Позднеантичная и средневековая риторика
В эпоху борьбы христианства с античным язычеством была создана наука о христианском ораторском искусстве, достигшем блистательного развития в IV и V веках н. э. . Выдающийся представитель этого ораторского искусства — Иоанн Златоуст. В теоретическом смысле средневековая риторика почти ничего не прибавляет к античным разработкам, держится правил Аристотеля и поздних теоретиков (на Западе — Цицерона) и лишь перерабатывает их в расчёте преимущественно на сочинение писем и проповедей. Повсеместно происходит ужесточение требований к соблюдению этих правил.
Создание произведения, в свою очередь, подразделялось на три части или ступени (три главных элемента из пяти в античном списке).
Перенимая идеи античных наставников, создатели риторик XI—XIII веков сосредоточивают основное внимание на амплификации и на учении об украшенном слоге, в котором они видят самую суть письменного слова: их деятельность сводится главным образом к перечислению и упорядочению тех способов выражения, какие в своем первозданном виде уже существуют в обыденном языке; они описывают их в функциональных понятиях, как код типов слога с высокой степенью вероятности. В 1920—1950 гг
многие медиевисты, в том числе и Э. Р. Курциус, полагали, что риторическая модель применима ко всем областям словесности, и делали из этой гипотезы далеко идущие выводы. На деле риторика безраздельно господствовала в латинской литературе, а её влияние на поэзию на народном языке было длительным, но весьма неравномерным
В 1920—1950 гг. многие медиевисты, в том числе и Э. Р. Курциус, полагали, что риторическая модель применима ко всем областям словесности, и делали из этой гипотезы далеко идущие выводы. На деле риторика безраздельно господствовала в латинской литературе, а её влияние на поэзию на народном языке было длительным, но весьма неравномерным [источник не указан 1318 дней] .
Византия
В Византии приёмы риторики ближе всего подходят к азианизму, и в таком виде эта наука передаётся и Древней Руси, где художественные образцы её влияния мы можем видеть в произведениях митрополита Иллариона и Кирилла Туровского.
Что такое риторика
Как наука риторика исследует закономерности и правила речевого поведения. Как искусство она предполагает мастерство публичных выступлений и развитие ораторских способностей. Риторика как дисциплина учит воздействовать на слушателей посредством разумного и эффективного выражения мыслей.
Законы современной общей риторики помогают достичь взаимопонимания между слушателем и оратором.
Закон гармонизирующего диалога. Он предполагает пробуждение чувств и мыслей аудитории с помощью превращения монолога в диалог. Гармоничное общение с помощью речи возможно только как диалог всех участников. Три остальных закона раскрывают суть первого.
Ориентация и продвижение адресата – требуется, чтобы у слушателей возникло ощущение продвижения к цели вместе с оратором во время произнесения речи
Для этого важно употреблять слова, определяющие порядок событий, связывающие предложения и резюмирующие фразы.
Эмоциональность речи – оратор должен переживать те ощущения, которые он пытается вызвать у слушателей. Уметь передавать эмоции с помощью речи.
Удовольствие – речь должна доставлять удовольствие аудитории
Подобное достигается с помощью выразительности и богатства речи.
Понятие «общая и частная риторика» появилось в начале XIX века и предполагало разделение науки красноречия на две части. К общей относилось исследование соответствия стиля речи представляемому объекту. К частной – составление деловых документов.
Риторика – наука, объясняющая законы красноречия. Они могут разъяснять определённые виды произведений или все произведения. Поэтому наука красноречия – это общая и частная риторика. Общая – излагает законы, применяемые ко всем произведениям, частная изучает виды произведений по отдельности.
Риторика в XIX и XX веке
Слово риторика применялось для вновь создаваемых дисциплин — теории прозы (преимущественно художественной прозы — XIX век, немецкая филология), стилистики (XX век, французская филология), теории аргументации (XX век, бельгийский философ Х. Перельман)
Современная школьная риторика в России
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 21 декабря 2011.
Концепция школьной риторики как учебного предмета реализована в учебных пособиях для 1-11 классов Т. А. Ладыженской . Основная цель школьной риторики — обучение успешному общению. В содержание школьной риторики включаются:
(коммуникативная ситуация, виды общения, речевые жанры, их структурные и стилевые особенности и т. д.)
инструментальные знания о способах деятельности (типа инструкций, практических рекомендаций и т. д.); общаться (анализировать и оценивать общение, реализовывать речевой жанр в соответствии с ситуацией общения, в том числе с коммуникативной задачей, характеристиками адресата и т
д.);
нравственно-риторические идеи (ответственность за произнесенное слово, важность владения словом в современном мире и т. д.).
Кому пригодятся курсы
Есть мнение, что риторика нужна только тем, кто собирается связать жизнь с театром. В крайнем случае будущим киноактерам. Но уроки пойдут на пользу не только будущим актерам.
Освоение тонкостей ораторского искусства пригодится:
руководителям, четкая, выразительная речь сделает поощрительные речи приятнее, а назидательные — убедительнее;
менеджерам по персоналу, даже если они не ведут дела с работниками лично, а по переписке, никогда не помешает связная письменная речь, способность точно сформулировать мысль;
терапевтам пригодится даваемая ораторским искусством привычка формулировать то, что нужно сказать кратко и максимально понятно для собеседника, без общих фраз, но с необходимой долей эмоциональности;
любителям быть в центре внимания все время такие занятия дадут навык красочно рассказать о любом событии, описать любой предмет так, что их будут слушать бесконечно;
миссионерам и проповедникам стоило бы внести курс ораторского мастерства в обязательную программу обучения, ведь их успех зависит от того, насколько речь будет эмоциональной, убедительной и удерживающей внимание.
Нет такой области, где не пригодилась бы риторика
В жизни или профессиональной деятельности, в личных отношениях или деловых — умение красиво и точно донести до собеседника мысль занимает важное место в списке навыков
Основы риторики
Все о публичной речи, ее этапах, целях, источниках материала, способах его подачи, средствах речевого воздействия, а также о требованиях, предъявляемых к личности оратора, расскажет риторика.
Давайте узнаем, какой должна быть эффективная публичная речь.
Речь оратора будет иметь успех, если в ней органично сочетаются логика и эмоциональность, информативность и выразительность. Хорошо, если при этом она не читается, а произносится в форме живого общения со слушателями.
Даже если создается впечатление, что выступающий импровизирует, речь должна быть подготовлена и продумана.
Так, работа над речью подразделяется на следующие этапы:
- инвенция — найти, о чем говорить;
- композиция — правильно выстроить;
- элокуция — придать выразительность;
- меморио — запомнить;
- акцио — произнести.
Чтобы выбрать тему своего выступления, которая должна быть интересна слушателю, оратору необходимо определиться с его целью. Целями публичной речи могут быть:
- информирование слушателя;
- побуждение к действию, агитация и воодушевление;
- убеждение в чем-либо;
- обсуждение проблемы, поиск истины;
- оценка события или явления;
- развлечение, когда сам процесс общения доставляет удовольствие.
Материалом для предстоящего выступления служат такие источники, как чтение литературы, поиск информации из различных источников, личный опыт, наблюдения и размышления, а также опрос и беседа.
Разработка плана публичной речи — немаловажная часть работы над ее созданием:
вступление цепляет внимание и вызывает интерес;
основная часть поясняет содержание, приводит аргументы и факты, формулирует главную мысль;
заключение обобщает, усиливает значение сказанного, создает настроение.
Сделать ее живой и убедительной помогут средства выразительности русского языка:
Способы подачи материала бывают в форме лекции, доклада, беседы, диспута или дискуссии и зависят от цели выступления и интересов аудитории.
Риторическое мастерство неразрывно связано с личностью оратора, его эрудицией, характерными качествами, психотипом.
Оратор должен быть уверенным в себе человеком, артистичным, открытым, дружелюбным, умеющим заинтересовать и увлечь слушателя
Для публики немаловажно, как он выглядит и ведет себя, как говорит, какую позицию по отношению к ней занимает
Ошибки оратора
Иногда для улучшения ораторских качеств проще пойти методом «от противного» и устранить старые привычки и ошибки, чем научиться новому. К подобным ошибкам относятся:
- отсутствие вовлечения и общения с аудиторией, призыва к действию (задавайте вопросы, предлагайте поиграть, призывайте к действию, делите на группы);
- объяснение на сложном языке (подбирайте простые слова, рассказывайте истории вместо сухих фактов);
- синдром «статуи» и отсутствие движения (перемещайтесь по сцене, подходите ближе, отходите дальше, спускайтесь в зал);
- отсутствие визуальной поддержки (показывайте слайды, картинки, рисуйте сами);
- выступление без подготовки, вступления и четкой структуры (готовьте публику к выступлению, создавайте эмоциональный фон, продумывайте концовку);
- чтение с листка или полное отсутствие подсказок (делайте шпаргалки с тезисами).
Как подготовиться к выступлению?
Для правильного составления выступления нужно придерживаться правил. Каждое правило — раздел риторики:
- Интенция — направлено мыслить, чтобы решить задачу.
- Диспозиция — правильно распределить мысль.
- Элокуция — языковое оформление подготовленной речи.
- Мемория — особенность запоминания ораторской речи.
Перед выступлением сформулируйте гипотезы (мысли речи). Чем больше объем размышлений и знаний, тем больше придет вдохновения. Если тема смогла зацепить оратора, то она зацепит слушателей.
Настроение слушателей зависит от времени и места проведения выступления. В бытовых условиях человек серьезно воспринимает информацию, а в большой аудитории тема покажется скучной. Нужно создать обстановку, которая отстранит присутствующих на выступлении от рутины, направит мысли и действия в полезном направлении.
Что такое риторика
Риторика — это филологическая дисциплина, которая занимается изучением ораторского искусства, красноречия, мировоззрения и правилам построения речи.
Самый первый профессор из Рима Квинитилиан назвал риторику как «искусство хорошо разговаривать». Однако Платон, который жил 500 лет до него, говорил, что риторика — это искусство убеждать. Но не искусство, которое базируется на знаниях и на правде, а на кажущемся.
Его ученик Аристотель утверждал следующее. Каждый раз, когда пытаемся убедить кого-то или отговорить от чего-то, мы сознательно, подсознательно или несознательно пользуемся риторикой.
Задача оратора:
- Учить
- Развлекать
- Сподвигнуть публику на что-то
Виды риторики:
- Политическая — это инструмент управления в политической системе. Обладает публицистической речью с функцией убеждения общества.
- Юридическая — необходима юристам для произнесения публичной судебной речи и воздействия на правосознание людей. Также нужна для построения объективно аргументированного рассуждения в суде.
- Военная — нужна для военной культуры и адаптации людей к службе. С ее помощью повышается качество выполнения поставленных задач при службе. Например, мотивация солдат к военной задаче.
- Педагогическая — используется для оптимизации процесса передачи опыта. Например, хорошая речь преподавателя перед учениками. Она рождает любознательность и интерес к теме.
- Дипломатическая — необходима дипломату в дипломатических миссиях. Это общение государств посредством своих представителей. Тут тоже нужно следить за речью и соблюдать важные правила.
Можно посмотреть на то, как развивалась риторика в интернациональном масштабе. Или посмотреть на разные парламенты в мире. Тогда быстро находишь разницу между тем, на каком уровне (к примеру, политики) убеждают публику и электорат.
Например, в Англии и Америке, где есть долгая традиция риторики аргументации, парламент интересен. Там есть настоящие спонтанные дебаты.
А если посмотреть на немецкий бундестаг или русскую думу, то там политики просто считывают речь с листа.
Но как бы то ни было, в разных странах есть правила риторики, которые стоит соблюдать. И именно о них мы поговорим ниже.
История зарубежной риторики Средних веков
В Средние века, с усилением роли церкви, на первое место выходит церковное красноречие, основой которого является поучительность и применение латыни. Это привело к тому, что:
- Искусство оратора становится второстепенным.
- Потребность выступать красиво возникает только у ученых или религиозных деятелей, для увеличения убедительности их выступлений.
- Утрачены характерные свойства античной риторики.
Главным становится воздействие на психику человека. Всему миру известны ораторы-богословы этого периода: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский.
С наступлением эпохи Возрождения важное значение приобретают растущие с заметной скоростью университеты, а также культурный расцвет. На смену религиозным убеждениям приходит интерес к истории
Рост экономики порождает развитие торгового красноречия, возрастает роль выступлений на судах, при парламентах.
В период Ренессанса возникают новые науки, утрачивает свою роль латынь. Ораторское искусство сближается с художественной литературой, возрастает роль родных языков. Самые известные книги Ренессанса: «Сад красноречия» Генри Пичема, «Искусство поэзии» Николя Буало.
Приобретает важность риторика портрета и светского разговора, усиливается значение идей Цицерона. В эпоху Просвещения риторика угасает
Ее стали преподносить, как ненужную и схоластическую, то есть основанную на обмане и манипулировании аудиторией. Она почти полностью исчезает к середине 19 века. Немалую роль при этом играет зарождающийся период романтизма, который опровергает логику, на которой основывается риторика. Главное у романтика – чувства, а не логика
В эпоху Просвещения риторика угасает. Ее стали преподносить, как ненужную и схоластическую, то есть основанную на обмане и манипулировании аудиторией. Она почти полностью исчезает к середине 19 века. Немалую роль при этом играет зарождающийся период романтизма, который опровергает логику, на которой основывается риторика. Главное у романтика – чувства, а не логика.
Бурное развитие экономики привело к необходимости рекламировать, навязывать свои услуги и товары. А для этого требуется искусство убеждать.
Основы ораторского искусства
Под ораторским искусством понимают творческую деятельность выступления на публике, в котором умело сочетаются риторика, психология и актерское мастерство. Все это в месте способствует убеждению слушающих. Риторика и основы ораторского искусства полагаются для освоения каждому человеку. Однако исключительно целеустремленная и талантливая личность способна умело применять знания на практике, используя нужные цитаты и правильно сказанные слова. В наше время это искусство подразделяется в зависимости от сфер применения:
- Социально-политическое красноречие — связано с выступлениями, докладами и речами в политической и экономической сферами, а также с социальной стороной общества.
- Академическое — сюда относят лекции, доклады и выступления с целью донести аудитории информацию научного или познавательного характера. Презентация таких докладов происходит по определенному плану и требованиям.
- Социально-бытовое красноречие — подразумевает речи, направленные на поздравления, поминание и т. д.
- Судебные — к ним относятся судебные, обвинительные и защитные речи, от профессионализма которых зависит успех карьеры юриста.
- Богословные — связаны с проповедями в церквях разных конфессий.
Помимо данной классификации, можно выделить выступления по телевидению и радио, рекламу и прочие сферы жизни, в которых успешно применяется ораторское искусство. Если говорить кратко, в основы ораторского искусства вкладывают:
- Высокую коммуникацию, способность выступать публично, доносить информацию и слушать других людей.
- Способность уважительно и объективно относится к словам своего партнера.
- Умение найти контакт с любым человеком, выяснить, что вам связывает и какие у вас есть общие интересы, после чего можно построить действенное взаимодействие.
К основным понятиям теории ораторского искусства относят этос, логос и пафос. Под этосом подразумевается этническая часть образа диктора, которая играет небольшую роль в наше время. Правила поведения, моральные нормы и ценности определяют его отношение к слушателям и целям своей работы. Нравственные и этические требования оратора по отношению к слушателям считаются основополагающими в любом выступлении.
Понятие логос описывает использование таких словесных средств и речевых оборотов, которые достигнут разума аудитории. То есть, оно включает доскональное знание своего предмета, владение искусством аргументации и логика высказывания.
Третья категория, пафос, включает эмоциональную сторону — насколько человек может эмоционально воздействовать на аудиторию, выражать неравнодушие к своему предмету. Выразительность своему выступлению можно придать за счет интонаций — пауз, разного тембра, изменения темпа речи. Таким образом, основные понятия ораторского искусства объединяют качества, которые определяют хорошего оратора.
Психологические основы ораторской речи кратко можно описать так:
- Способность произвести хорошее впечатление на партнера или аудиторию.
- Выразить свои мысли или идеи таким образом, чтобы заинтересовать другого человека.
- Способность адаптировать свою речь и тему доклада (общения), чтобы слушатель все понял.
- Создание комфортных условий для общения.
- Способность объективно оценить слушателя.
Совершенствование речи
Чтобы развивать ораторские навыки, следует тренироваться. Иначе овладеть ими не получится. Для совершенствования существует комплекс упражнений:
- Освобождающие от мышечных зажимов. Суть в облегчении процесса разговора. Для выполнения следует:
- разминать плечи, шею вращательными движениями. Голова должна двигаться как бы под собственным весом;
- разогревать как можно чаще предплечья, кисти рук, вращать в плечах суставами;
- использовать круговые движения рук в локтях;
- Артикуляционные. Развивают и тренируют губы, щеки, язык, твердое и мягкое нёбо, нижнюю челюсть. Вырабатывается гибкость речевого аппарата, укрепляются мышцы, необходимые для лучшего произношения звуков. Снимается напряжение с мышц, происходит их расслабление. Нужно делать следующее:
- языком почистить десна в обе стороны. Делать «уколы» в щеки, вытягивать его как можно дальше, изменять форму. Издавать звуки, похожие на скачку лошади;
- губами вращать в разные стороны, вытягивать их. Захватывать воздух вытянутыми губами, напрягать и расслаблять. Появится легкость и четкость при разговоре;
- надувать щеки, катать воздух во рту от одной щеки ко второй. Разминать их следует обязательно, иначе голос будет дряблым;
- про себя, не открывая рта, произносить различные слова, звуки. Тренируется глотка, в результате чего звучание становится громким и глубоким;
- руками плавно раскрывать челюсть. Снимаются мышечные усилия, лишнее напряжение.
- Улучшающие произношение, увеличивающие словарный запас. Список упражнений:
- чтение вслух. Считается лучшим способом усовершенствовать ораторские навыки. Улучшается дикция, увеличивается словарный запас, яркость речи, эмоциональная окраска. Читать следует медленно, проговаривая каждое слово. Произносится текст не читательским тоном, а разговорным;
- проговаривание скороговорок. Эффективно тренируется дикция произнесением слов и звуков с максимальной скоростью. Вырабатывается верная артикуляция, оговорки случаются реже.
При чтении отчетливо произносится каждый звук, скорость увеличивается постепенно. Главное – следить за правильным произношением, только потом ускорять речь. Для удобства нужно создать в голове картину происходящего, стараться понять прочтенные слова. Не следует прекращать работу над одной фразой до тех пор, пока ошибки полностью не исчезнут.
По возможности, вести диктофонную запись как прочтенного из книги материала, так и скороговорок. Таким образом, можно устранить речевые недостатки, найденные после прослушивания.
Существует много упражнений, развивающих произношение, улучшающих навыки оратора. Приведенных вариантов вполне достаточно для начинающих ораторов. С их помощью можно добиться немалых успехов. Главное в ораторском искусстве – не прекращать развиваться, постоянно совершенствовать навыки, и как можно больше говорить.
Развитие риторики
Как же научиться всем премудростям этой науки? Если вы действительно этого хотите, воспользуйтесь нашими рекомендациями:
- Оттачивайте свою дикцию. Говорите не спеша, четко проговаривая каждое слово, соблюдайте паузы и равномерное дыхание.
- Читайте вслух и пересказывайте прочитанное. Старайтесь передать смысл своими словами, самостоятельно выстроив свою речь.
- Учитесь увлекательно рассказывать самые обычные истории, происходящие с вами. Обратная связь от слушателей подскажет, насколько хорошо это у вас получается.
- Подготовьте речь на близкую вам тему. Заготовьте для этого ключевые фразы и импровизируйте в процессе ее произнесения.
- Тренируйте свою память. Учите наизусть стихи, отрывки литературных произведений и пусть это войдет в привычку.
- Определите свой тип восприятия информации. Кто-то лучше усваивает визуальную информацию, кому-то легче запомнить произнесенное вслух. Используйте эти знания о себе для получения наилучшего результата.
- Организуйте свое обучение с учетом пауз и перерывов. Пусть оно также будет регулярным, а не раз от раза.
- Если у вас есть страх публичных выступлений, хорошо помогает практика этих самых выступлений. Упражняйтесь на близких — они поймут и обязательно поддержат.
Упражнения
Ораторское мастерство помогает не просто контролировать ситуацию, но и управлять ею. От коммуникативных навыков оратора и правильно выстроенного диалога со слушателями зависит положительный исход любого дела.
Красноречие – способность не врождённая, а приобретённая. Этот навык необходимо развивать и тренировать. Научиться свободно выражать свои мысли при помощи слов, говорить легко и непринуждённо, вызывать интерес и доверие у аудитории, можно, выполняя достаточно простые, но эффективные упражнения.
Громкое чтение
Для того, чтобы развить силу и гибкость голоса, необходимо ежедневно читать вслух любой текст. При этом нужно менять тональность каждого предложения, переходя от громкого произношения к тихому и наоборот. Можно в подобной технике произносить протяжные гласные, при этом голос должен звучать ниже, чем обычно;
Пересказ прочитанного
Научиться формулировать мысли можно, регулярно пересказывая прочитанные тексты своими словами
При этом особое внимание необходимо уделять деталям, стараться запомнить и воспроизвести как можно больше информации;
Поиск ключевых слов
Поиск ключевых слов – помогает развить речевое мышление. Нужно определить, какие фразы и предложения являются ключевыми в тексте и постараться подобрать для них новые формулировки. При этом смысл и информативность слов должны сохраняться. Ещё один вариант упражнения предлагает, прочитав лишь первую часть предложения, завершить его своими словами;
Перефразирование
Это упражнение учит выделять основную мысль в тексте. Прочитав небольшую статью или сообщение, нужно передать содержащуюся в них информацию своими словами, при этом уменьшив размер текста до одного предложения;
Простота речи
Чтобы исключить частое использование одних и тех же слов (слова «паразиты»), пересказываемый текст записывают на диктофон. Обнаружив при прослушивании предложения, содержащие такие слова, их необходимо проговорить несколько раз, но уже в правильной форме;
Чтение по складам
Чтение по складам применяется для выработки свободного, отчётливого произношения
Необходимо медленно, по складам читать любой текст, обращая внимание на правильность и чёткость произносимых звуков. Это упражнение позволяет избавиться и еще от одного распространённого недостатка – торопливого произношения, при котором отдельные звуки или окончания слов теряются (проглатываются), а речь получается скомканной и невнятной;
Чтение стихов
При чтении рифмованных произведений легче запоминается правильная постановка ударения в словах.
Упражнения следует выполнять как можно чаще, но при этом важно делать перерыв и отдыхать, почувствовав утомление. Кроме того, ясность речи и чёткость произношения зависят от правильного дыхания, выработать которое можно при помощи дыхательной гимнастики