Софизм — примеры
- Трава зелёная. Трава растёт из земли. Значит земля зелёная;
- Я еду в поезде. Поезд едет во Владивосток. Значит я еду во Владивосток;
- Проезжать на красный свет является нарушением правил дорожного движения. Машины скорой помощи проезжают на красный свет. Таким образом, машины скорой помощи нарушают правила дорожного движения.
Естественно все мы знаем, что земля не зелёная, а только трава, так как содержит вещество хлорофилл (которое зелёного цвета). Он есть у травы для того, чтобы обеспечивать процесс фотосинтеза и превращать углекислый газ в кислород, и в это время трава получает энергию для своей жизни.
Фраза про поезд могла бы даже быть правдой. Однако далеко не факт, что этот путешественник собирается выходить именно на конечной остановке. Если это, например, поезд Москва — Владивосток, у него даже очень многокилометровый выбор, растянутый на целую неделю. Значит, это ложное умозаключение.
Про скорую помощь, конечно, бывают ситуации, когда они действительно нарушают правила дорожного движения. Но фраза говорит о том, что раз всем и всегда запрещено — значит они тоже нарушают. Хотя им в основном дозволено нарушать правила. Значит, это неправда.
Причины софизмов
Принято выделять психологические причины софизмов, среди которых наиболее распространенными являются:
- степень внушаемости;
- эмоциональность;
- интеллект человека.
Иными словами, если в разговоре участвует более подкованный человек, то ему стоит только завести своего оппонента в тупик, и тогда последний легко примет предложенную ему точку зрения. Человек, который неустойчив к аффективным реакциям, легко поддается своим чувствам и принимает софизмы за истинное утверждение. Подобные ситуации очень распространены, и в них очень часто попадают эмоциональные люди.
Выступая перед окружающими с софизмом, человек должен быть убедительным. Тогда у него будут больше шансов, что люди ему поверят. Именно на это и делается ставка, когда люди используют подобные приемы в споре. Но чтобы лучше понять, почему же люди прибегают к этому приему, необходимо подробнее познакомиться с ним, ведь нередко софизмы в логике очень часто остаются без внимания неподготовленного человека.
Интеллектуальные и аффективные причины
Хорошо подкованный человек, знакомый с основами софистики, всегда уделяет внимание тому, как и что он говорит, а также подмечает все аргументы собеседника, которые тот приводит в своей речи. Такие люди очень внимательны и не упустят ни одну мелочь
Они привыкли искать ответы на неизвестные вопросы, а не действовать по шаблонам. Вдобавок к этому они обладают большим словарным запасом, который позволяет максимально точно выражать свои мысли.
Не последнюю роль здесь играет и объем знаний. При правильном использовании софизмов в математике интеллектуально развитому человеку проще добиться победы в споре, чем малограмотному и неразвивающемуся.
Одной из причин поражения в споре может быть боязнь последствий, поэтому человек может очень быстро отказаться от своей первоначальной точки зрения, будучи не способен привести убедительные доводы.
Волевые
Когда два человека обсуждают свои точки зрения, они воздействуют на разум и чувства друг друга, а также на волю. Если человек уверен в себе и обладает таким ценным качеством, как напористость, то у него больше шансов отстоять свое мнение, даже если оно было сформулировано с нарушением логики. Наиболее эффективно применять этот прием против больших скоплений людей, которые подвержены эффекту толпы и не способны увидеть в речах человека софизм.
Оказавшись перед такими людьми, человеку не составит труда привести убедительные доказательства вне зависимости от того, что является предметом обсуждения. Но во время спора, в котором человек использует прием софизма, он должен быть очень активным. Публика, к которой он обращается, должна оставаться пассивной, поскольку такие люди легче всего подвергаются чужому влиянию.
Из этого можно сделать вывод: чтобы добиться необходимого результата при помощи софистских утверждений, каждая сторона, которая участвует в разговоре, должна вести себя особым образом. При этом качества каждой личности по отдельности влияют на исход обсуждаемого предмета.
Возникновение софистов
Софисты возникли благодаря тому, что в духе греческого народа произошел перелом, — греки почувствовали необходимость руководствоваться в действиях и поступках своим умом. Греки доросли до своего ума. Это и облегчило, по-видимому, Анаксагору сделать открытие, что в некоторых есть ум.
В ИФ следует забыть о дурной трактовке софистов. У необразованной публики есть мнение, что софист — это коварный демагог, запутывающий своими речами наивного, но хорошего человека. Как только такая публика замечает, что человек может рассматривать предмет и так, и этак, она пугается, чувствуя опасность. Возможность знать о чём-то, что оно и таково, и не таково, у доброго малого вызывает протест: «Меня сбивают с толку, для чего-то меня хотят оболванить!» Больше всего боятся быть оболваненными болваны. Нельзя оболванить не болвана.
Софисты — это учителя мудрости (это они сами себя так называли). Это люди, которые и сами мудры, и других могут сделать мудрыми и сильными в речах. Они учили людей рассуждать самостоятельно и убедительно излагать свои мысли. Настоящая мудрость не многознание типа: я знаю, где находится Африка, куда впадает Волга и т. п.
Софисты бы не возникли, если бы греческий народ в эпоху Перикла не ощутил потребности в самоопределении, если бы не возникло убеждение, что человек не должен определяться ни традицией, ни страстями сиюминутными, ни случаем. Люди осознали, что для того, чтобы стать самостоятельными, нужно своё чужое (т.е. стихийно сложившиеся представления, которые они просто приняли, а не сформировали самостоятельно) переработать и сделать по-настоящему своим. Греки поняли, что собственная мысль должна переработать свои же, стихийно сложившиеся, мнения. На основе этого и произошла революция в способе мышления, которую начали софисты.
Как хорошо жилось нашему народу, когда за него думали. Это не только в эпоху КПСС, но и упование на царя-батюшку, извечное российское: «Вот приедет барин, барин нас рассудит». Многие так же именно за это любят армию, где суть – подчинение без мысли. Солдат в армии по определению не может знать лучше командира — лафа!
Сейчас российский народ созревает к мысли о самоуправлении (самоопределении), народ хочет научиться мыслить самостоятельно. Мы сейчас в том же положении, что и греки в эпоху Перикла (IV в. до Р.Х.) — поэтому изучать софистов нам полезно.
Греки захотели сами определять свою жизнь, но, если без ума, то остается одно — подчиняться единичным сиюминутным страстям. Но это не надежно. Возникла потребность в компетентных ответах на вопросы жизни. Софисты и были первые платные учителя, учившие людей рассуждать. Как до этого образовывался грек? Стихийно, посредством поэм.
Т. к. потребность в образовании ума была высока, то некоторые софисты жили роскошно. Не только молодежь интересовалась софистикой, но и политики. Сила политика — в умении убеждать. Тирану это умение не нужно: не согласны — «секир башка» — и нет несогласных. Красноречивый политик говорит убедительно. Искусство популярного политика в том, чтобы суметь свои интересы представить как интересы народа, убедить народ двигаться за ним, как представителем и выразителем народных интересов.
Но софисты сделали вклад не только в образование греческого народа — среди них были и те, кто внес вклад в историю развития философии. Таковы Протагор и Горгий.
Современный софизм
- «То, что мы находим как в античном софизме, так и в современной софистической риторике, — это фундаментальная вера в гражданский гуманизм и прагматический подход к гражданской жизни. Джаспер Нил в «Голосе Аристотеля», 1994 г., однако, указывает, что современное софистическое движение не зависит от того, во что древние софисты, возможно, верили или не учили. Скорее, утверждает Нил, современный софизм должен «оставаться в (человеческом) дискурсе, который Платон и Аристотель исключили под именем софизма, независимо от того, правильно ли воспроизведен этот исключенный и оскорбленный дискурс, который мог поддержать кто-то в древних Афинах». 190). Другими словами, миссия современного софизма состоит не в том, чтобы открыть то, во что верили и практиковали древние софисты, а в разработке концепций, позволяющих нам отойти от абсолютизма западной философии.
- «Современный софизм, однако, в значительной степени связан с исторической реконструкцией софистических верований и практик, используя постмодернистские концепции для объединения и воплощения последовательной софистической перспективы». (Ричард Д. Джонсон-Шихан, «Софистическая риторика. Теоретическая композиция: критический сборник теории и научных исследований современной композиции», под ред. Мэри Линч Кеннеди. МАП, 1998 г)
«Используя термин« софист »в моем названии, я не оскорбляю
И Деррида, и Фуко утверждают в своих трудах, что античная философия и культура софизма были более важной критической стратегией против платонизма, скрытой основы обоих взглядов на мироздание подозрительные импульсы философии, которые традиционные ученые полностью не осознают. Но что более важно, каждый из них ссылается на софистические стратегии в своих трудах » (Роберт Д’Амико, Современная континентальная философия, Westview Press, 1999)
Что такое софистика?
Классический софизм как философское учение просуществовал недолго — в V и IV веках до нашей эры. Позже возникли новые софистические направления, однако они быстро прекратили свое существование. Сегодня термин «изощренность» используется для обозначения определенной формы аргументации, которая вводит в заблуждение с тезисами, которые кажутся логичными. Такие тезисы называются «софизмами». Они могут использовать логические ошибки, двусмысленность некоторых терминов, подмену понятий, принятие ложных утверждений как истинных, неочевидное нарушение законов логики и другие приемы.
В современной философии софизм — это преднамеренное использование софизмов для введения людей в заблуждение. Этот прием может быть весьма эффективным. Логическая ошибка, заложенная в утверждение, часто настолько хорошо замаскирована, что ее трудно найти без тщательного анализа. Поэтому использование софизмов осуждается и является предметом обоснованной критики.
Понятие софизма
Следовательно, софизм — это рассуждение, которое используется для подтверждения любой абсурдной посылки или утверждения, противоречащего общепринятой идее. Приведем наглядный пример из области математики: если 5 = 2 + 3, а 2 — четное, а 3 — нечетное, то результат их суммы (5) будет как четным, так и нечетным. Этот софизм дал известный философ Древней Греции — Аристотель.
История появления термина
В древности отмечали софизмы и парадоксы. Один из отцов философии, Аристотель, назвал это явление воображаемым свидетельством, которое появляется из-за отсутствия логического анализа, ведущего к субъективности всего суждения. Убедительность аргументов — всего лишь маскировка логической ошибки, которая, несомненно, есть в каждом софистическом утверждении.
Софизм — что это? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно рассмотреть пример древнего нарушения логики: «У вас есть то, что вы не потеряли. Потерянные рога? Значит, у вас есть рога ». Здесь есть недосмотр. Если изменить первое предложение:« У вас есть все, что вы не потеряли », вывод становится правильным, но довольно неинтересным. Одним из правил ранних софистов было утверждение что необходимо представить худший аргумент как лучший, и цель спора состояла только в том, чтобы выиграть его, а не в поисках истины.
Софисты утверждали, что любое мнение может быть законным, тем самым отрицая закон противоречия, позже сформулированный Аристотелем. Это породило множество типов софизмов в различных науках.
Причины появления софизмов в рассуждении
Есть несколько групп причин, по которым человек начинает использовать силлогизм в споре. Они интеллектуальны, эмоциональны и волевы. Рассмотрим каждую из них подробнее.
Интеллектуальные
Эти причины имеют прямое отношение к мнению обеих сторон спора. Более интеллектуально развитый человек может использовать софизму, если он точно знает, что:
- его оппонент не обладает достаточными знаниями в области обсуждения;
- если противник лен думать, он не берет на себя ход спора и, более того, не контролирует его.
Аффективные
В эту категорию входят ситуации, когда «софист» не хочет использовать свой ум или ему просто не хватает ума. Поэтому он просто прибегает не к научным концепциям, а к чувствам и эмоциям. Софист, желающий добиться успеха, обязан быть знатоком психологии, а также умело находить «болевые точки» оппонента. Поэтому в душе врага пробуждаются яркие чувства, которые затемняют мысль и не позволяют сделать логические выводы. Кроме того, нарастающие эмоции часто мешают мышлению.
Это также будет включать в себя споры, когда оппонент уходит из обсуждения и занят корректировкой личных оценок.
Волевые
Когда стороны обмениваются мнениями по какому-либо вопросу, они влияют не только на эмоции и чувства собеседника, но и на его волю, поскольку любой спор связан с наличием элемента внушения. Он находит выражение в мимике, тоне, не терпящем возражений и т.д. Однако не все противники поддаются этому, большую часть времени он действует пассивно и легко поддается внешним воздействиям.
Особенности философии софистов
Недаром другие философы называли софистику обманом. Постепенно эти техники отошли от философии, полностью сосредоточившись на способах убеждения оппонента в споре. Основными инструментами софистики были:
- логика;
- терминология;
- психология.
Софисты пытаются обойти логику, нарушая законы силлогизма. Для этого они обычно вводят одну правильную и одну неправильную посылку, которые затем объединяются в ложный вывод. В арсенале софистов обычно есть несколько приемов работы со словами:
- играть со смыслами;
- использование синонимов, омонимов, омоформ;
- акцент на ненужных словах;
- запутанные фразы и т.д.
Нормы морали и этики у софистов проявляются совершенно произвольно в зависимости от временных рамок. Эти нормы интерпретируются с точки зрения релятивизма (т.е. теории относительности), т.е. софисты утверждали, что один и тот же человек может воспринимать одно и то же явление по-разному, в зависимости от многих влияющих факторов (настроение, состояние и т.д.).
Философские взгляды софистов, софизм критиковали такие выдающиеся мыслители, как Сократ и Платон. К критикам также относились представители сократических школ, такие как киники, мегарики и киренаики. В дальнейшем, постепенно в учениях софистов становилось все меньше и меньше конструктивных философских идей. Софистика в конце концов достигла уровня “качественной риторики”, то есть осталась только риторика и искусство побеждать в спорах, но назвать ее искусством мышления было бы не совсем точно. Хотя, конечно, на самом банальном и бытовом уровне это можно назвать именно так.
Особенности учения «старших» софистов
Первые софисты стремились к знаниям. В то же время они проистекали из того, что знания, накопленные человечеством, были в основном ошибочными. Сегодня именно к их учению в первую очередь обращаются, чтобы объяснить, что такое софистика. Они изучали проблемы всех существовавших в то время наук и ставили под сомнение устоявшиеся религиозные верования. На самом деле, “старые” софисты изначально были скептиками, которые подвергали критическому анализу абсолютно все. Они ничего не отрицали, они просто приводили аргументы за и против.
Всех “старших” софистов можно разделить на три группы:
- Ораторы. Эта группа владела языком и могла прекрасно аргументировать свою точку зрения.
- Аристы. Они были спорщиками, которые спорили ради спора. Они боролись за победу в дебатах любой ценой, и за это их многие осуждали.
- Политики. Эти софисты использовали свои навыки и знания для достижения политических целей.
Среди старших софистов наиболее известен Протагор. Он, несомненно, был очень мудрым и благоразумным философом для своего времени. Считается, что он был основателем центрального тезиса софистики, согласно которому человек является мерой всех вещей, и что сущность всех явлений определяется тем, как человек их воспринимает.
Протагор подчеркивал относительность истин, отрицая их абсолютность. Считается также, что этот философ первым разработал идею демократического общества. Он также много рассуждал о том, что беззаконие можно победить с помощью правильной аргументации.
Самым известным учеником Протагора был Сократ, который отличился тем, что выступил против своего учителя и других софистов. Вместо того чтобы отвергать существование абсолютной истины, он верил, что такая истина существует и определяется божественным существом.
Другим известным “старшим” софистом был Хоргий. Его считают основателем риторики. Он известен своим высказыванием о том, что один поступок можно считать как плохим, так и хорошим – все зависит от вашей точки зрения. Имя Гиппия, который славился своим красноречием, также сохранилось в истории. Его учение пользовалось большим уважением, а сам он, в отличие от большинства софистов, сумел разбогатеть, сохранив свое доброе имя.
Особенности учения «младших» софистов
Эта часть истории софистики сохранилась не очень хорошо, поэтому достоверной информации о “младших” софистах мало. Известными представителями этого течения были Ликофрон, Алкидамант, Фрасимах, Калликл и Критий. Их концепции основывались на следующих тезисах:
- не должно быть барьеров между социальными классами;
- элита – это искусственное понятие, изобретение определенной группы людей;
- Природа создала каждого человека свободным; рабства быть не должно.
Софистика и общество: влияние софистической логики на наше мировоззрение
Софистика – это философское направление, которое занимается изучением логики и аргументации. Софисты считали, что истина относительна и может быть определена исключительно на основе человеческого опыта и индивидуальных предпочтений.
Влияние софистической логики на наше мировоззрение не может быть недооценено. Софисты разработали ряд аргументационных стратегий и тактик, которые используются в нашей повседневной жизни, в политике, рекламе и других сферах общественной деятельности.
Одним из основных принципов софистики является эмоциональное влияние на слушателей. Софисты умели убеждать и западать в душу с помощью ярких эмоций и словесного мастерства. Это важный навык в современном обществе, где убеждение и впечатление стали ключевыми факторами при принятии решений.
Софисты также акцентировали внимание на релятивизме и отказе от объективной истины. Они утверждали, что истина зависит от контекста, культурных норм и личных убеждений
Этот принцип софистики сегодня ясно просматривается в нашем обществе – каждый имеет право на свою собственную «правду», и каждая точка зрения считается важной и уважаемой. Еще одним важным элементом софистики является использование логических приемов для аргументации
Например, софисты часто применяли дедукцию или индукцию, чтобы убедить своего слушателя. Эти методы использования рациональных аргументов влияют на наши мышление и способность рассуждать. Мы часто используем эти приемы в нашей повседневной жизни без осознания их происхождения
Еще одним важным элементом софистики является использование логических приемов для аргументации. Например, софисты часто применяли дедукцию или индукцию, чтобы убедить своего слушателя. Эти методы использования рациональных аргументов влияют на наши мышление и способность рассуждать. Мы часто используем эти приемы в нашей повседневной жизни без осознания их происхождения.
Однако, софистика также имеет свои недостатки. Софисты считали, что истина служит силе и успеху, что может привести к манипуляции и обману. К сожалению, в нашем обществе стали распространены спекуляции и фальсификации фактов, которые основаны на софистических принципах и стремлении достичь желаемых результатов в ущерб истине.
Преимущества софистики | Недостатки софистики |
---|---|
|
|
В целом, софистика оказала значительное влияние на наше общество и мировоззрение. Понимание софистических принципов и инструментов помогает нам критически мыслить и различать манипуляцию от истинности
Однако, важно помнить, что погружение в софистику должно сопровождаться этическими принципами и стремлением к истинности и справедливости
Применение софистики в повседневной жизни
Способность вести диалоги
Софистика помогает вести диалоги с людьми и лучше понимать их мнение. С помощью аргументации и доказательств можно представить свою точку зрения и объяснить ее собеседнику, что может помочь в решении споров и конфликтов.
Воздействие на общественное мнение
Софистика помогает воздействовать на общественное мнение и формирование общественного мнения
С помощью умелой аргументации можно вызвать интерес и внимание людей к конкретным темам и вопросам
Развитие критического мышления
Софистика помогает развивать критическое мышление, что необходимо в повседневной жизни для принятия взвешенных и обоснованных решений. Научиться анализировать информацию и различать факты от домыслов, поможет принимать обоснованные решения и не даваться на провокации.
Определение ценности информации
Софистика помогает определить ценность информации, например, научиться различать и оценивать достоверность источников
Это важно при принятии важных решений и выборе правильного направления действий
Контроль над эмоциями
Софистика помогает контролировать свои эмоции во время дискуссии и споров, что помогает сохранять спокойствие и адекватность в любой ситуации.
Актуальность и применение софистики в современности
Софистика – это древняя философская школа, основанная в Древней Греции, которая занималась разработкой и преподаванием аргументации, риторики и логики. Хотя софистика была часто критикуема за использование обманчивых аргументов и тактик, она все же оказывает значительное влияние на современное общество и имеет ряд применений.
1. Развитие коммуникативных навыков. Одним из основных аспектов софистики является развитие риторических навыков и умение убедительно выражать свои мысли. В современном мире эти навыки остаются крайне важными для успешной коммуникации как в профессиональной, так и в личной сфере. Изучение софистики помогает развить такие навыки как уверенность в себе, умение анализировать аргументацию, эффективно убеждать и выстраивать логичные рассуждения.
2. Критическое мышление. Одним из центральных аспектов софистики является способность анализировать и оценивать аргументы. В современном мире, где информация постоянно доступна и может быть искажена или объективирована, умение критически мыслить является важным инструментом для принятия осознанных решений и формирования собственных мнений. Изучение софистики способствует развитию критического мышления и способности судить об аргументах по их силе и достоверности.
3. Политическая дебатная культура. Софисты активно занимались политической риторикой и обучали своих учеников навыкам убеждения и дебатов. В современной политической сфере, где споры и дискуссии часто становятся спорами о власти и влиянии, знание и понимание софистики может быть полезным для политических лидеров, обеспечивая им лучшее понимание аргументации и возможность эффективного общения.
4. Онлайн коммуникация и интернет-маркетинг. В современной эпохе цифрового развития и интернета, софистика может быть применена к различным онлайн коммуникационным стратегиям и методам маркетинга. Изучение софистики может помочь развить умение создавать убедительные интро-тексты, подробные описания продуктов и услуг, ослабление противоречий и усиление аргументации в цифровом мире.
В целом, софистика остается актуальной и имеет широкий спектр применений в современном обществе. Она помогает развить коммуникативные навыки, критическое мышление и способность эффективно общаться, что является необходимым в современном информационном обществе.
Софисты старшие и младшие. Древнегреческие софисты. Философия софистов
Софист в Древней Греции — это платный преподаватель красноречия, искушенный в ораторском мастерстве и ведении дискуссий. В греческих городах-полисах гражданам нужно было лично защищать себя в суде (адвокатов не было) и выступать в народных собраниях, поэтому многие брали уроки у таких учителей.
По-гречески софист (σοφιστής) — это умелый человек, знаток, мудрец. Изначально этим словом обозначали искусного мастера, но уже в древности термин стали использовать уничижительно — в значении «изворотливый спорщик, демагог ».
К классическим софистам V-IV веков до н.э. относятся Протагор Абдерский, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский (так называемые старшие софисты), а также Ликофрон, Алкидамант, Фрасимах и другие младшие софисты. Труды большинства софистов не сохранилось, доступны лишь фрагменты и упоминания их идей у других авторов.
Он (Протагор) первый заявил, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом, и сам первый стал пользоваться в спорах доводами…
Он первый стал брать за уроки плату в сто мин; первый стал различать времена глагола и точно выражать время действия; стал устраивать состязания в споре и придумал уловки для тяжущихся; о мысли он не заботился, спорил о словах, и повсеместное нынешнее племя спорщиков берет свое начало от него.
Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»
Софисты не были едины в своих философских взглядах. Например, идею о том, что все в мире относительно, они объясняли совершенно по-разному:
Человек есть мера всех вещей, поэтому все истинно, утверждал Протагор.
Всякое мнение ложно, поэтому подлинной истины не бывает, считал Ксениад.
В действительности не существует ничего; но если реальность и существует, то человек ее постигнуть не может; а если и может постигнуть — не способен объяснить другому, рассуждал Горгий.
Исходя из этих разных посылок, софисты проповедовали этический релятивизм — обосновывали право каждого человека по-своему оценивать мир с учетом своих интересов.
Софисты четко разделяли законы природы и законы общества. Законы природы действуют для всех, они неизменны. А все человеческие установления — это результат соглашения между людьми. Например, принятое в Греции рабство не вечно, потому что люди от природы равны и свободны, объяснял Алкидамант.
Большинство софистов были атеистами или агностиками — не верили в богов или считали вопрос об их существовании неразрешимым. «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет», — признавал Протагор.
А вот Критий прямо утверждал, что религию выдумали умные люди, чтобы заставить глупых подчиняться и выполнять законы.
Заключение
О существовании софизмов сегодня знают только интеллектуально грамотные люди. Это один из эффективных приемов, который помогает человеку добиться победы в споре, хотя для этого у него нет никаких оснований. Человек выстраивает таким образом беседу с людьми, что используемые в его высказываниях фразы помогают убедить других людей в его правоте. Можно даже сказать, что он попросту запутывает человека и не позволяет ему привести эффективные контраргументы, которые бы помогли отстоять его точку зрения.
Софизмы порой бывают настолько убедительными, что перед ними не могут устоять никакие другие доводы оппонентов. Однако победа в таком споре во многом зависит не только от самого человека, который использует софизмы, но и поведения тех людей, для которых они предназначены.