в общем, как и посещаете саму церковь. В этом случае нужно строго соблюдать пост, пройти исповедь, прочитать все каноны и молитвы.
- Вы живете по церковным канонам, соблюдаете все посты, то есть, подготовка к причащению — это ваш образ жизни. Тогда на таинство причащения можно просто прийти натощак, прочесть нужные молитвы.
- Как уже упоминалось, дети до семи лет могут не готовиться.
Можно ли причащаться без исповеди?
Это правило также касается детей до семи лет. В некоторых храмах делаются исключения постоянным прихожанам, если они принимают таинство причастия часто.
Можно ли причащаться, если делала аборты?
Господь Бог всемилостив, он способен простить любой грех, если вы в нем действительно искренне раскаиваетесь. Детоубийство – один из самых страшных грехов человечества. Цель осознания данного безбожия – это не совершать подобные поступки в будущем. Духовный наставник не может отказать в исповеди и причастии, если вы хотите искупить свою вину.
Можно ли причащаться, если живешь в гражданском браке?
Многие путают понятия брака, давайте выясним где истина:
- Церковный брак – это брак, который получил свое благословение в таинстве венчания.
- Гражданский брак – это законно зарегистрированный брак государством. Его церковь признает, и допускает к причастию людей, состоящих в таком браке, даже если они не венчаны.
Другое дело, если вы сожалеете о своем поступке, и собираетесь вскоре узаконить свой брак. По православным канонам нужно либо совершить бракосочетание, либо прекратить отношения, тогда можно будет причаститься.
Подготовка к причастию
https://youtube.com/watch?v=AhXTrXI96sA
- Далее, не позднее чем за три дня, нужно соблюдать пост – не употреблять пищу животного происхождения. Само причастие должно проходить натощак.
- Также за три дня до причастия необходимо отказаться от сексуальных контактов, причем старайтесь даже ваши помыслы избавить от этого. Окончание телесного воздержания заканчивается в день, последующий дню самого причащения.
- Требуется отказаться от мирских утех, празднований.
- Если нет никаких жизненных препятствий, то нужно очистить свое тело, входить в церковь грязным – грех. Для этого рано утром перед походом в храм вымойтесь.
- Далее необходима исповедь – раскаяние перед Богом о всех своих грехах.
- Пройдя исповедь, побывав на церковной службе – вы можете быть благословенны на причастие священником.
Причащение на дому
Оно предназначено для немощных – например, инвалидов, престарелых, не имеющих возможности дойти до храма, отстоять службу. Очень часто священники таким же образом причащают тяжко болящих, уже приближающихся к кончине. Тогда проводится также Соборование.
На дому Таинство проводится Св. Дарами, ранее освященными за литургией. Они находятся в Дарохранительнице на престоле.
Св. Симеон Новый Богослов так пишет о Причащении:
Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух,
Не говорите, что без Него возможно спастись,
Не говорите, что кто-нибудь причастен Ему, сам того не зная,
Не говорите, что Бог невидим людям,
Не говорите, что люди не видят Божественного света
Или что это невозможно в настоящие времена!
Это никогда не бывает невозможным, друзья,
Но очень даже возможно желающим!
Подтвердить сказанное святым может всякий, на себе испытавший чудо Таинства, его силу
Наталья Сазонова
Фото: Из архива пресс-службы Удмуртской епархии
Христианские обряды
Христианство предполагает множество различных обрядов и церемоний, которые имеют особое значение для верующих. Они помогают человеку приблизиться к Богу, проявить свою веру и укрепить духовность. Каждый обряд имеет свои особенности и индивидуальное значение.
- Крещение — обряд вступления в христианскую веру, символизирует смерть старого «я» и возрождение нового в Боге. В церкви крещение проводится обычно в детском возрасте или при переходе к новому вероисповеданию.
- Причастие — обряд церковного приема святых даров, символизирует общение с Христом. Причастие проходит во время Литургии.
- Священство — обряд рукоположения, при котором человек устанавливается в ранг священников, диаконов, епископов. Он отвечает за служение в церкви и духовную жизнь прихожан.
- Православный пост — время, когда христиане воздерживаются от пищи, чтобы ближе приблизиться к Богу и очистить свою душу.
- Бракосочетание — обряд, в котором мужчина и женщина вступают в брак. Он не только узаконивает союз любви и обязательства перед Богом, но и укрепляет семейные связи и духовную иерархию.
Христианские обряды помогают верующим укрепить свою веру и духовность, пройдя через различные ритуалы и символические действия. Они дают возможность ближе приблизиться к Богу и прочувствовать его присутствие в жизни каждого верующего.
Святое Причастие – что это такое простыми словами
Это соединение верующего с Христом, не только духовное, но также физическое. Хлеб и вино по молитве священника таинственно «прелагаются» в Тело и Кровь Иисуса.
Это значит, что они, по словам богослова Н.Д.Успенского, имеют«одну природу хлеба и вина, которые не перестают быть таковыми, и одну сверхъестественную природу, которую принесённые в святую Евхаристию элементы приобретают действием на них Святого Духа».
Каким образом вещи этого мира, оставаясь собой, получают Божественную природу – тайна, недоступная уму человека.
В чем суть и какой смысл Причащения
Суть самого Таинства:
- в преложении хлеба и вина в Тело и Кровь;
- в самом причащении ими верных.
Смысл происходящего – преодоление пропасти, возникшей между Богом и человеком по грехопадении. Отпав от Бога по своей воле, человек таким же образом, по собственному желанию, намерению, может к Нему вернуться.
Эта возможность – великий дар, тысячелетиями недоступный даже праведникам Ветхого Завета, не удостоившимся соединения с Богом – что уж говорить о язычниках? Веками пытались они «штурмовать небо» — то строя величественные храмы богам, то совершая кровавые жертвы. Но отпавшая от источника жизни природа человека не давала ему возможности узреть верный путь к потерянному Раю – до тех пор, пока не нашлась Дева, по Своей чистоте, непорочности достойная стать вместилищем Воплотившегося Бога. И, самое главное, согласившаяся довериться Ему:
Так Вочеловечение Христа от Богородицы открыло людям путь к Богу – через соединение с Ним, которое возможно во всякое время через Таинство Причащения. Но – лишь по добровольному согласию человека, его просьбе, то есть молитве. Именно поэтому не «самопроизвольно» сходит Дух на хлеб и вино, прелагая их в Тело и Кровь, но – молитвой иерея.
Каждый христианин также волен лишить себя Таинства или приступить к Чаше Жизни. Господь же ждет к Себе каждого.
Что значит «принять Причастие»?
Одно из значений этого слова – «причастность», то есть прямое участие. Можно быть причастным событию, быть частью семьи или другого коллектива. Человека могут называть «причастным» к какому-либо делу, проекту. А вот через Евхаристию он становится причастным Богу – буквально физически. Об этом говорит одна из благодарственных молитв, совершаемых христианином после Таинства.
Молящийся просит Иисуса Христа:
«… Пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе…»
Зачем нужно Причащение человеку?
Оно необходимо:
душе – затем же, зачем телу требуется пища; это духовное «питание», соединение с Богом, без которого непременно наступит духовная «голодная смерть»: мир с его суетой так поработит душу, что ей совсем закроется дорога к Раю;
Вот как пишет об этом прп. Паисий Святогорец:
Чтобы этого не случилось, и необходимо соединяться с Христом.
телу – оно бывает подвержено страстям, борьба с которыми невозможна силами человеческими; бывает также, что Господь через главное Таинство даже благоволит исцелять самые страшные болезни, если такое исцеление полезно страждущему, ведет его к вере.
Хорошо известен случай, происшедший в 1991 г. в храме Иоанновского женского монастыря Петербурга. Его описывает журналист Дмитрий Орехов, автор книги «Святые места России».
К мощам прав. Иоанна Кронштадтского сюда однажды пришла больная онкологией раба Божия Валентина – уже выписанная из больницы с приговором «домой, умирать». Рассказывают, что, впервые войдя в храм (хотя всю жизнь жила рядом, четверть часа ходьбы) она даже не знала, как правильно перекреститься. Выслушав больную, священник благословил ее исповедоваться, причащаться ежедневно.
Больная стала приходить на Таинство каждый день – который мог стать ее последним. Добиралась до обители не менее часа, настолько ей было плохо. Но хуже тела болела отягченная грехами душа… Потому женщина не сразу заметила, что постепенно доходит до уже любимого храма все быстрее – вот полчаса, а вот 15 минут… Лишь через месяц, во время обследования ошарашенные врачи констатировали: здорова!
Что дает Святое Причастие человеку?
Регулярно приступающие к Таинству говорят, что это:
- душевный мир, который Христос обещал Своим ученикам: «Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам…» (Ин.14:27);
- укрепление при борьбе с грехом, страстями;
- неизреченная радость.
«Приобщение к источнику Жизни». Священник Владислав Береговой
Причащаемся мы, чтобы быть с Богом, ведь Им мы живем, движемся и существуем. Вне Бога мы живем на внутреннем ресурсе, который исчерпывается очень быстро, и мы становятся клиентами всяких шарлатанов и прочих людей, которые обещают нам безграничное счастье и силы жить. Но христиане знают, что те, кто не будет причащаться от Тела и Крови Господа, не будут иметь в себе жизни. Страшные, конечно, слова. Апостол Иоанн говорит, что после них множество даже близких учеников отошло от Спасителя
Не все поняли смысл слов Христа, но тем не менее евангелист описывает это событие как очень важное. Потому и мы в это верим: в нашей Церкви вокруг причастие строятся храмы, рукополагаются священники
Причастие – центр нашей жизни. Конечно, важно сказать и о том, что участие в Евхаристии помогает быть ближе к Богу, ведь мы под видом хлеба и вина вкушаем Его Тело и Кровь. Благодаря этому, мы физически становимся ближе к Нему, наше тело становится вместилищем Божества. Конечно, сам механизм нам непонятен, но мы просто верим, что через это мы во Христе и Христос в нас.
Можно ли на литургии не причащаться?
Я знаю, что даже есть канонические правила, которые строго запрещают православным христианам уходить с Литургии не причащаясь. Однако уже в IV веке появилась практика молиться на Литургии, не подходя к Чаше. С точки зрения апостолов, это, конечно, абсурд. Но времена меняются и сегодня, действительно, не все могут причаститься на Литургии. Я не вижу проблемы в том, чтобы просто прийти на Литургию помолиться: ты же не перестаешь быть частью общины, ты можешь молиться о том, чтобы хлеб и вино преложились в Тело и Кровь Господа. И эта молитва очень важна. Я на проповеди минимум раз в месяц напоминаю своим прихожанам, что вы все молитесь об этом, а не я один за вас молюсь как великий Мерлин. Даже если ты к Чаше не подходишь, все равно же участвуешь в этой общей молитве. Более того, на Литургии огромное количество разных молитв: о хорошей погоде, о выздоровления болящих, о том, чтобы мир Христов был с теми, кто пришел на службу.
Причастие как маленький подвиг
«Безвредность» Причастия противоречит самой сути
христианского подвига. Если приближаться ко Христу для нас безопасно, почему
тогда большинство апостолов умерли не в своей постели, почему пострадали
мученики, почему переполнены мартирологи XX века? Более того, мы знаем, что
некоторые мученики никогда не были крещены, никогда не причащались, но были
приняты Господом благодаря только тому, что умерли ради Него. Выходит, что сама
смерть стала для них Причастием Христу.
Мы и правда в некотором смысле уже спасли свое тело,
причастившись Христу, но спасли в эсхатологической перспективе. Чтобы добраться
до этого послемирного горизонта, нам нужно пережить множество скорбей, смерть и
то таинственное, что следует за ней. Евхаристия соединяет нас со Христом, но мы
ведь не оказываемся на ту долю секунды, когда принимаем Дары, в ином физическом
измерении. В том и заключается тайна Евхаристии, что она приобщает нас Иному
миру, никак не изменяя закономерности мира сего, ни на миг не «выключая» эти
закономерности.
Эту тайну следует принимать во всей ее противоречивости: с
одной стороны, Тело и Кровь — это нетленные тело и кровь Христа; с другой, это
хлеб и вино, не теряющие свойств хлеба и вина. Хлеб остается мягким и душистым,
вино остается кисло-сладким и немного пьянящим. А еще, будучи физическими
объектами, они могут принимать в себя различные микроорганизмы, бактерии и
вирусы. Задача священника и дьякона — следить за тем, чтобы этого не
происходило. Но это вопрос гигиены, а не богословия.
Но что в сущностном смысле следует из того, что хлеб и вино
— объекты материального мира? То, что, будучи включенной в
причинно-следственную последовательность падшего мира, Евхаристия вполне может
быть причиной болезни и других неприятностей. Самый простой пример: алкоголь в
Крови Христовой может быть опасен для бывших алкоголиков и, например, для тех,
кто принимает лекарства, несовместимые с алкоголем. Если на полном серьезе на
самом высоком церковном уровне обсуждается идея причащения пациентов
реабилитационных центров безалкогольным вином, это означает, что Кровь Христова
вполне может быть причиной болезни. Причем тут-то речь идет о самой Крови, о
самой ее физической субстанции, материальной форме, а не о вирусе, который по
определению является самостоятельным существом.
Возьмем более широкий контекст. Вред человеку может
причинить сам факт причащения. Советский гражданин, если он только входил в
храм во время богослужения, уже оказывался под подозрением. А если он приступал
к исповеди и причащался, то это почти гарантировало ему проблемы на работе, в
университете, визит скучных людей в серых пиджаках и т. п. Виновато ли в этом
причастие? Нет, виноват коммунистический режим. Но ведь не виновата Евхаристия
и в предполагаемом распространении вируса. «Виноват» сам вирус и законы его
эволюции, которые, так уж получается, несут другим живым существам болезни и
смерть.
Впрочем, если эта смерть является «пропуском» (как в случае
древнего мученика) ко Христу, то мы должны радоваться ей. То есть не ей самой,
а возможности совершить подвиг в нашей жизни, в которой, казалось бы, нет места
христианскому подвигу.
В мирное мы жили время. Наши города были наполнены храмами,
в которых служили образованные священники. На одной улице магазин христианской
книги, на другой — духовно-просветительский лекторий, на третьей — православный
вуз. Христианские фильмы, поэзия, музыка на любой вкус. Верующего не зовут на
арену, его приглашают в приходской клуб выпить чаю и побеседовать о Евангелии…
И тут приходит коронавирус, которому все равно, на какой
посуде жить — на тюремной плошке, на фарфоровой вазе в музее или на
евхаристическом сосуде. Но мы, прихожане такого-то храма, доверившись Богу,
причащаемся из одной Чаши. Ради Христа мы хоть немного, но рискуем, хоть
немного, но подражаем мученикам. Мы на крест не просимся, потому что носим
маски и моем руки, но и с креста не сходим, потому что не отлучаем себя от
Литургии.
Подготовка к причащению
Чтобы таинство прошло правильно, необходимо правильно подготовиться к нему. Для этого стоит делать следующее:
Ознакомиться с сутью причастия и желать его всей душой. Человек, который готовится пройти это таинство, должен четко понимать, что это за процедура и для чего она требуется. Причастие требуется для единения с Господом Богом. С помощью этой процедуры удается начать общение с Творцом, получить Тело и Кровь Христа для освящения и избавления от грехов
К тому же важно обладать настоящим внутренним желанием, которое должно быть искренним. Не стоит ориентироваться на чувство долга или советы других людей.
Жить в мире с другими людьми
Запрещено проходить обряд в состоянии ненависти. Нельзя враждовать с окружающими.
Не допускать смертных грехов, которые отлучают от таинства. Прежде всего, это касается убийства, включая аборты. Также нельзя нарушать супружескую верность или посещать гадалок и экстрасенсов. При отступлении важно, прежде всего, соединиться с церковью, исповедовавшись у священника.
Ежедневно жить в соответствии с христианскими законами. Чтобы пройти таинство, не следует как-то специально готовиться. Важно жить так, чтобы сама обыденная жизнь сочеталась с систематическим участием в Господней Трапезе. Обязательным элементом такой жизни считается каждодневная личная молитва. Также нужно читать и изучать Библию, следовать заповедям Бога и постоянно сражаться с «ветхим человеком», живущим в каждом. К неотъемлемым элементам духовной жизни относят каждодневное испытание совести и систематические исповеди. Правильная духовная жизнь заключается в том, что человек должен стремиться жить не для себя, а для других. Немаловажное значение имеет внутренняя честность, смирение и правдивость. Свой образ жизни требуется соизмерять с необходимостью служения Богу. При этом важно соблюдать общепринятые посты и принимать участие в праздничных богослужениях, которые происходят не только по воскресеньям.
Пройти литургический пост. С давних времен проходить таинство причастия принято натощак. Это правило называется литургическим постом. Обычно отказываться от употребления еды и напитков требуется с полуночи перед процедурой. Если рассматривать требование Священного Синода РПД, длительность такого поста должна составлять минимум 6 часов. Важно учитывать, что это требование касается только здоровых людей. К примеру, при наличии диабета разрешается с утра поесть. Также допускается принимать перед таинством лекарства, которые нужны человеку по жизненным показаниям. Стоит отметить, что Тайная Вечеря и евхаристические трапезы людей, стоявших у истоков христианства, проходили по вечерам – после еды. Священники отмечают, что во время подготовки к таинству первостепенное значение имеет состояние души и сердца, а не желудка.
Исповедоваться. Обычно перед причастием требуется исповедоваться. Этот обряд проводят прямо перед литургией, накануне вечером или за несколько дней. Прихожанам, которых батюшка знает как истинных христиан, можно причащаться и без исповеди.
Совершать молитвенную подготовку. Она подразумевает произнесение канона и молитв. Это рекомендуется делать вечером или с утра перед литургией. Здоровый человек должен накануне посетить храм для вечернего богослужения. В ходе литургии в храме необходимо молиться совместно с другими людьми, а не читать свое правило. Читать другие молитвы каждый верующий решает самостоятельно.
Соблюдать требование телесного воздержания. В ночь перед причастием супругам не рекомендуется вступать в телесные отношения.
Что можно, что нельзя делать после причастия
Сразу после причастия нужно поцеловать ребро Чаши со Святыми Дарами; креститься нельзя, чтобы не толкнуть Чашу, и к иконам прикладываться нельзя. А надо подойти к столу, где служители подают приобщившимся теплоту (вино с водой или теплую воду), чтобы прополоскать уста и проглотить эту теплоту, чтобы Тело Христово не осталось во рту. После службы можно целовать крест и прикладываться к иконам.
Нужно прослушать благодарственные молитвы после причастия и горячо поблагодарить Господа за Его Дар. Если в храме эти молитвы не читают, то прочитать их дома. В день принятия святых Даров надо хранить себя от многословия, пустословия, суеты. Читать духовную литературу. Постараться как можно дольше сохранить в себе благодать Святого Духа, чтобы получить действенную помощь в борьбе со страстями.
Св. Иоанн Кронштадский говорил: Не будь неблагодарен, бесчувствен и равнодушен ко Святым Таинам. За чувство благодарности Господь пошлет тебе больше благодати.
Св. Никодим Святогорец советует после приобщения и благодарения побеседовать с Господом со смирением: «Господи, ты видишь мою немощь и видишь, как легко я впадаю в грех и не могу побороть страсть; помоги мне ее побороть или сам вместо меня порази моего врага».
Как подготовиться к причастию?
Подготовка души – воздержание и исповедь.
Но обряд очищения, единения с Богом, если вы в него веруете, вы не пойдете с тяжелыми мыслями, с плохими поступками на уме. Это основная мысль, которую пытаются донести священнослужители до прихожан. Они поясняют, если вы не воцерковленный человек, если вы не посещаете церковь часто, не соблюдаете посты и не знаете молитв, не нужно ходить на причастие в Чистый четверг за компанию или потому, что это правильно.
До необходимости причаститься надо дойти умом, для этого должна быть определенная степень осознанности, понимания происходящего. Поэтому перед причастием рекомендуется:
- больше молчать, побыть в тишине;
- вести себя благопристойно;
- не ходить в увеселительные заведения накануне;
- не ругаться, не драться, не вступать в конфликты;
- не пить спиртное;
- поговорить, посоветоваться со священником, получить его благословение.
Короткие ответы на частые вопросы
Вот некоторые из тех недоумений, о которых часто спрашивают православные в связи с главным Таинством.
Что даёт регулярное Причастие?
Причастие – жизнь с Богом, радость о Нем, духовное укрепление, помощь свыше в борьбе с грехами. Для многих преодоления мучающей страсти начинается именно с этого, ибо своими немощными силами исправиться человеку невозможно.
Как мое Причащение поможет мужу (сыну), который находится на фронте?
Господь радуется об обращении к Нему человека и сугубо благословляет также его близких. Свт. Николай Сербскийговорил:
«От одного благословенного чада весь дом может получить благословение и преуспевать во всем, а от одного неблагословенного весь род может терпеть скорби».
Что нельзя делать после Причастия?
Как правило, непосредственно после Таинства (до того, как Тело и Кровь запили водой) не прикладываются к иконам или к руке иерея из благоговения к полученной во уста святыне.
А вот запреты мыться и выплевывать что бы то ни было, а также чистить зубы в течение дня – из числа пусть и благочестивых, но суеверий.
Кому можно причащаться без поста?
Евхаристический пост не держат малые дети, особенно младенцы (детей более старших все же рекомендуется постепенно приучать к воздержанию). Кроме того, без него могут принимать Святые Тайны те, кто имеет такое благословение священника (как правило, это больные).
Наконец, «страха ради смертного», то есть когда есть опасность для жизни, причащаются без всякой дополнительной подготовки.
Без Исповеди можно?
Без Исповеди приступают к Чаше те, кто делает это часто, и имеет благословение своего духовника, хорошо знающего состояние христианина. Без Исповеди также приобщаются Святых Христовых Таин дети до 7 лет.
Как причащать детей?
Младенца берут на правую руку и подносят к Чаше. Более старшие дети подходят сами. Исповедь перед Таинством нужно только тем, кто старше 7 лет.
Как причащать детей
Причащение больного на дому
Для этого приглашают священника – как правило, прихожанин сам организует ему машину, ведь со Святыми Дарами нельзя ехать в общественном транспорте. Для того, чтобы причастить больного, нужно его согласие.
Таинству предшествует Исповедь, затем совершаются краткие молитвы и христианин причащается Святыми Дарами, освященными ранее на литургии (в священнической практике их именуют «запасными», а хранят на престоле в алтаре – как раз на такие случаи).
Брезгую Причащаться из одной ложки
Это – очень древняя практика, идущая с IV-V вв. (до этого Тело Христово давалось верующим в руки). Сейчас она – большое искушение для некоторых людей, не верящих в то, что им подаются не хлеб и не вино, но Сам Господь, мало знающих о Таинстве, и, конечно, не приступающих к нему. Вот как отвечает на этот вопрос священник Димитрий Синявин:
«За всю историю Православной Церкви не было не одного случая, чтобы кто-нибудь заразился какой либо болезнью через общее причащение.Священники и диаконы, после причащения народа, этой же ложкой, а по церковному она называется – лжица, употребляют остатки святого Причастия из Святой Чаши, и не брезгуют и не заражаются.
Чтобы укрепить свою веру нужно в каждый день читать Евангелие, в котором описано много чудес Господа нашего Иисуса Христа. К нему прикасались прокаженные люди и Он от них не заражался а напротив – исцелял их. В Святой Чаше находится Тело и Кровь Господа Иисуса Христа».
Какое вино используют в церкви для Причастия?
Для Евхаристиии в церкви используют виноградное вино. У греков это вина «Мавродафни» и «Нама», в России с XIX в. – «Кагор».
Причастие после Крещения младенца и взрослого
Если человек крещен утром, и к моменту завершения Таинства не окончилась литургия, он, как правило, причащается сразу. Есть также практика приобщения Святых Тайн на другой день по Крещении. Исповедь при этом не нужна.
Что дает Причащение перед смертью?
Соединение со Христом, облегчение совести, прощение грехов. Если удалось покаяться, освободить душу от груза, а затем приобщиться Самому Христу, душа и в вечной жизни также соединится с Ним.
Все эти, и множество других вопросов, снимаются сразу, едва звучат слова «Со страхом Божиим и верою…» И вот они уже встречаются – Господь в Его Тайнах и Его чадо, пришедшее к Источнику Жизни. Как осмыслить это? И главное – как не потерять.
Недаром после благодарственных молитв во всех молитвословах стоит одна и та же фраза:
Не получится? Охватит суета мира? Что ж… Придем еще. А потом еще. И так – до самого исхода и встречи с Ним – уже лицом к лицу.
Наталья Сазонова