Малоизвестные русские богатыри: 10 преданий

Русские былины - герои и персонажи

Существование богатырского походного звания

В древней Руси богатырское походное звание являлось одним из наиболее престижных и почитаемых среди воинов. Богатырь представлял собой героя, обладавшего необычайной силой и мужеством. Они были легендарными защитниками Руси, способными сражаться с любыми врагами и противостоять самым трудным испытаниям.

Богатырское походное звание не являлось наследственным и получить его можно было лишь после прохождения специальных испытаний и признания своей храбрости и силы перед более опытными богатырями. Обычно претендент на походное звание должен был совершить несколько подвигов и проявить личные качества героя.

Исторические хроники описывают множество событий, связанных с деятельностью богатырей. Они сражались с иноземными войсками, обороняли границы Руси и защищали своих соотечественников от неприятелей. Происхождение и история каждого богатыря была уникальной, и великое множество легенд и сказаний дошло до наших дней, описывающих подвиги этих великих воинов.

Богатырское походное звание было высоко уважаемо в обществе и давало его обладателям особый статус и привилегии. Богатыри часто принимали участие в советах князей и воевали на их стороне. Они также обладали огромным военным опытом и передавали свои знания и навыки молодым бойцам, чтобы сохранить и приумножить славу русского оружия и воина.

Существование богатырского походного звания было несомненным фактом на протяжении многих веков. Многочисленные хроники, сказания и исторические источники подтверждают его существование и его великое значение для русского народа

Богатыри стали настоящими символами мужества, силы и чести и останутся важной частью нашей истории и культуры

Косая сажень, богатырский сон…

Обратимся, однако, к сухим фактам: былинные богатыри — силачи, умелые воины и яростные борцы со злом и несправедливостью всех мастей. Во многих источниках упоминается также, что они стояли «на заставе», то есть, охраняли границы Руси от врагов.

Прилагательное «богатырский» прочно вошло в наш лексикон: когда мы говорим «богатырский сон», «богатырская силушка» или «богатырский аппетит», мы имеем в виду нечто великое во всех смыслах. Действительно, в легендах богатыри предстают силачами громадного роста, способными умять в один присест быка и проспать тридцать лет. Это, конечно, литературное преувеличение — ведь если исходить из литературоведческих взглядов, богатыри это легендарные герои народного эпоса, ну а таких героев всегда идеализировали и, по крайней мере, в рассказах, награждали всевозможными доблестями и положительными качествами в немыслимых количествах.

Есть, однако, и вполне практическое объяснение: разумеется, на защиту рубежей Родины, в княжескую дружину и на другие важные службы не брали кого попало — отбирали самых ловких и умелых, отважных и сильных. Вполне возможно, что прототипы былинных богатырей и выделялись ростом и силой среди своих современников — ведь раньше средний рост мужчины был совсем невысок, и парень высотой 170-180 сантиметров запросто мог считаться великаном.

Илья Муромец

Илья Муромец — старший из «младших богатырей». В нем все — наше.
Сначала сидел на печи, потом чудесным образом исцелился, затем служил на
князя, время от времени ссорился с ним, после дел ратных — ушел в
монахи.

Прототип нашего главного витязя — Святой Илия Печерский, мощи
которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. 
У Ильи
Муромца было прозвище, его называли также «Чоботок». Чоботок — это
сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в
сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря:

«Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка,
говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда
он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого
другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел
и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в
1638 году книга «Тератургима».
В ней монах из лавры Афанасий
Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке
называют Чибитьком
. Земную жизнь богатыря «Тератургима» относит к XII
веку.

Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и
Ильи Муромца появились в 1988 году
, когда в Киев-Печерскую лавру была
направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР. Рост Илии
Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было
внушительно. Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет
соответствуют данные о долгой болезни позвоночника.

По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали
костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Кроме этого, на
теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала,
по-видимому, смертельной.

Миф или реальность?

Ответ на этот вопрос неизвестен и, вероятно, так и останется великой загадкой. Век за веком, поколение за поколением, российская история передает нам легенды о богатырях и их подвигах. Они стали символами силы, мужества и храбрости, воплощением русской души.

В то же время, некоторые историки исследовали археологические находки и документальные источники, пытаясь найти подтверждение существованию богатырей. Однако все эти попытки исследователей были безуспешны. Невозможно однозначно доказать или опровергнуть существование этих героев.

Возможно, богатыри – всего лишь легенды, придуманные людьми для душевной поддержки и вдохновения. Но если взглянуть на эти истории под другим углом, можно увидеть в них образец национального героизма и исторической памяти. В конечном счете, это не столько вопрос исторической достоверности, сколько вопрос о том, что значат для нас эти легенды и какую роль они играют в формировании национальной идентичности.

Таким образом, можно сказать, что богатыри – это не просто исторические факты или вымысел, а своего рода мифические герои, которые живут в нашем сознании и воображении. Существуют ли они в реальности или только в наших снах и сказках – вопрос открыт, но в наших сердцах навсегда останется вера в силу и мощь этих древних героев.

Исторические аналогии и объяснения

Существует несколько теорий, которые пытаются истолковать легенды о богатырях через исторический призму. Одна из таких теорий связывает их с древними воинами и племенами, которые жили на территории Киевской Руси.

Некоторые исследователи полагают, что богатыри – это представители воинской знати, наиболее отличившиеся в битвах с иноземными захватчиками. Из-за своих подвигов они заслужили почитание и уважение среди простых людей, и их истории со временем превратились в легенды.

Другая теория говорит о том, что легенды о богатырях возникли в результате смешения и усиления различных мифологических и исторических элементов. Например, часть историй может быть связана с реальными воинами и событиями, а другая часть является проявлением мифологического воображения народа.

Интересно отметить, что некоторые исторические факты и подробности личных качеств богатырей могут помогать в понимании происхождения этих легенд и персонажей. Например, исторические источники упоминают таких князей, как Владимир Красное Солнышко или Ярослав Мудрый, которые могут стать прототипами богатырей, таких как Илья Муромец или Алеша Попович.

Кроме того, некоторые археологические находки, такие как оружие и доспехи, которые могут быть ассоциированы с богатырями, указывают на их реальное существование. Это может быть связано с тем, что богатыри соответствовали образу настоящего воина с выдающимися боевыми навыками и силой.

Таким образом, хотя легенды о богатырях являются в первую очередь мифологическими, многие исторические и археологические находки подтверждают существование реальных воинов, которые могли послужить прототипами для этих легендарных героев.

Общие черты богатырей

Одной из общих черт богатырей является физическая сила. Все богатыри были наделены невероятной силой и могли одним ударом своего меча или копья разрушить вражеское войско. Они были знамениты своей неуязвимостью и могли продержаться в битве долгие часы, не замечая усталости.

Еще одной общей чертой богатырей была их храбрость. Они не боялись сражаться с могучими врагами, будь то драконы, великаны или другие страшные монстры. Богатыри всегда готовы были защищать слабых и бесстрашно вступать в бой с неприятелем.

Также, богатыри отличались своим рыцарским кодексом чести. Они всегда выполняли свои обещания и слово, их нельзя было уличить в лжи или предательстве. Богатыри были примером идеального воина, честного и надежного.

Нередко богатыри изображались величественными и красивыми людьми. Они представляли собой идеал красоты и мужества. Богатырский образ стал символом национального героизма и силы русской нации.

Таким образом, общие черты богатырей включают физическую силу, храбрость, честь и красоту. Они олицетворяют идеал русского воина и стали ярким символом славы и подвигов в русской культуре. Легенды о богатырях по-прежнему живы среди народа и продолжают вдохновлять новые поколения своей непревзойденной мощью и доблестью.

Илья Муромец

Хотя и в устном народном творчестве, и на картине В.М.Васнецова Илья Муромец показан как старший» из богатырей, атаман, цикл эпических произведений о нем возник позже, чем былина о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.

Согласно народным представлениям, родился он в семье крестьянина по имени то ли Василий, то ли Иван, в селе Карачарове (под Муромом), где и прожил до 30 лет, а затем стал совершать свои богатырские подвиги. В 1999 г. в Муроме состоялось открытие памятника Илье Муромцу работы скульптора В.Клыкова. Семнадцатиметровая фигура богатыря, стоящего с высоко поднятым мечом в правой руке и крестом в левой руке, воздвигнута в городском парке, на Воеводиной горе, над рекой Окой.

В некоторых былинах богатырь Илья Васильевич (Иванович) именуется, однако, не Муромцем, а Муровцем или Муровичем. Ссылаясь на это второе прозвище, полагают, что по более ранней версии он происходил вовсе не из Мурома, а из г. Моровийска, расположенного на правом берегу р. Десны, на полпути между Черниговом и Киевом, и известного с XII в. В 1174 г. летописный Моровиеск, входивший в Черниговское княжество, сожгли союзники новгород-северского князя Олега Святославича.

В былинах Илья Муромец действует вне определенного исторического контекста: то служит киевскому князю Владимиру, то участвует в качестве казачьего есаула в покорении Сибири Ермаком, то разбойничает вместе со Степаном Разиным на Волге. В былине «Илья Муромец и Мамай» на древнюю домонгольскую основу наслоились более поздние реалии конца XIV в.: старый богатырь убивает предводителя Орды, направлявшегося в поход на стольный Киев, где правит князь Владимир. Перед нами предстает обобщенный образ защитника Русской земли.

Между тем, если верить народному преданию, Илья Муромец был погребен в Киево-Печерском монастыре. Немецкий путешественник Эрих Ляссота, посетивший Киев в конце XVI в., видел там гробницу «знаменитого героя или богатыря, о котором рассказывают много басен». В 1638 г

монах Киево-Печерской лавры Афанасий Кальнофойский, издавший на польском языке книгу «Тератургима» с описанием разных чудес, обратил внимание читателей на захоронение в пещерах св. Илии, отождествляемого с одним из прототипов былинного богатыря Ильи Муромца

В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава Украины провела экспертизу мощей. Она показала, что покойный был исключительно сильным человеком, имел рост 177 см (высокий для того времени), у него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илья от рождения и до 33 лет не мог ходить) и следы от многочисленных ранений.

Некий Элиас (Илья) Русский известен и в средневековом западноевропейском эпосе.

Легенды и поверья народов Руси

Древние русские народы обладали уникальной культурой, в которой особое место занимали легенды и поверья. Русская мифология включала в себя множество богов, героев и магических существ, имеющих свои собственные истории и связанных с ними легенды.

Одним из самых известных героев русских сказаний был Илья Муромец. Согласно легенде, Илья родился немым и слабым, но после посещения церкви он оказался настолько сильным, что мог поднять лошадь одной рукой. Известны также его подвиги, включая покорение лютого дракона и спасение своего города от нападения врагов.

Еще одним из известных героев был Добрыня Никитич. Стать его отцом обещала Волхва, и Добрыня это обещание справедливо выполнил. В своих подвигах он смог победить различных врагов, в том числе злого князя Горыныча и защитить свою родину.

Герой Легенда
Алеша Попович Молодой и храбрый герой, который смог преодолеть все преграды на пути к победе.
Василий Буслаев Сильный и могучий воин, который смог сразиться с самыми опасными противниками.
Михаил Воронько Быстрый и ловкий герой, которому ни один враг не мог уйти.

Эти и другие легендарные герои наших народных сказаний стали символами мужества, силы и преданности Руси. Легенды и поверья сопровождали людей в их повседневной жизни, помогая им развивать качества храбрости, смелости и самоотверженности.

Добрыня Никитич

Чаще всего родиной этого богатыря называют Рязань, иногда Казань (былина «Добрыня и змей»), реже Киев (былина «Молодость Добрыни и бой его с Ильей Муровичем»). Правда, из Казани он едет сразу не по Волге, а по Оке, на которой стоит Рязань.

Добрыня Никитич меткий стрелок из лука, хорошо играет в шахматы, шашки, кости, а порой музицирует на гуслях. В одной из самых древних былин «Добрыня и змей» он предстает в образе бесстрашного витязя-змееборца. Но в отношениях с другими богатырями Добрыня не всегда проявляет дружелюбие и искренность. Добрыня уговаривает Настасью Микуличну не выходить замуж за «смелого Олешеньку Поповича, за того бабьего насмешника», хотя и считает его своим названным братом. В былине «Добрыня и Василий Казимиров» повествование переносится в эпоху ордынского ига с ее данью — «выходом», а герой именуется уменьшительно-ласкательно как Добрынюшка Никитинец.

Фольклорист Ю.И.Смирнов выявил 7 исторических лиц Х-ХIII вв. по имени Добрыня. Перечислим самых известных из них, которые могли стать прототипами былинного богатыря.

Добрыня Малкович. Сын Малка из Любеча, дядя Владимира Святославича (по матери, ключнице Малуше). С 969 г. он присматривал за юным князем Владимиром в далеком Новгороде, позже, в 978 г., помог ему захватить Киев и установить полное господство на Руси. Около 980 г. посадник Добрыня вслед за Киевом провел языческую реформу в Новгородской земле, а спустя 10 лет ему пришлось крестить новгородцев «огнем». Его сын Константин Добрынич также был новгородским посадником.

Добрыня Рагуилович. Новгородский военачальник XI в. Во время войны с Олегом Святославичем Черниговским в 1096 г. новгородский князь Мстислав (сын Владимира Мономаха) направил Добрыню Рагуиловича «вперед себя в сторожу». Находясь в разведывательном дозоре, воевода Добрыня захватил даньщиков черниговского князя, разъезжавших с целью сбора дани по Ростово-Суздальской земле.

Добрыня Ядрейкович. Новгородец, боярин, автор «Хожения в Царьград» (нач. XIII в.), ставший под именем Антония новгородским архиепископом.

Интересные факты о святом богатыре

С именем славного русского богатыря связано немало интересных фактов:

  1. Первое упоминание об Илье Муромце содержится в дневнике побывавшего в Киеве посла Священной Римской империи (1594 г.). В дошедших до наших дней старинных русских летописях об Илье Муромце нет ни слова. Имя героя нам известно благодаря доброй народной памяти о нем.
  2. Илья Муромец является героем не только русских былин, но и германского эпоса. Его там упоминают как могучего витязя Илью Русского.
  3. До наших дней дошла легенда, объясняющая, почему Илья Муромец не мог ходить до 33 лет. Его дед-язычник отказывался признать Христа и в подтверждение своих слов разрубил топором икону. За это страшное деяние на его внука пало проклятие — он родился калекой.
  4. Удивителен тот факт, что родившийся в крестьянской семье богатырь вошел в княжескую дружину. Ее составляли только самые знатные бояре.
  5. После исцеления Ильей Муромцем было совершено немало славных подвигов, наиболее известным из которых является поединок с Соловьем-разбойником, нападавшим на путников по дороге в Киев и грабившим их. Витязь одержал победу над свистуном, сделав путь в столицу безопасным. Это деяние было оценено благодарными современниками Ильи и признано ими как настоящий подвиг.
  6. Свою смерть герой былин принял в 45 лет. По современным меркам, он погиб в расцвете сил, а в старину человек, приближающийся к пятидесятилетию, считался старым, прожившим свой век.
  7. В селе Карачарово по сей день живут потомки былинного богатыря, бережно хранящие информацию об их славном предке.

Мифы и легенды о русских богатырях

Сказания о богатырях часто переплетаются с реальными историческими событиями, а также смешиваются с фантастическими элементами. Возможно, такое смешение мифологических и исторических фактов помогает нам лучше понять духовный мир и ценности наших предков.

Богатыри считались непобедимыми и зачастую помогали обыкновенным людям, борясь с чудовищами, злыми волшебниками и другими опасностями. Они не только обладали физической силой, но и духовной мощью, которая помогала им преодолевать трудности и справляться с испытаниями.

Каждый богатырь имел свои уникальные качества и навыки. Один был непобедим в стрельбе из лука, другой — мастерским мечником, третий — бесстрашным всадником. Но все они были объединены общей целью — защищать Русь и ее народ от внешних угроз.

Богатырские сказания передавались из уст в уста и воплощались в различных произведениях искусства: песнях, сказках, эпосах. Они помогали формировать национальную идентичность и развивали патриотический дух. Многие истории о богатырях стали символами русского героизма и силы.

Хотя многие считают богатырей вымышленными персонажами, существуют также мнения, что они могли быть реальными героями, чьи легендарные подвиги преувеличены. Вполне возможно, что в основе некоторых сказаний лежат реальные исторические факты, пережитые и переосмысленные на протяжении веков.

Так или иначе, мифы и легенды о русских богатырях являются неотъемлемой частью нашей культурной и исторической памяти, и позволяют нам заглянуть в прошлое и узнать больше о наших предках и их ценностях.

Места, связанные с богатырами

Легенды о богатырах и их подвигах связаны с различными местами Руси, которые до сих пор пронизаны духом древних героев.

Одним из таких мест является гора Ильмень, расположенная в Новгородской области. По легенде, именно здесь богатырь Илья Муромец преклонял свое колено перед Киевским святилищем, просив о мудрости и силе. Сейчас на горе Ильмень находится современная Ильинская церковь, привлекающая паломников и туристов.

Также известно, что богатырь Добрыня Никитич жил и сражался в городе Рязань, который до сих пор имеет много мест, связанных с его легендарными подвигами. Одним из таких мест является Добрынинский монастырь, основанный в честь этого героя. В нем находится собор Покрова Пресвятой Богородицы, где можно увидеть иконы и реликвии, связанные с Добрыней Никитичем.

Среди других мест, связанных с богатырями, можно отметить такие как Ростовский кремль и его Ярославово Дворище, где, согласно легенде, обитал богатырь Алеша Попович. В этом крепостном комплексе можно почувствовать атмосферу древней эпохи и представить себе могучего героя среди его земель и жителей.

Такие места, связанные с богатырами, являются интересными туристическими объектами, привлекающими не только поклонников русских легенд, но и всех, кто хочет окунуться в историю и мифологию нашей страны.

Былин­ный герой или реаль­ная исто­ри­че­ская лич­ность?

Илья Муро­мец – самый извест­ный, но в то же время самый зага­доч­ный герой рус­ского эпоса. Трудно найти такого чело­века в России, кото­рый не слышал бы нико­гда об этом слав­ном бога­тыре из древ­него города Мурома. Боль­шин­ство знает о нем лишь то, что запом­ни­лось им с дет­ства из былин и сказок, и часто бывают пора­жены слож­но­стью и мно­го­знач­но­стью этого образа. Над раз­ре­ше­нием зага­док, свя­зан­ных с ним, уже почти два сто­ле­тия бьются ученые разных спе­ци­аль­но­стей, но тайны все же оста­ются.

Наши предки XVI – начала XIX вв. не сомне­ва­лись в том, что Илья Муро­мец – реаль­ная исто­ри­че­ская лич­ность, воин, слу­жив­ший Киев­скому князю.

Между тем рус­ские лето­писи не упо­ми­нают его имени. Зато он явля­ется глав­ным дей­ству­ю­щим лицом не только наших былин, но и гер­ман­ских эпи­че­ских поэм XIIIв., осно­ван­ных на более ранних ска­за­ниях. В них он пред­став­лен могу­чим витя­зем, кня­же­ского рода Ильей Рус­ским. В доку­мен­таль­ном источ­нике имя этого извест­ного героя впер­вые упо­мя­нуто в 1574 г. Послан­ник рим­ского импе­ра­тора Эрих Лас­сота, посе­тив­ший Киев в 1594 г., оста­вил опи­са­ние гроб­ницы Ильи Муромца, нахо­див­шейся в бога­тыр­ском при­деле Софий­ского собора.

Илья Муромец. Богатырь и человек

Главный защитник русской земли, обладает всеми чертами реального исторического персонажа, однако все его похождения все еще сопоставлены с мифом. Илья сидит сиднем тридцать лет; получает силу от богатыря Святогора, исполняет первую крестьянскую работу, отправляется в Киев, по дороге захватывает в плен Соловья Разбойника, освобождает Чернигов от татар. А далее – Киев, богатырская застава с «братьями крестовыми», бои с Поленицей, Сокольником, Жидовином; нехорошие отношения к Владимиру, нападение татар на Киев, Калин, Идолище; битва с татарами, три «поездочки» Ильи Муромца.

Не все моменты одинаково разработаны в литературе: одним походам посвящено сравнительно много исследований, другими же почти никто до сих пор не занимался обстоятельно. Физическую силу богатыря сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессеребренность, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. Со временем религиозная сторона начала получать верх в его характеристике, так что, наконец, он стал святым угодником.

После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская лавра). Следует отметить, что это весьма традиционный шаг для православного воина — сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.

Почивающие в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры мощи преподобного Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии — кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и она была пригвождена к сердцу ударом копья.

Значение богатырей в современной культуре

Богатыри, легендарные и смелые герои Древней Руси, остаются живыми в современной культуре и до сих пор несут свое значение. Несмотря на то, что существование богатырей на самом деле на Руси остается предметом споров и сомнений, их образы и истории продолжают вдохновлять и пленять наши сердца.

Богатыри стали символами смелости, мужества и верности Родине. Их легенды и подвиги вписываются в национальную историю и культуру, помогая нам сохранить нашу самобытность и историческое наследие.

Значение богатырей в современной культуре проявляется не только в литературе и искусстве, но и в повседневной жизни. Мы еще сегодня говорим о богатырской силе и героизме, восхищаемся людьми, обладающими их родовой душей и доблестью.

Богатыри перешли из книг и сказок в кино и видеоигры. Их образы стали известными благодаря кинематографу и мультипликации, покоряя сердца не только детей, но и взрослых. Фильмы и игры о богатырях позволяют нам окунуться в мир древних легенд и насладиться эпическими сюжетами.

Также богатыри оставляют свой след в маркетинге и брендинге. Их образы используются в рекламе и логотипах компаний, что придает им долю героизма и подвижности. Богатырский образ становится символом надежности и силы.

В современной культуре богатыри продолжают играть важную роль в формировании нашего мировоззрения

Они напоминают нам о важности доблести, чести и самоотверженности. Их легенды учат нас быть сильными и верить в свои силы, преодолевать трудности и достигать своих целей

Таким образом, богатыри не только остаются частью нашей истории, но и имеют свое значение в современной культуре. Они до сих пор вдохновляют и учат нас быть смелыми и героическими, несущими добро и правду в нашем мире.

Сухман Одихмантьевич

Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.

Сухман Одихмантьевич

Современное отношение к образу богатырей

Сегодня богатыри стали неотъемлемой частью русской народной мифологии и легенд. Они часто воплощают идеалы силы, мужества и бесстрашия. В повествовании о богатырях всегда присутствует элемент фантастики – сражения с драконами, поединки на мечах, но в этом и заключается прелесть этих легенд.

Современное отношение к образу богатырей также помогает поддерживать и развивать русский культурный наследие. Большое число фильмов, книг, игр и других медиа-проектов, посвященных богатырям, позволяют сохранить интерес к этой теме среди нового поколения.

Символика и образы богатырей активно используются в разных сферах культуры и искусства. Они украшают национальные выставки, музеи, архитектурные сооружения и предметы дизайна. Более того, богатыри стали популярными персонажами для уличных фестивалей и праздников, где они воссоздают исторические битвы и показывают свои умения.

Таким образом, современное общество активно увлечено образами богатырей, их мифологической легендой и историческими корнями

Они стали важной частью культурного наследия России и прекрасно демонстрируют мужество и силу народа

Святогор – печенег

Самым древним и могучим среди древнерусского былинного пантеона, несомненно, является Святогор. Он символизирует языческую силу природы, оказавшуюся невостребованной, ненужной и даже излишней в христианскую эпоху.
Известный исследователь тайн древнего мира, писатель Александр Иванович Белов в книге «Русь арийская. Наследие предков. Забытые боги славян» отметил, что былинный богатырь соединяет в себе черты человека и мифического создания. Он живет на территории Святых гор, потому что сама земля не может его выдержать.
А.И. Белов указывает на очевидную ассоциацию, возникающую между именем этого могучего героя и небезызвестным Змеем Горынычем. Поскольку в сознании жителей Древней Руси былинный аналог дракона являлся отражением войска печенегов, часто совершавших свои грабительские набеги, то и Святогора писатель связывает именно с этим народом.
Многие исследователи считают, что прообразом Святых гор являлись вершины Кавказа. Хотя Алтай и Тянь-Шань тоже претендуют на это звание. И все же, они расположены слишком далеко от древнерусских княжеств.
Тюркоязычные кочевники, известные как печенеги, населяли юг современной России (в том числе и Северный Кавказ) в IX-X веках, затем их вытеснили половцы. Святогор мог олицетворять собой когда-то могучий народ, навсегда покинувший свои прежние земли. Вероятно, поэтому данный богатырь изображается в былинах как пережиток прошлой эпохи.

Илья Муромец или булгарин

Былинный богатырь – это образец мужества. Он невероятно силен, проницателен и великодушен. Таким предстает перед слушателями народных сказаний Илья Иванович Муромец – уроженец села Карачарово.
Как известно, русские ассимилировали многие малочисленные народы, жившие с ними по соседству. Не избежало этой участи и финно-угорское племя, которое называлось «мурома». Именно эти люди основали город Муром.
Авторы учебного пособия «Мурома VII-XI вв.» Валерий Васильевич Гришаков и Юрий Анатольевич Зеленеев утверждают, что данный народ проживал в низовьях Оки, занимаясь преимущественно земледелием и охотой. В XII веке мурома уже полностью утратили национальную идентичность.
«Это не означает, что данный народ исчез бесследно. Он оказал свое влияние на этногенез и мордвы, и русских, и мари, и волжских болгар, внес определенные элементы в материальную и духовную культуру этих народов», – считают авторы учебного пособия.
Однако есть версия, что Илья Муромец, хоть и происходил из земель, населенных преимущественно финно-угорским народом, но сам был волжским булгарином. Дело в том, что название села Карачарово имеет очевидное тюркское происхождение. Оно может значить: «кара джар» (черный яр) – крутой берег реки или утес, почва которого имеет черный цвет. Действительно, село расположено на высоком холме.
С другой стороны, слово «кара» переводится с тюркских языков еще и как глагол «смотри, наблюдай». Поэтому, по другой версии, топоним «Карачарово» означает «дозорный пункт, наблюдательный пост».
Известно, что в былинном Х веке мурома, волжские булгары и русичи часто воевали друг с другом, время от времени вступая в стратегические союзы. Карачарово могло быть основано в те времена для наблюдения за ближайшими окрестностями.
Большинство этнографов считают, что волжские булгары – это тюркоязычный народ, представители которого являются предками современных казанских татар.

Эротические сюжеты былин

По мнению большинства фольклористов, былины пронизаны эротическим подтекстом. Тот же Илья Муромец наплодил в разных землях немало детей. Причём не всегда брал женщин с их согласия. В одной из былин дочь Ильи Муромца, богатырша (поленица), желает отомстить своему отцу за бесчестье матери. Илья сражается с нею, не зная, кто она, и в схватке дочь гибнет от руки отца. Лишь перед самой её смертью Илья узнаёт горькую правду… Вообще, былины по жанру это совсем не обязательно сказочки со счастливым концом.

Поленицы – женщины богатырского склада – частый персонаж былин. Это и жёны богатырей, причём, чтобы овладеть оными, богатыри сначала сражаются с ними.

Один из богатырей – Хотен Блудович – красноречиво заявляет о себе уже самим именем. На первый взгляд, в единственной былине про него нет ничего порнографического. Он «всего лишь» убивает всех братьев своей будущей супруги, прежде чем жениться на ней. Однако, как показывает историк из Ярославля Андрей Васильченко, все элементы былины пронизаны символизмом, указывающим на сексуальное насилие со стороны богатыря.

Когда он жил? Какие есть версии?

Ученые по крупицам собирали факты биографии великого богатыря. Согласно исследованиям, Илья Муромец родился около 1143 года. Место рождения – село Карачарово под Муромом. Родители богатыря были крестьянами: отец Иван Тимофеев и мама – Ефросинья. Согласно былинам, сын родился у них под старость.

До 33 лет он был обездвижен из-за болезни, никуда не ходил и целыми днями сидел на печи. Но затем «калики перехожие», по другим сведениям – Иисус Христос и два Апостола, излечили его, и он перестал сидеть «сиднем на печи». Все эти факты подтвердились после исследований учеными мощей Ильи из града Мурома в Киево–Печерской лавре.

В ходе исследования выяснились другие факты:

  • ● Высокий рост. Илья был действительно богатырем. Его рост был 177 см, что по тем временам было редкостью. Рост других святых Киево–Печерской лавры в среднем достигал 160–165 см.
  • ● Хорошо развитая мускулатура. Выраженные бугристости на костях показали, что при жизни у богатыря были крепкие, хорошо развитые мышцы.
  • ● Проблемы с позвоночником. С помощью рентгена в мощах выявлены следы спондилатроза. Заболевание по симптомам похоже на радикулит. Может привести к потере подвижности у позвоночника.
  • ● Отважный воин. О том, что Илья был храбрым воином, свидетельствуют многочисленные травмы. Исследования показали, что у него была сломана ключица и 2 ребра. Скорее всего, травма была нанесена булавой во время сражения.

В определенный период своей жизни русский богатырь решает уйти в монастырь. Но и там ему пришлось совершить подвиг, последний в его жизни. Исследователи выяснили, что погиб Илья Муромец, когда защищал Киево–Печерскую лавру от набега половцев, приблизительно в 1203 году.

Дюк Степанович из Индии

Сказка про хвастливого богача Дюка Степановича, имеющая отчетливые сатирические корни, так называет страну, из которой приехал герой:
«Из славного города из Галича,
Из Волынь-земли богатые,
Да из той Карелы из упрямые,
Да из той Сарачины из широкие,
Из той Индии богатые».
В этом перечислении указано так много географических названий, что поначалу сложно что-то понять. Кроме того, что речь явно идет об иноземце.
Доктор филологических наук Борис Николаевич Путилов в книге «Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди»  написал: «Ни логически, ни исторически совместить эти противоречия невозможно. Название Галича Волынского могло появиться только после того, как Галич, по мере падения Киева в своем значении в XII-XIII веках, стал возвышаться. Но вместе с тем, однако, Волынь-земля с Галичем называются в одной плоскости с иноземной Карелой, Сарачиной и Индией».
Кое-что становится понятным, когда бояре отвечают на вопрос, сколько времени занимает дорога до Индии:
«…Да окольной дорогой – на шесть месяцев,
Да прямой-то дорогой – на три месяца…»
Также известно, что эта Индия невероятно богата. И золота, и серебра, и драгоценных каменьев там меряно-немеряно. Исследователи считают, что вариантов два: либо речь идет о Византии, покорившей убранством храмов послов князя Владимира, либо в сказке описаны сокровища столицы Золотой Орды. А Индия здесь – просто символ далекой страны.
Указание на Галицко-Волынское княжество невольно свидетельствует в пользу Нижнего Поволжья, где располагалась ставка потомков хана Батыя. Вспомним, что Волынским (Хвалынским) русичи называли Каспийское море. Вероятно, позднее сказители поняли упоминание далекой «Волынь-земли», как указание на расположенное поблизости Галицко-Волынское княжество.
Впрочем, отдельные исследователи полагают, что Дюк Степанович вполне мог быть новгородцем. Вольная вечевая республика успешно торговала с немцами и скандинавами, и народ там не бедствовал.
Примечательно, что имя богатыря достаточно условно. В украинском языке слово «дука» (дук) означает «высокопоставленный богач».

Космополитичность древнерусских былин заслуживает отдельного упоминания. Богатырь может приехать из другой страны, и это никак не делает его чужаком. Если воин сражается на стороне добрых (то есть, своих) сил, то он автоматически становится русским в сознании сказителей и слушателей.
Стоит отметить, что в этой статье упомянуты лишь герои киевского былинного цикла, прибывшие по тем или иным причинам к князю Владимиру Красное Солнышко. Среди них местным был практически только один – Добрыня Никитич (предположительно, родственник правителя Киева).
Новгородские же сказания и легенды других регионов Древней Руси обычно описывают подвиги местных героев: Садко, Василия Буслаева, Гаврилы Алексича и других.

« Можно ли Елен называть Аленами

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Amarantka-pro
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: