Что же это за книга?
Понять, о чем роман, постичь его смысл и расшифровать удается далеко не каждому. Человек понимает эту книгу в зависимости от собственного возраста, степени развития на момент прочтения, приобретенных знаний и опыта, а также от эпохи, в которую проживает.
Если же для начала отречься от более глубоких обсуждений, то на поверхности мы видим две сюжетные линии. Первая рассказывает нам о жизни москвичей в 30-е годы прошлого века. Вторая повествует историю о неком «аналоге» Иисуса Христа, который был, по воле Понтия Пилата, распят на кресте. Истории связываются тем, что тот самый рассказ о Сыне Божьем написал Мастер — москвич из 30-х годов.
Именно в этом пункте мы и натыкаемся на главный камень преткновения и начинаем более глубоко осмысливать суть и подтекст данного произведения.
Религиозные темы в произведениях русской классической литературы
Русская классическая литература богата религиозными темами, отражающими важность религии в жизни общества и индивидуума. Эти темы пронизывают различные произведения и позволяют авторам обратиться к моральным вопросам, этике и духовности
Одно из ярких произведений, содержащих религиозную тематику, — «Братья Карамазовы» Федора Достоевского. В романе рассматриваются различные аспекты веры, сомнения, нравственности и мировоззрения. Центральная фигура — старец Зосима, который выступает голосом Достоевского и передает его собственные взгляды на религию. В произведении также поднимаются вопросы о борьбе между верой и атеизмом, о проблемах человеческой натуры и нравственности.
Еще одно знаменитое произведение, связанное с религиозной тематикой — «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Роман включает множество символов и образов, связанных с религией, включая появление самого Сатаны в Москве. Перекличка между религиозной и советской властью, обсуждение проблемы зла и веры, а также изображение пути к спасению и истины делают «Мастера и Маргариту» одним из самых значимых литературных произведений на религиозную тему.
Великий Лев Толстой также задался вопросами веры и религии в своих произведениях. «Война и мир» и «Анна Каренина» обращаются к проблемам морали, этики и духовности. Толстой исследует религиозность персонажей и их нравственные проблемы, а также критикует официальные православные церковные учения.
Произведение | Автор | Религиозная тематика |
---|---|---|
Братья Карамазовы | Федор Достоевский | Вера, сомнения, нравственность |
Мастер и Маргарита | Михаил Булгаков | Символы, зло, вера, истина |
Война и мир | Лев Толстой | Мораль, этика, религиозность |
Анна Каренина | Лев Толстой | Моральные проблемы, православие |
Русская классическая литература предлагает читателю широкий спектр религиозных тем, открывая возможность задуматься над наиболее глубокими вопросами человечества. Она позволяет нам рефлексировать о вере, морали, нравственности и этике, а также приводит к обсуждению роли религии в обществе и ее отношения к другим аспектам жизни.
Евангелие от сатаны или обращение к атеистам 30-х?
Фото: Flickr.com Чтобы точнее понять запрещённый роман Михаила Афанасьевича Булгакова, важно вспомнить время его творчества. Такие произведения как «Собачье сердце», «Белая гвардия» и многие другие были созданы автором как критика революции, нового времени, когда нельзя было открыто критиковать атеизм, власть, так как за это можно было попасть под расстрел или сесть в тюрьму. Страшно представить, каким гонениям подвергались священнослужители в то время, да и простые христиане
Сам же Булгаков был сыном священника, профессора академии Богословия и очень образованным человеком, однако, будущий писатель, не выдержав натиска атеизма, вынужден был отречься от религиозных взглядов, хотя, возможно, это происходило только внешне. Это случилось в 18 лет, когда он снял с себя крестик
Страшно представить, каким гонениям подвергались священнослужители в то время, да и простые христиане. Сам же Булгаков был сыном священника, профессора академии Богословия и очень образованным человеком, однако, будущий писатель, не выдержав натиска атеизма, вынужден был отречься от религиозных взглядов, хотя, возможно, это происходило только внешне. Это случилось в 18 лет, когда он снял с себя крестик.
Роман «Мастер и Маргарита» был написан автором как обращение к атеистам 30-х годов, которым нельзя было проповедовать о Боге открыто. Причём Михаил Афанасьевич замаскировал его под своеобразную сказку для людей того времени, в которой добро и зло практически поменялись местами.
Воланд предстаёт в виде обаятельного всемогущего хулигана, его деяния оказываются безнаказанными, от действий страдают вполне невинные люди. Влюблённая Маргарита, чтобы найти своего избранника, бросает мужа и становится ведьмой, а Иуду, по версии автора, за предательство убили ученики Христа, что противоречит Евангельскому учению.
Смесь каббалистики, истории, философии, волшебства и реальности заставляет задуматься об относительности атеизма, хотя христианским, этот роман назвать нельзя и это подтверждает в своём письме сам Булгаков – «я пишу роман о дьяволе». Именно по этой причине зло остаётся безнаказанным, добро поверженным, а сами ценности, в том числе и христианские, преподносятся в крайне искажённом виде.
Сатира и критика церкви в творчестве Михаила Булгакова
Михаил Булгаков, известный советский писатель и драматург, в своем знаменитом романе «Мастер и Маргарита» величественно и ярко изображает церковь и ее роль в советском обществе. Булгаков использует сатиру и критику, чтобы поднять важные вопросы о свободе вероисповедания, общественной ответственности церкви и религиозной истине.
В романе Булгаков мастерством обличает церковь и ее представителей, особенно высокопоставленных духовных деятелей. Церковные служители изображаются как лицемерные, коррумпированные и жестокие люди, готовые на все ради сохранения своей власти и привилегий. Автор неофициально, но явно указывает на их связь с атеистическим Сатаной, показывая, что их деятельность несет опасность для общества и потенциально дестабилизирует его.
Булгаков также использовал сатиру, чтобы подчеркнуть противоречия и двойственность между официальной доктриной церкви и ее реальными поступками. Церковь, как выясняется в романе, несет ответственность за безумие, жестокость и казнь Н.И. Платонова, талантливого писателя и еретика. В этом контексте Булгаков осуждает религиозное преследование и ставит под сомнение авторитет церкви, как источника моральных истины и нравственных ценностей.
Булгаков выражает свое отрицательное отношение к церкви и ее деятельности через аллегорические персонажи, такие как Воланд (Сатана), который затмил своим интеллектом и выразительностью лидеров церкви, показывая их ничтожность и уязвимость перед глазами некоторых героев романа и,, возможно, самого автора.
Тема религиозной критики в творчестве Булгакова несет в себе глубокое осмысление не только церкви как института и ее деятельности, но и более широких проблем, связанных с верой, моралью и ответственностью перед обществом. Булгаков, через свою сатиру и критику, предлагает альтернативную, освобождающую и откровенную позицию. Он вызывает читателя задуматься о роли и смысле религии в жизни и обществе в целом.
Таким образом, сатира и критика церкви в творчестве Михаила Булгакова играют важную роль в сознании читателя, вызывая острую реакцию, стимулируя критическое мышление и поднимая актуальные вопросы о религии, власти и ответственности.
Особенности романа
Книга «Мастер и Маргарита» считается главным произведением в творчестве Михаила Булгакова. Писатель годами прорабатывал сюжет и само название. До того, как роман получил свое имя, автор несколько раз переименовывал его:
- «Копыто инженера»
- «Черный маг»
- «Сатана»
- «Гастроль»
Автор закончил роман в конце своей жизни. Когда он был при смерти, его жена дописывала финал за него. Долгое время «Мастера и Маргариту» не публиковали, так как в нем критикуются советская власть и устои того времени.
По роману снято несколько фильмов. Самая удачная версия принадлежит Владимиру Бордко. Он полностью повторил сюжет книги, сохранив все его достоинства. Были попытки других экранизаций, но они незакончены либо мало кому известны. На съемках нередко происходили странные вещи (ломалось оборудование, травмировались актеры). Считается, что это связано с особенностью произведения, так как оно наполнено мистикой.
Российские фанаты установили знак на Патриарших прудах с Воландом и его свитой, который предупреждает прохожих об опасности при разговоре с неизвестными. Это доказательство популярности книги.
Актуальность религиозной критики в современной литературе
Религиозная критика в современной литературе имеет важное значение, поскольку она способствует осмыслению и анализу роли религии в современном обществе. Произведения, в которых религия критикуется или подвергается сатире, помогают людям задуматься над тем, как религиозные учения могут влиять на их жизнь и общество в целом
Религиозная критика также помогает вызвать обсуждение и открытый диалог о религиозных убеждениях и практиках. Она может вызывать вопросы о том, насколько вероучения соответствуют современному миру и насколько они реально способны привнести пользу и счастье в жизнь людей
Это особенно важно в эпоху, когда религиозные конфликты и фанатизм становятся все более распространенными
В своих произведениях современные писатели отражают и критикуют религиозную индустрию и коммерциализацию веры. Они показывают, как церковь и религиозные лидеры могут использовать веру их последователей в своих интересах, и как это может привести к негативным последствиям.
Таким образом, религиозная критика в современной литературе является неотъемлемой частью общественного диалога о вере и религии. Она помогает людям задуматься и задавать вопросы о своей вере, об институтах религии и об их влиянии на общество. Это важная тема, которая продолжает сохранять свою актуальность в современной литературе.
Сюжет и тема
На Патриарших прудах прогуливаются Берлиоз и Бездомный, там они встречают Сатану, называющего себя Воландом и занимающегося черной магией. Между товарищами происходит дискуссия о Иисусе Христе, в которую вмешивается Воланд, утверждая о реальном существовании Иисуса. Сатана предсказывает, что Берлиоз потеряет голову, а Бездомный заболеет шизофренией, так и происходит.
Профессор черной магии останавливается в столице со своей многочисленной свитой, состоящей из кота Бегемота, рыцаря Азазелло, девушки Геллы и Коровьева. С их появлением город наполняется таинственными событиями. Одновременно с этим развивается роман замужней Маргариты и бедного писателя Мастера.
Маргариту и Мастера разлучают, но взамен на услугу девушки – стать королевой на балу у сатаны, он возвращает ей возлюбленного из психиатрической больницы.
Другой сюжет, развивающийся параллельно, является книгой, написанной Мастером о событиях, происходящих в Ершалаиме, где к Понтию Пилату попадает Иешуа, которому он должен вынести приговор. Арестованный не является виновным и Понтий пытается ему помочь, но безрезультатно, Иешуа распяли на кресте.
Воланд считает, что влюбленные заслужили покой. Азазелло предлагает им вино, выпив, они падают без чувств. Мастер и Маргарита уходят в даль с Воландом. Любовь одерживает победу.
Центральной темой произведения является тема противостояния добра и зла.
Аргументированные возражения трактовке Кураева
Сергей Цыбульник
К сожалению, людям, лишь поверхностно знакомым с романом, рассуждения Кураева действительно могут показаться вполне убедительными. Читатели, хорошо разбирающиеся в творчестве Булгакова, разумеется, видят всю бредовость его рассуждений, но таковых меньшинство, и Кураев пишет совсем не для них.
Я всё собирался в какой-нибудь статье подробно разобрать хотя бы самые абсурдные кураевские доводы, но оказалось, что до меня с этим прекрасно справился Сергей Цыбульник. Он подробно, аргумент за аргументом, разбирает книгу Кураева «Мастер и Маргарита: за Христа или против?», и методично показывает их совершенную безосновательность.
Итак, если вы познакомились с трактовкой Кураева и у вас появились закономерные сомнения в правоте отца Андрея (а, может, наоборот: вы желаете убедиться, никакими доводами ее не поколебать), прочитайте книгу Сергея Цыбульника. И после того, как ознакомитесь с аргументами обеих сторон, делайте собственные выводы.
С. Цыбульник: «Диакон и Диавол, или о занимательном богословии Кураева»
(PDF, 5 Мб)
Образы церковных деятелей в романе «Мастер и Маргарита»
Один из главных образов в романе – это Понтий Пилат. Пилат представлен как бесхарактерный и безвольный чиновник, решивший освободить Иисуса Христа, но позже ставший свидетелем его распятия. Булгаков использует этот образ, чтобы критиковать церковь и ее деятелей за их безразличие к судьбе Иисуса и к учению, которое он оставил.
Еще одним образом церковного деятеля в романе является Иуда. Иуда предстает как предатель и каратель, который продал Иисуса за 30 серебряников. Булгаков описывает Иуду как зловещего и мрачного персонажа, который является символом несправедливости и жестокости церкви.
Также в романе присутствуют различные образы священников и богословов. Они изображены как лицемерные, жаждущие власти и богатства люди, которые готовы на все ради своей выгоды. Булгаков раскрывает их греховность и противоречия с христианскими ценностями.
В целом, образы церковных деятелей в романе «Мастер и Маргарита» показывают авторскую критику церкви и религиозной институции в целом. Булгаков выступает против лицемерия, жестокости и безразличия церковных деятелей к духовности и истинным ценностям христианства.
Темы великой литературы в церковной критике
Великая литература часто касается глубоких религиозных, этических и моральных вопросов, которые являются важной частью художественных произведений. Они могут представлять собой символическую борьбу между добром и злом, верой и безверием, справедливостью и несправедливостью
Произведение | Автор | Основные темы | Церковная критика |
---|---|---|---|
«Мастер и Маргарита» | М.Булгаков | Вера, добро и зло, сатана, религиозные мотивы | Церковь критикует свободное толкование религиозных мотивов и изображение сатаны как протагониста, негативное изображение церковных деятелей |
«Преступление и наказание» | Ф.Достоевский | Мораль, грех, искупление | Церковь приветствует изображение морали и проблемы греха, но может критиковать нечеткость между покаянием и искуплением |
«Война и мир» | Л.Толстой | Война, мир, моральные выборы | Церковь может критиковать изображение войны как неконструктивного средства решения проблем, высказывать сомнения в моральных выборах главных героев |
Эти критические элементы церковного анализа позволяют лучше понять и обсудить сложные и важные темы, представленные в великой литературе. Однако, в конечном счете, оценка и толкование данных произведений остается в пределах субъективности каждого читателя.
Два российских сериала
Конечно, «проклятие экранизаций» роман Булгакова в каком-то смысле коснулось. Известно, что уже в 1980-е многие российские режиссеры не получили разрешения (или денег, что, в принципе, одно и то же) на свои фильмы по «Мастеру и Маргарите». Среди них были Эльдар Рязанов и Элем Климов, а Владимир Наумов вообще сослался на запрет Елены Булгаковой (она скончалась в 1971-м), которая якобы пришла к нему во сне.
В большей степени «проклятие», пожалуй, подходит к фильму Юрия Кары «Мастер и Маргарита», который был снят в 1994 году. Маргариту в нем сыграла Анастасия Вертинская, а вообще в ролях был занят весь цвет отечественного кино того времени — Михаил Ульянов (Понтий Пилат), Валентин Гафт (Воланд) и многие другие. Но из-за спора создателей с продюсерами (из-за продолжительности) и с наследниками Булгакова (из-за авторских прав) этот фильм пролежал на полке больше десятилетия и был показан лишь в конце нулевых, когда его актуальность была под серьезным вопросом.
Дело в том, что в 2005-м канал «Россия 1» показал еще одну версию «Мастера и Маргариты» — 10-серийный телефильм, поставленный Владимиром Бортко. С этим сериалом как раз никакой мистики не связано, хотя Бортко и вспоминал несколько загадочных совпадений, случившихся еще до съемок. Но сам фильм вышел в намеченное время, его посмотрели около 40 миллионов человек. И, в принципе, считается, что это самая удачная экранизация романа Булгакова на сегодняшний день.
«Мастер и Маргарита»: четыре разных прочтения
Особенностью произведений, которые пишутся во времена жёсткого давления со стороны властей и общественности, является их зашифрованный характер. Поэтому в них каждое поколение читателей находит то, что актуально именно в конкретную эпоху.
Свой роман Булгаков писал, очевидно, для своих современников, которые жили в 30-е годы двадцатого века. Тем не менее, впервые прочитала книгу совсем другая аудитория. Это люди, живущие в 60-е годы. Они увидели в этой истории трогательную любовь Мастера и Маргариты, диалоги Иешуа и Пилата истолковали, как взаимоотношения поэта и власти. Иван Бездомный олицетворил тягу к знаниям. Именно тогда Воланду приписали аристократическое обаяние.
В 1980-е к изданиям прилагались комментарии в таком же духе. Спустя десять лет произведение писателя начали считать эпатажным и вызывающим. В театральных постановках во всю игрались сцены с обнажённой Маргаритой на сатанинском балу.
В начале нового XXI века роман получил жёсткую критику со стороны некоторых священнослужителей. Николай Гаврюшин и Михаил Дунаев резко высказывались в адрес книги. Булгакова назвали поклонником сатанизма, а роман охарактеризовали, как чёрную мессу. Но после обнародования писем и черновиков писателя, эта теория потерпела фиаско.
В настоящее время современники, в том числе и богословы, стараются дать внятную трактовку загадочному роману. Исследователи пытаются понять, действительно ли «Мастер и Маргарита» — это зашифрованное христианское послание Михаила Афанасьевича людям того безбожного времени.
На заметку! Следует отметить, что многие читатели, никогда не помышлявшие о Боге, церкви и вере, после прочтения романа, по их словам, пришли к Православию. А это подталкивает к определённым выводам.
Портрет эпохи
Из биографических сведений известно, что сам Булгаков воспринимал свой роман как некое предупреждение, как сверхлитературный текст. Уже умирая, он попросил жену принести рукопись романа, прижал к груди и отдал со словами: “Пусть знают!”
Соответственно, если наша цель не просто получить от чтения эстетическое и эмоциональное удовлетворение, а понять идею автора, понять, ради чего человек потратил двенадцать последних лет своей жизни, в сущности, всю жизнь, мы должны отнестись к этому произведению не только с точки зрения литературной критики. Чтобы понять идею автора, надо хотя бы что-то знать о жизни автора — зачастую ее эпизоды находят свое отражение в его творениях.
Михаил Булгаков (1891–1940) — внук православного священника, сын православного священника, профессора, преподавателя истории Киевской Духовной Академии, родственник известного православного богослова о. Сергия Булгакова. Это дает основания предполагать, что Михаил Булгаков хотя бы отчасти был знаком с православной традицией восприятия мира.
Сейчас для многих в диковинку, что существует какая-то православная традиция восприятия мира, но тем не менее это так. Православное мировоззрение на самом деле очень глубоко, формировалось в течение более чем семи с половиной тысяч лет и совершенно ничего общего не имеет с карикатурой, нарисованной на него, по существу, невежественными людьми в ту самую эпоху, в которую появился на свет роман “Мастер и Маргарита”.
В 1920‑е годы Булгаков увлекается изучением каббалистики и оккультной литературы. В романе “Мастер и Маргарита” о хорошем знании этой литературы говорят имена бесов, описание сатанинской черной мессы (в романе она названа “балом сатаны”) и прочее…
Уже в конце 1912 года Булгаков (ему был тогда 21 год) совершенно определенно заявил своей сестре Надежде: “Вот увидишь, я буду писателем”. И он стал им. При этом необходимо иметь в виду, что Булгаков русский писатель. А чем всегда по преимуществу занималась русская литература? Исследованием человеческой души. Любой эпизод жизни литературного персонажа описывается ровно настолько, насколько это необходимо для понимания того, какое влияние он оказал на человеческую душу.
Булгаков взял западную популярную форму и наполнил ее русским содержанием, сказал в популярной форме о серьезнейших вещах. Но!..
Для религиозно несведущего читателя роман в благоприятном случае остается бестселлером, так как у него нет того фундамента, который необходим для восприятия полноты вложенной в роман идеи. В худшем случае эта самая неосведомленность приводит к тому, что читатель видит в “Мастере и Маргарите” и включает в свое мировоззрение такие идеи религиозного содержания, которые самому Михаилу Булгакову вряд ли бы пришли в голову. В частности, в определенной среде эта книга ценится как “гимн сатане”. Ситуация с восприятием романа аналогична завозу в Россию картошки при Петре I: продукт замечательный, но из-за того, что никто не знал, что с ним делать и какая его часть съедобна, люди травились и умирали целыми деревнями.
Вообще, надо сказать, что роман писался в то время, когда в СССР распространялась своеобразная эпидемия “отравлений” на религиозной почве. Дело вот в чем: 1920–30‑е годы в Советском Союзе — это годы, когда огромными тиражами издавались западные антихристианские книжки, в которых авторы либо вовсе отрицали историчность Иисуса Христа, либо стремились представить Его как простого еврейского философа и не более того. Рекомендации Михаила Александровича Берлиоза Ивану Николаевичу Поныреву (Бездомному) на Патриарших прудах (275) и есть конспект подобных книжек. Об атеистическом мировоззрении стоит поговорить более подробно, чтобы понять, над чем потешается Булгаков в своем романе.
Анализ сцен взаимодействия церкви и Мастера в романе
Первая встреча Мастера с церковью происходит на улице, когда Мастер подходит к храму в поисках утешения и надежды. Однако церковь оказывается закрытой, символизируя неспособность религии принести помощь и поддержку в моменты кризиса. Эта сцена выражает разочарование и отчаяние Мастера, которые становятся его движущей силой в дальнейшем.
Второе взаимодействие церкви и Мастера происходит через персонажа Иешуа Ха-Ноцри, который представлен в романе как рассказчик Булгакова. Церковь видит в Иешуе опасность для своей власти и пытается уничтожить его. Мастер, наоборот, пытается спасти Иешуа, вынося его из-под влияния церкви и давая ему новое имя – Мастер. Это сцена символизирует сопротивление Мастера церковной власти и его стремление к освобождению от религиозных ограничений.
Изображение церкви и ее представителей в романе часто сопровождается иронией и сарказмом. Церковные деятели показаны как лицемерные и жестокие люди, которые используют свою власть для собственных интересов. Например, Варахилзей, архиепископ Московский, изображен как жестокий и безжалостный правитель, который преследует Мастера и Маргариту за их неверие. Эти характеристики подчеркивают противоположность идеалам и учениям церкви.
Сцены взаимодействия церкви и Мастера в романе Михаила Булгакова отражают противостояние двух различных мировоззрений и целей. Церковь символизирует силы консерватизма и религиозной догматики, в то время как Мастер представляет свободу мысли и индивидуальность. В этом противоречии заключена главная идея романа – борьба между духовным и материальным, между традициями и современностью.
Основные темы романа
Михаил Булгаков заключил смысл романа «Мастер и Маргарита» в сплетение основных тем и идей. Не зря роман называют и фантастическим, и сатирическим, и философским, и любовным. Все эти темы развиваются в романе, обрамляя и подчеркивая главную идею – борьба добра и зла. Каждая тема одновременно привязана к своим героям и переплетается с другими персонажами.
Сатирическая тема – это «гастроли» Воланда. Обезумевшая от материальных благ публика, падкие на деньги представители элиты, проделки Коровьева и Бегемота остро и чётко описывают болезни современного писателю общества.
Тема любви воплощена в Мастере и Маргарите и придаёт роману нежность и смягчает много острых моментов. Наверное, не зря писатель сжёг первую версию романа, где Маргариты и Мастера ещё не было.
Тема сочувствия проходит через весь роман и показывает несколько вариантов сочувствия и сопереживания. Пилат сочувствует бродячему философу Иешуа, но, запутавшись в своих обязанностях и опасаясь осуждения, «умывает руки». Иное сочувствие у Маргариты: она всем сердцем сопереживает и Мастеру, и Фриде на балу, и Пилату. Но её сочувствие – не просто чувство, оно толкает её на определённые действия, она не складывает рук и борется за спасение тех, за кого переживает. Сочувствует Мастеру и Иван Бездомный, проникаясь его историей, что «каждый год, когда наступает весеннее полнолуние… под вечер появляется на Патриарших прудах…», чтобы потом ночью видеть горько-сладкие сны о дивных временах и событиях.
Тема прощения идёт почти рядом с темой сочувствия.
Философские темы о смысле и цели жизни, о добре и зле, о библейских мотивах много лет служат предметом споров и изучения литературоведов. Всё потому, что особенности романа «Мастер и Маргарита» в его структуре и неоднозначности; с каждым прочтением открываются перед читателем всё новые и новые вопросы и мысли. В этом и гениальность романа: он не утрачивает ни актуальности, ни остроты десятилетиями и всё так же интересен, каким был для своих первых читателей.