Как менялся внешний вид русских женщин на протяжении xx века

Мода 30 годов 20 века, ретро стиль снова в моде

Симпатичные работницы 30-х_30

Чем жил советский человек в 30-е годы? Работой. Девушки – не исключение. Может быть, в царской России их и угнетали, но большинство занималось только домашним трудом, если не брать в расчет элиту общества. Крестьянки и фабричные работницы пахали. Собственно, для простой девушки мало что изменилось:

  1. Появилась базовая учеба в школе и рабфаки, то есть такие специальные заведения, где учится рабочая молодежь, а не то, что вы подумали;
  2. Необходимость проводить по 8 часов на работе или службе осталась;
  3. Открылся доступ к административным и инженерным профессиям

А вот в моде наметился прорыв. В 30 е годы Советский Союз подарил бьюти-миру короткую форму фабричных работниц. Да, эти самые халатики из грубой ткани до середины бедра. Считалось, что в них удобно трудиться, но на фото они выглядят вполне себе в стиле пин-ап.

Волосы девушки убирали под платок. А чтобы не тратить кучу времени на уход за ними, достаточно коротко стригли. Каре, не достигающее подбородка – вот эталон советской прически того времени. Судя по всему, появились и краски для волос, так как на фото довольно много блондинок.

А вот макияж мы можем увидеть только в советском кино. Было принято белить лицо до состояния маски, рисовать тонкие «роковые» губы, и выделять глаза тушью и подводкой. Кстати, именно тогда и появилась легендарная ленинградская тушь, которой красились целые поколения советских женщин. Та самая, в коробочку с которой надо было поплевать, и лишь потом – нанести ее на ресницы и, возможно, брови. А еще появились басма и иранская (на самом деле, таджикская) хна. Эти краски принесла нам интернационализация.

Какие фигуры были в моде? И снова мы не увидим экстремальной худобы. Девушки СССР тех лет – как на подбор нормостеники и гиперстеники.

Кстати, на фото 30-х годов активно появляются купальники. И это не только напоминающие современные спортивные «моносьюты», но и раздельные. Купальник 30 годов – из плотной ткани без чашек.

Советские 70-е: блонд и немного любви_70

Только в 70-е годы блонд стал массовым. Наконец-то девушки получили доступ к обесцвечивающим средствам. Что тут началось! Краски появились, но искусство окрашивания было еще в самом зачаточном состоянии. Поэтому цвет на манер «Марфы Васильевны» из всем известного фильма считался эталонным. А что еще надо? Желтизны нет, корни прокрашены. Рядовая посетительница парикмахерской становилась желтой как солнышко после нескольких таблеток гидраперита.

Вдогонку к блонду появляются и другие «буржуазные радости» синие туши, стрелки в пол-лица, объемные челки, и брюки-клеш. Советские девушки 70-х в клешах собственного производства – модная тема, которая не оставляет даже современных дизайнеров. Объемные штаны носились вместе с джемпером на работу, с рубашкой на выход, и просто, с пальто или болоньевой курткой.

Кстати, то что мы сейчас называем емким термином «прощай, молодость» появилось тоже в 70-е. Первые советские кеды, и войлочные сапоги должны были удешевить обувное производство, а стали причиной, по которой советские девушки искали обувь у «фарцовщиков» и перекупщиков из Польши и ГДР.

Не на пустом месте

В начале 20-го века в России работали процветающие мануфактуры и фабрики, производившие одежду. Появились прообразы современных сетевых магазинов и торговых центров, многое из этого живо до сих пор: в Петербурге — «Гостиный двор» и «Пассаж», а в Москве — «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ), Верхние торговые ряды (ГУМ) и Фирсановский (сегодня Петровский) пассаж. На поток было поставлено производство обуви и головных уборов. Были и свои, российские модельеры-кутюрье. В Петербурге эта была Ольга Бульбенкова, чья мастерская специализировалась на пошиве парадных платьев для императорской семьи, а в Москве — Надежда Ламанова, которая обращалась в своём творчестве к национальным истокам.

Характерные особенности ретро-стиля в одежде

20-30-е годы

Эти годы были отмечены расцветом шика и утонченности, на фоне эмансипации и протеста против господства мужчин в мире.

— платья с открытой спиной и заниженной талией; жилетки, плащи;
— плиссированные оборки;
— ткани: шифон, атлас, бархат;
— цвета: насыщенные и глубокие черные, серые, бледно-розовые;
— аксессуары: боа, длинные бусы, шляпки-клош, чулки-сеточки;
— обувь: туфли-лодочки, туфли с перемычкой на щиколотке.

40-50е- годы

Военное время отразилось и на моде. На смену раскованности, шику, элегантности, пришла скромность, простота и строгость. Глубокие декольте и яркие краски ушли в прошлое, оставив место закрытым нарядам, юбкам с длиной до колен, водолазкам с воротом, удобной и комфортной обуви.

После окончания войны, женщины, соскучившиеся по красивой одежде, с удовольствием отдали предпочтение таким нарядам как:

— платья с широкой юбкой с выраженной талией;
— пышные юбки с выразительной высокой талией;
— декольте;
— аксессуары: яркие лаковые пояса, накидки из меха и гипюра, длинные перчатки, миниатюрные сумочки из бархата, украшения из жемчуга;
— макияж: яркие алые губы; глаза, подведенные черной подводкой.

60-70- гг

Данный период называют еще одной эпохой Возрождения. В эти годы в одежде чувствуется возвращение к спокойной обыденной жизни. В моду входят яркие принты и расцветки: горошек, геометрический, цветочный и т.д. А образы становятся более открытыми и сексуальными:

— мини-юбки, шорты-бермуды;
— платья-колокола с обозначенной талией и рукавами ¾;
— брюки с высокой талией;
— блузки и кофточки с бантами и высоким воротом, блестками;
— кожаные косухи с бахромой;
— аксессуары и обувь: туфли на пробковой легкой платформе и высоких каблуках; платки на голову, крупные очки;

В 70-х гг. процветали такие стили, как «Хиппи» и «Диско». В моду пришли свободные юбки, кофточки, длинные платья, яркие повязки для головы, аксессуары с этническими элементами, яркие пышные платья и т.д.

Довоенные годы

Молодая Советская Россия, только пережившая Гражданскую войну и суровый период военного коммунизма, стремительно пыталась шагать в ногу со временем. В 20-е годы ещё не существовало той изоляции, которая станет краеугольным камнем культурной жизни При Сталине. В России мужчины и женщины носили одежду, обувь и головные уборы, схожие с европейскими, хотя порой наряды выходили чересчур вычурными.

Мужской костюм сохранял классические черты. Носился он преимущественно в вариации «тройка», жилет мог быть иного цвета по сравнению с пиджаком. Из обуви наряду с туфлями или штиблетами широкое хождение имели сапоги самого разного покроя и фасона — от изящных «кавалерийских» до грубых с квадратными носами.

В 30-е годы такое понятие как «мода» вытесняется из общественной жизни. Забота о гардеробе во время великих строек и производственных рекордов расценивалась как проявление мещанства. Однако женщины (в большей степени) и мужчины всё равно были склонны одеваться празднично на довольно редкие выходные. Так, среди слабого пола наибольшей популярностью пользуются платья длиной до середины колена.

В мужском гардеробе большое распространение получает полотняная свободная рубашка с воротником-стоечкой. Носили её навыпуск, подпоясывали ремнём на манер гимнастёрки.

С наращиванием военной мощи в обществе становится почётным ходить в военной форме. Вся мода со второй половины 30-х и вплоть до начала 50-х была пронизана темой войны — сначала грядущей на чужой территории, затем Великой, победной. Неслучайно и Вождь отдавал предпочтение галифе и френчу, лишь летом на даче сменяя его на белую толстовку.

1930–1940-е

В 30-х пришла мода на здоровую крестьянскую полноту. Женщины получили равные права с мужчинами и трудились не меньше представителей сильного пола.

Во внешности теперь ценятся полные руки и ноги, широкие бедра — признаки силы и репродуктивного здоровья. Словом, советская женщина тех времен — это надежный друг, товарищ и мать, а не муза.

Государство активно пропагандировало здоровый образ жизни. В 1931 году ввели нормативы ГТО, и женщины сдавали их наравне с мужчинами. Ежегодно на Красной площади проводили парады физкультурников — теперь спортивное и крепкое тело стало идеалом красоты.

Мода на блонд пришла в СССР с Запада. Советские красавицы открыли для себя перекись водорода и обесцвечивали волосы.

Во время Великой Отечественной войны женщинам было не до красоты — все силы, моральные и физические, были направлены на выживание.

Новшества восьмидесятых в сфере моды и красоты

В 80-х легко можно было сохранять индивидуальность и выглядеть стильно. Это время смелых экспериментов с внешностью и подражания кумирам. Особенный вклад в моду этой эпохи внесла музыка в стиле диско, панк-рок и других вариациях. Так, многие девушки стремились одеваться в максимально бесформенные наряды, широкие куртки и объемные свитера. Некоторым модницам удавалось комбинировать их со смелыми мини-юбками и обувью на высоком каблуке, а также элементами спортивного стиля. Однако оставались и любители классической одежды, а иконой стиля восьмидесятых считалась принцесса Диана. Она предпочитала женственные наряды с аккуратными платьями, элегантными туфлями-лодочками и изящными аксессуарами.

Дома моделей в советском кинематографе

В годы правления Сталина ни одному кинорежиссёру не пришло в голову рассказать о тех, кто занимается модой, даже в эпизодах. Запрета на это не существовало, но кинематографисты видимо подспудно чувствовали, что это какая-то сомнительная профессия, не «наша», не советская. Лишь в конце 1950-х сценки из жизни домов моды стали попадать на экран, но непременно в сатирическом контексте. Скорее всего, это отражало мнение советских людей на модную индустрию как на что-то не очень серьёзное и легкомысленное. Варить сталь и работать на заводе — это дело. А всякие платьица, костюмчики — какая-то ерунда.

Сцена из фильма Э. Рязанова «Девушка без адреса», 1957


Художественно-технический совет в Зелёном зале Общесоюзного Дома моделей одежды. (Частное собрание)

Героиня фильма Эльдара Рязанова «Девушка без адреса» неожиданно становится манекенщицей или, как тогда называли эту профессию в трудовой книжке, демонстратором одежды. Ей надо пройтись по подиуму в бальном платье, но её смущает глубокое декольте, и она обращается к члену художественного совета дома моделей (Рина Зелёная): «Что вы, Елизавета Тимофеевна, я даже не знаю, как в таком ходить!». И слышит в ответ: «Советская девушка должна смело ходить в том, что мы внедряем!». Та же Елизавета Тимофеевна на утверждение коллег, что «художнику необходима фантазия», безапелляционно отрезает: «Я член художественного совета. Мне, например, фантазия абсолютно не нужна. Мы — внедрители, мы должны внедрять, а не фантазировать».

Не менее забавен эпизод из дебютного фильма Василия Шукшина «Живёт такой парень» (1964). Герой Леонида Куравлёва, живущий в деревне, приглашает знакомую девушку посмотреть на показ мод, который комментирует, видимо, очередной «внедритель»: «Это — Маша — птичница! Маша не только птичница, она учится заочно в сельскохозяйственном техникуме. На переднике, с правой стороны, предусмотрен карман, куда Маша кладёт книжку. Читать её Маша может тогда, когда кормит своих маленьких пушистых друзей. Маленькие пушистые друзья очень любят Машу и, едва завидев её в этом простом красивом платьице, толпой бегут к ней навстречу. Им нисколько не мешает, что Маша читает книжку, когда они клюют свои зёрнышки».

Обаятельный, но недалёкий Геша в гайдаевской «Бриллиантовой руке» (1968) — несомненно отрицательный герой, и не случайно род его занятий определили как заведомо никчёмный. Он — демонстратор одежды в доме моделей.

Сцена из фильма Л. Гайдая «Бриллиантовая рука», 1968

Ольга, героиня ещё одного фильма Рязанова «Необыкновенные приключения итальянцев в России», прямо с Красной площади попадает на показ мод, проходящий в ГУМе. Но и тут есть прямой намёк на то, что любая итальянка с улицы одета ничуть не хуже, чем советские девушки на подиуме.

Только у Станислава Говорухина в одной из серий фильма «Место встречи изменить нельзя» работа Дома моделей показана без всякой иронии. Подиум здесь — символ мира. Ирина Соболевская в исполнении Натальи Фатеевой рассказывает о том, что теперь будут носить люди после тяжёлой и долгой войны.

Вот, пожалуй, и всё, что можно найти в советском кино о людях, которые в Советском Союзе посвятили свою жизнь миру моды. Но это совершенно несправедливый взгляд. Советские модельеры честно и талантливо делали своё дело и добивались больших успехов, чаще всего не благодаря, а вопреки. С их находками и достижениями можно познакомиться на выставке «Дом моделей. Индустрия образов», которая будет работать в Музее Москвы до 18 июня 2023 года.

Как создать образ в стиле 30-х

Для того чтобы понять, как выглядели женщины тех лет, достаточно увидеть фотографии актрис 30-х годов. История моды и стиля сохранила массу примеров, как женственно и вызывающе они выглядят.

Они одеты в длинные платья с откровенными вырезами на груди и спине, на плечи накинута меховая накидка, а на руках длинные перчатки. Завершающим штрихом был яркий макияж, который не оставлял равнодушными, в первую очередь, мужчин. В наше время этот стиль часто используют голливудские звёзды для того, чтобы пройтись по красной ковровой дорожке во всём блеске и роскоши 1930-х годов.

Макияж в стиле 30-х предполагает следующие нюансы: смоки-айс, высокие тонкие брови, блёстки, перламутр, яркая губная помада. Он идеально сочетается с платьем в стиле ретро. Можно позаимствовать стиль Чикаго 30-х, который и в наши дни великолепно смотрится. Для этого необходимо выбрать платье чуть выше колен, на бретелях, с заниженной. На платье должно быть обилие бахромы и любых блестящих украшений: пайеток, блёсток, вышивки золотистыми или серебристыми нитями. Спина у такого наряда оголена, спереди — глубокое декольте.

К платью обязательно следует подобрать стильную маленькую шляпку или же повязку. На плечи нужно накинуть меховое манто, а из украшений подойдут длинные бусы из жемчуга, которые оборачиваются в несколько рядов. Завершающей деталью станет длинный мундштук в руке, ведь курение было очень популярным среди женщин 30-х.

Показывая ножки, следует подумать и про стильную обувь. Она должна быть практичной и комфортной. Подойдёт невысокий устойчивый каблук.

Причёска играет немаловажную роль в создании цельного образа. Милые локоны, ракушки, укладки в виде морских волн – причёска должна быть одновременно женственной, изысканной и сдержанной. Обладательницы длинных волос могут поэкспериментировать с начёсами. На голове могут быть не только шляпки, но и ленты, перья, всевозможные украшения.

Ретро в духе 1920-х годов

Стиль ретро в современной моде берёт свое начало именно с этого десятилетия. Тогда на Западе появились первые ростки женской свободы. Стало модно быть раскрепощённой, сексапильной, игривой. Атмосферу того времени с разгульными светскими вечерниками, свободными нравами, джазовыми концертами передаёт фильм «Великий Гэтсби».

Корсеты, кринолины практически вышли из обихода, и силуэт одежды стал свободным, а длина — провокационно короткой (примерно до середины голени). Типичное платье было отрезным по линии бёдер, имело прямой, не приталенный силуэт. В ходу была бахрома, украшения из кружев, мехов, птичьих перьев, чулки в сеточку. Активно использовали ткань с эффектом «плиссе». Законодательницами нового стиля стали американки. И даже в Советской России, в период НЭПа, отчаянные модницы старались следовать моде. Главными именами модной индустрии тех лет были Габриэль Шанель и Поль Пуаре.

Стиляги и хиппи

Последние веяния моды до СССР доходили  с опозданием.  Модная индустрия у нас развивалась не так бурно, как в Западной Европе, но все же двигалась вперед.

Жестяной футлярчик от косметического крема «Ликодермин» СССР, середина 20-х годов XX века. Крем изготовлен на госфабрике высшей косметики ТЭЖЭ — бывшей парфюмерной фабрике «Брокаръ». в 1930-е годы покупательницы спрашивали: «А есть у вас духи ТЭЖЭ?», «А крем ТЭЖЭ?»

Во время Великой Отечественной войны женщины наравне с мужчинами работали для нужд фронта. Голод, разруха  — людям было не до нарядов. Да и большинство швейных фабрик, которые продолжали  работать, выпускали преимущественно военную форму. Однако женщины все равно старались выглядеть модно. К примеру, поверх своих перешитых ситцевых платьев в цветочек они надевали перелицованные мужские пиджаки: в моде были широкие плечи и длина платья до колена.  были трендом, Также женщины того времени красили губы в красный цвет и сооружали валик над лбом.

Послевоенная мода в СССР напоминала западную  в тот же период времени.  Страна заполнилась трофейными вещами.  Советские труженицы заново почувствовали себя женщинами. Умелые швеи перелицовывали старую довоенную одежду на новый «заграничный» лад.

Когда жизнь стала потихоньку налаживаться, женщины начали уделять больше внимания своему внешнему виду, в моде появился намёк на женственность и сексуальность. 50-е годы  — это единственное десятилетие, когда женщины носили ансамбли: костюм или платье, к которому подбирались сумочка, туфельки, шляпка, перчатки. Все вместе составляло цельный образ и по раздельности не носилось. Заметным штрихом к образу того периода были перчатки.

В СССР в 50-е годы появляются стиляги. Советский человек, находясь в изоляции,  сам выдумал этот модный тренд. Ведь в мире такого не было.

В 60-е годы в западном мире бушевала культурная революция. Элвис Пресли, «Битлз»… В моде, как и в музыке, – свобода во всем. А в СССР началась хрущевская «оттепель». Спортсмены, артисты, дипломаты стали выезжать за границу. Они возвращались не только с впечатлениями от жизни «загнивающего» Запада, но и с товарами на продажу.

Карандаши для глаз и губ. Прежде чем приступить к мэйк-апу, их надо было послюнявитью 1969 г.

Накал «холодной войны», гонка вооружений, непроницаемый «железный занавес», комсомольские стройки Страны Советов – все это 70-е. Часто  это время называют «десятилетием безвкусицы».  Советские женщины носили юбки макси, миди, мини, в одежде царили цветочные узоры, «летящий» покрой. Юбка-трапеция, брюки клёш, водолазки, которые были в гардеробе у каждой,  — все это родом из 70-х.  Каждая модница также мечтала иметь обувь на высокой платформе.  Популярным был яркий макияж.

Такие туфли на огромной платформе носили в 1960-х годах.

80-е годы полностью открыли дверь в мир мировой моды для советских людей. Самой характерной чертой  женской моды 80-х годов был акцент на плечах. На пике — буйство красок, причем во всем: в одежде, обуви, макияже. Мода 80-х требовала гипертрофированного образа, часть которого составляла пышная прическа. Невообразимые начесы щедро поливались лаком для волос так, что волосы буквально становились твердыми на ощупь.

Непростые и богатые на перемены 90-е были ознаменованы распадом Советского Союза, окончанием «холодной войны», открытием границ. В те сложные времена люди  одевались кто во что горазд.  Все хотели выделяться, но большинство попросту не знали, как делать это правильно и со вкусом. Да и обширный гардероб мало кто мог себе позволить.  В первой  половине 90-х разноцветные лосины, спортивные костюмы, джинсы-варенки, кофточки из ангорской шерсти носили почти все.  Но при всём буйстве красок в 90-е появилась мода на минимализм, классический стиль одежды. Цветовая гамма костюмов была неяркой, предпочтение отдавалось чёрному цвету и однотонным тканям пастельных тонов.

Что касается моды  в ХХІ веке, то здесь как никогда актуально выражение «все новое – хорошо забытое старое».  Модельеры почти не создают ничего революционного – лишь используют накопленные за десятилетия и даже века идеи.

LookBook

Купальники

Девушка в закрытом, ретро купальнике в горошек с лентой на поясеДевушка в полосатом ретро купальнике и пилотке морякаДевушка в ретро купальнике в полосочку с бантомДевушка в ретро купальнике с кармашкамиДевушки в разнообразных, ретро купальникахДевушки в ретро купальниках

Вечернее платье

Девушка в вечернем платье от DiorДевушка в вечернем, ретро платье с цветочным принтомДевушка в длинном, ретро платье с широкой юбкойДевушки в шикарных ретро платьяхМодель Tilly Tizzani в вечернем платье от Givenchy, фотография для Vogue, 1967 годDorian с сестрой в вечерних платьях для обложки Vogue 1953

Луки в ретро стиле

Девушка в пышном, белом платье с цветочным принтом 1948 годДевушки рядом с раритетной машиной в юбке и шортиках в горошек и топах в клеткуДита фон Тиз одета в платье 40-50 х годовМодная девушка 70-х годов 20 столетияДве девушки в ретро стилеДевушка в ретро стиле, коротких шортиках и рубашке, завязанной на животеДевушки в комбинезонах клеш

Главные тренды эпохи

В СССР все одевались по состоянию социального и финансового положения. Большая часть одежды была заимствована из западных стран.

Главными трендами эпохи СССР были:

  1. Бабетта – прическа, где волосы укладываются в большой валик. Стала популярна благодаря фильму «Бабетта идет на войну».
  2. Батник – женская блузка с удлиненными концами на воротнике.  Тренд возник спонтанно в 50 годах и продлился до 70-х.
  3. Платье-балахон – стало популярно благодаря Алле Пугачёвой.
  4. Мини-юбка – популярность на нее пришла с Запада, власти пытались бороться с этим, но без особого желания.
  5. Болоньевый плащ – плащ из болоньи, был очень популярным в СССР в 60-х годов, особенно после вышедшего фильма «Рокко и его братья».
  6. Брюки-клеш – ставшие популярными благодаря движению «Хиппи».
  7. Джинсы – популярность начали набирать после выхода фильма «Великолепная семерка». Власти были недовольны этим трендом и после того, как  их стали официально импортировать в страну.
  8. Китайский зонтик – В 50 – е годы мода на них быстро началась и так же быстро и закончилась, поскольку носить зонтик после смерти Сталина было не патриотично.
  9. Полосатые гетры – набрали популярность благодаря видеокассетам с комплексами упражнений Джейн Фонде.
  10. Искусственный мех – пик популярности пришёлся на 70-е годы. Шубы из искусственного меха покупали даже те, кто имел возможность купить изделие из настоящего меха.

Одежда до войны

Вся женская одежда в СССР с 30-х годов создавалась с одной целью — женщине должно быть комфортно и ничто не должно отвлекать её от работы и бытовых дел. В те времена практически не использовались украшения, одежда не содержала никакого декора, кроме вышивки.

Такой феномен, как одежда унисекс (подходит и мужчинам, и женщинам) появился как раз после революции в октябре 1917. Ведь женщины, представительницы пролетариата, которые активно строили рабочую страну, не могли носить наряды дворянок, которые шились женщинам высокого положения. Основным критерием для них было удобство той или иной модели, ведь они работали в этой одежде.

Материалов, из которых изготавливалась одежда просто не хватало. Власть в стране хотела сделать одежду, подходящую для каждого гражданина страны.

Государством были установленные универсальные фасоны и модели рубашек и юбок. Не было никакой отделки, никаких складок и так далее. Пиком популярности тогда пользовались головные уборы и куртки-авиаторы из черной кожи. Пользовались популярности у мужчин и женщин гимнастёрка с ремнем на поясе

У женщин популярностью пользовались такие предметы одежды, как суконные юбки, холстинные платья, блузки из ситца, косынка красного цвета с завязками сзади головы.

Движение стиляг и пижонов

В эти годы продолжалось движение стиляг и пижонов, с которым в СССР активно боролись. Приезд Кристиана Диора перевернул их представление о современной моде. Теперь модными стали брюки-дудочки, широкие двубортные пиджаки, яркие, «гавайские» рубахи, узкие галстуки-верёвки и туфли с очень длинными и узкими носами. В шестидесятых годах это стало выглядеть стильно, а в пятидесятых смотрелось несколько комично. Девушки отдавали предпочтение «диоровскому» стилю, ярким тканям, причёскам «бабеттам» (которые стали популярны после премьеры французского фильма «Бабетта идёт на войну» с Брижит Бардо в главной роли), маленьким сумочкам и яркому же макияжу и бижутерии.

Мужская мода пятидесятых годов менялась гораздо медленнее, чем женская. Многие мужчины ещё носили старую военную форму или вещей перешитые из неё.

В целом, в довольно трудные 50-е годы мода в СССР возрождалась и назвать этот период серым и унылым никак нельзя.

Особенности моды и стиля 80-х: образы из прошлого

Мода восьмидесятых — это свобода творчества и воображения. Несмотря на то что на прилавках по-прежнему сложно было отыскать нужные товары, модники создавали новые образы самостоятельно, на швейных машинках. Большинство вещей перешивались из старых, которые уже вышли из тренда либо стали непригодны в начальном виде. В таких условиях не все популярные направления выглядели действительно привлекательно, но жители СССР учились чувству стиля и постепенно меняли свои вкусы.

Основной вклад в развитие моды восьмидесятых внесли телезвезды. Мадонна, Майкл Джексон, Modern Talking и другие кумиры появились на экранах, и простые жители начали усиленно подражать их имиджу. Несмотря на то что многие наряды смотрелись очень броско и даже нелепо, возможность их создания развивала чувство свободы и вкуса. Самые экстравагантные модели одежды в сочетании с ярким макияжем годились для вечеринок, а для работы и повседневной жизни все-таки отдавалось предпочтение более спокойным вариантам.

Послевоенная красота 50-х_50

Страна расцвела, вместе с ней преобразились и девушки. В 50-е годы все много работали, строили, и сеяли. Но была и отдушина во всем этом. В Советском Союзе возродилась культура отдыха. Были восстановлены санатории, куда и устремились по путевкам работницы, крестьянки, учительницы и инженеры.

Отдых это легкие полотняные сарафаны и много-много купальников на любой вкус. Да, в 50 е годы официально появляется советская пляжная мода. Это не синтетический ужас с чашками как у вашей бабушки в сундуке, точнее – не только он. На фото тех лет девушки облачены в буклированные ткани, носят корсетные модели купальников, которые подчеркивают грудь, и не пренебрегают даже шляпками. Появляются объемные полотняные сумки.

Что там с фигурами? В моду входит здоровая полнота, и мы опять не увидим торчащих скул и ребер. Напротив, многие девушки выглядят довольно-таки накачанными даже по современным меркам. Объемные бедра, проработанные плечи и тонкие талии. Конечно, все это не от фитнеса, а от работы. В те времена руками делали все – от стирки и уборки до переноски продуктов с рынка или собственного огорода.

Макияж вернется только в 60-е, пока что на экранах и фото много довольно естественных лиц со слегка подкрашенными губами и глазами. Кстати, почему большинство советских девушек брюнетки или русые? Так в 50 е годы не были распространены осветлители волос.

Формирование образа в сознании

Мелочи — самые важные компоненты формирования восприятия себя. И таких мелочей вокруг женщины были тысячи: архитектура, живопись, стихи, романы. Все учитывалось и влияло на сознание, чтобы создать «нового человека». Точнее, послушную, верную машину по производству детей, стали, зерна и продукции легкой промышленности. 

Общественные интересы ставили выше личных, желания предопределили, семью и детей лишены сакральности и традиций. Воспитание и образование много лет поддерживали стратегию формирования нужного образа. Хорошо помню, как девочку из моего класса позорили за накрашенные ногти и упрекали в пособничестве империалистам и врагам союза. Тогда каждого активно мотивировали виной, страхом порицания, поддерживали рабское и ничтожное осознание себя.

К счастью, та система рухнула, на смену пришла новая. На первый взгляд, она дает больше свободы. Но лишь на первый взгляд. Потому как вокруг — снова шаблоны и рамки, эталоны красоты и сексуальности. Только выбор побогаче. Откуда ни возьмись, «всплыли» те, кто ведают и знают, какой должна быть женщина. Это боль, скажу я вам. 

Крепкий монолит образа «советской женщины» постепенно рушится и освобождается естественная, чистая, внутренняя мощь. Больно видеть, как она попадает под влияние новых, изощренных систем. Снова надо меняться, быть кем-то, чтобы соответствовать и жить счастливо. 

Я написал эту статью, чтобы проиллюстрировать, как формировался образ советской женщины в условиях навязываемой идеологии. Наглядно показать глубокий, но тонкий процесс формирования образа и восприятия себя. И влияние, которое он оказывает на качество жизни. Знание — это выход из лжи, иллюзий и возвращения себе себя.

Доверяйте себе и раскрывайте истинный образ женщины, которой вы являетесь внутри. 

В статьи использовали материалы Е. Н. Черняевой о том, как формировался «идеальный образ» советского человека.

Дамский гардероб 1930 годов

В моду тех лет вернулись тонкие талии, которые нужно было создавать с помощью корсетов. Тогда их изготавливали из лёгких материалов, часто используя латекс. Поэтому корсеты были очень удобные и не проглядывали через одежду.

В женском гардеробе появились длинные юбки и платья тёмных тонов с белыми воротниками. Купить новую вещь было очень дорого, поэтому приходилось перешивать платья, дополняя их вставками, оборками, бантами. К середине 30-х годов модными считались широкие плечики в платьях и блузках, а также юбки максимальной длины.

Дамы по-прежнему выезжали на танцы, но сейчас это был фокстрот, танго, свинг, и там можно было танцевать в длинных нарядах. Наряды, предназначенные для танцев, имели большой вырез на спине и глубокое декольте на груди. Для того чтобы прикрывать откровенные наряды, использовали накидки, жакетки, болеро.

Из верхней одежды в гардеробе женщин 30-х обязательно было модное пальто с рукавами-реглан, которое увеличивало линию плеч. Также в пальто присутствовал пояс и большие карманы.

Почти у каждой женщины того времени были жакеты, костюмы, узкие платья, длинные юбки. Те, кто хотел выделиться из толпы, придавал особое значение ярким тканям, аксессуарам, каким-то деталям и фактуре материала

Несмотря на всеобщее обнищание после «великой» депрессии, возвращается мода на длинные вечерние платья, привлекающие внимание своей роскошью и изысканностью

В это время в гардеробе женщин появились брюки. Пока они являются вещью для отдыха и занятий спортом.

Законодатели мод в СССР

С конструктивизмом в моде было покончено, но задача была выполнена: система советской модной индустрии была выстроена и заработала. Москва стала российской столицей моды. «Ателье мод» при тресте «Москвошвей», (затем эстафету примут Дом моделей на Сретенке и Общесоюзный дом моделей одежды на Кузнецком мосту) стало образцом для создания домов моделей, которые по его образу и подобию появились во всех союзных республиках, чтобы разрабатывать и рекомендовать выкройки для массового производства.


Полоса первого выпуска журнала «Дом моделей». (Частное собрание)


Фриз фасада Дома моделей на Сретенке. (Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева)

К сожалению, то, что на подиумах и модных показах выглядело восхитительно, часто выйдя с фабрики, менялось до неузнаваемости и в магазине не радовало покупателей. Чтобы снизить затраты на производство, технологии упрощались, а ткани и фурнитура заменялись на более дешёвые.


Модельер Вячеслав Зайцев с манекенщицами. (Коллекция Мультимедиа Арт Музея, Москва)

Чтобы не покупать унылые пальто, платья и костюмы, потребитель обращался в ателье или к частникам, хотя это далеко не всем было по карману, а стоять в очереди к талантливым портным и закройщикам на предприятиях индпошива можно было месяцами. Журналы мод из-за рубежа могли попасть в СССР только чудом. Даже журналы из стран соцлагеря, например болгарский «Божур» или польская «Урода», можно было достать с трудом, они передавались из рук в руки, как огромная ценность. Впрочем, и советские журналы были дефицитом, особенно «Силуэт», издававшийся в Таллине. Самым ценным в нём был разворот «Со всего света», где можно было найти несколько фотографий той самой западной, «настоящей» моды.


Разворот «Со всего света». (Частное собрание)

Советские модники и модницы брали пример и старались быть похожими на тех, кого они видели на экранах кинотеатров, телевизоров и на театральных сценах. Кстати, костюмы для Любови Орловой в «Цирке» тоже создала Надежда Ламанова. Безусловной иконой стиля была Эдита Пьеха. Меховая шапка на голове героини Барбары Брыльской в «Иронии судьбы» на долгие годы сделала модными головные уборы из рыжей лисы. Несомненной иконой стиля конца 1980-х годов была Раиса Горбачёва, костюмы для которой шила модельер Тамара Мокеева, а шубы — Ирина Крутикова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Amarantka-pro
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: