Литература / книги

Пуризм (лингвистика)

Аргументы «против» языкового пуризма

Языковой пуризм, стремление к сохранению чистоты языка, имеет свои плюсы, но также существуют аргументы «против» данного явления:

  1. Ограничение влияния иностранных языков: Пуристы могут ограничить влияние иностранных языков на развитие родного языка. Это может привести к упущению новых слов, концепций и идей, которые могут быть важными для языкового развития и обогащения.

  2. Создание искусственных ограничений: Стремление сохранить язык в «чистом» состоянии может привести к созданию искусственных ограничений. Это может затруднить использование языка в новых сферах, областях знаний и культурных контекстах.

  3. Изменение естественного хода языкового развития: Пуризм может противоречить естественному ходу языкового развития, который охватывает изменения и адаптации языка под новые условия и потребности. Язык должен быть живым и гибким, чтобы отражать изменения в обществе и культуре.

  4. Ограничение культурного разнообразия: Языковой пуризм может привести к ограничению культурного разнообразия. Через язык передаются нюансы культуры и идентичности народа. Ограничение разнообразия языка может ограничить и многообразие культурного опыта.

В целом, пуризм может иметь свои положительные стороны в сохранении языка, но также стоит учитывать, что язык — это живой организм, который должен дышать и развиваться в соответствии с потребностями и изменениями общества. Баланс между пуризмом и открытостью к новым влияниям является важным фактором для сохранения и развития языка.

Утрата языкового богатства

Язык — это важная часть культурного наследия народа. Сохранение чистоты языка и борьба с его утратой является одной из главных задач пуристов. Хотя некоторые считают языковой пуризм хорошим явлением, существуют и те, кто видит в нем больше отрицательных сторон.

Один из аргументов в пользу языкового пуризма — сохранение и защита языкового богатства. Чистота языка способствует сохранению его оригинальной структуры и лексического состава. Это позволяет языку сохранять свою уникальность и отличаться от других.

Однако, несмотря на положительные стороны языкового пуризма, имеются и отрицательные моменты. Влияние языкового пуризма может привести к исчезновению диалектов и различных вариантов языка. Это может привести к потере языкового разнообразия и упрощению коммуникации между людьми.

Одной из основных целей языкового пуриста является поддержание языка в его исторической форме и предотвращение его деградации. Однако, неконтролируемое стремление к сохранению чистоты, может привести к изоляции языка от других языковых сред. Это может мешать развитию языка и его адаптации к новым условиям.

Итак, языковой пуризм, как и любое явление, имеет как положительные, так и отрицательные стороны

Важно найти баланс между сохранением языка и его развитием. Только в таком случае можно говорить о полезности и целесообразности языкового пуризма

Неизбежное развитие и изменение языка

Языковой пуризм — это стремление к сохранению чистоты языка и отчуждению от иностранных влияний. Это может быть как хорошо, так и плохо для языка.

С одной стороны, пуризм помогает сохранить историческую и культурную ценность языка. Он предотвращает утрату уникальных идиом, устаревших слов и сокращений, которые являются неотъемлемой частью национального языка.

С другой стороны, стремление к языковой чистоте может ограничить развитие языка и его способность адаптироваться к новым реалиям. Язык должен быть живым и гибким, чтобы отражать изменяющийся мир и новые идеи. Иностранные слова и влияния могут обогатить язык, добавив новые термины и понятия, которых раньше не было.

Изменение языка является неизбежным процессом, и пуризм не может его полностью остановить. Язык всегда подвержен внешним влияниям, будь то глобализация, развитие технологий или миграция населения

Поэтому важно найти баланс между сохранением и развитием языка

Основные принципы периода пуризма

Период пуризма в искусстве и литературе был отличен рядом основных принципов, которые определяли его характер и направление:

Возврат к классическим идеалам

Одним из основных принципов пуризма был возврат к классическим идеалам и образцам. Художники и писатели стремились воссоздать древние формы и стили искусства, вдохновляясь античной культурой и литературой. Они придерживались строгих правил и норм, чтобы достичь гармонии и совершенства в своих произведениях.

Сдержанность и умеренность

Пуристы отвергали чрезмерную эмоциональность и экспрессивность, которые были характерны для предыдущих периодов. Они стремились к сдержанности и умеренности в выражении своих чувств и эмоций. Их произведения были более сдержанными и симметричными, с минимальным использованием декоративных элементов.

Чистота и ясность

Пуристы придавали большое значение чистоте и ясности в своих произведениях. Они стремились к простоте и понятности, избегая излишней сложности и запутанности. Их язык был простым и понятным, а композиции искусства были четкими и упорядоченными.

Идеализация и гармония

Пуристы идеализировали мир и стремились к гармонии во всех аспектах своего творчества. Они изображали идеальные образы и сцены, в которых все было совершенно и сбалансировано. Они стремились создать идеальный мир, в котором все было гармонично и прекрасно.

Соблюдение правил и норм

Пуристы придерживались строгих правил и норм, как в литературе, так и в искусстве. Они следовали определенным стандартам и требованиям, чтобы достичь совершенства в своих произведениях. Они придавали большое значение форме и структуре, а также правильному использованию языка и техники.

В целом, основные принципы периода пуризма в искусстве и литературе включали в себя возврат к классическим идеалам, сдержанность и умеренность, чистоту и ясность, идеализацию и гармонию, а также соблюдение правил и норм. Эти принципы определяли стиль и направление пуристического творчества и оказали значительное влияние на развитие искусства и литературы того времени.

Исследование рынка легковых автомобилей

На основе предложенной теоретической модели и подходов к обоснованию емкости рынка потребительских товаров, с точки зрения конечных потребителей, проведем ее апробацию на примере исследования рынка потребительских товаров. Каждый товар имеет свои специфические особенности производства, реализации (сбыта), продвижения на рынке. Однако невозможно механически перенести опыт и проблемы, связанные с производством и обращением одного товара на другой, без учета его особенностей. Охват всего спектра исследования емкости потребительского рынка ставит перед собой задачу участия во всех областях деятельности, присущей рыночным субъектам. Но, с другой стороны, необходимо четкое выделение параметров рынка и классификации показателей, на основе которых проводится собственно само исследование.

Направления исследования потребительского рынка можно представить в следующей последовательности: Обоснование выбора объекта исследования; Изучение и оценка состояния рынка; Особенности инфраструктуры рынка и ее влияние на его развитие; Расчет и экономическое обоснование реальной емкости рынка, на основе модели изменения покупательной способности населения; Характеристика факторов, влияющих на изменение потенциальной емкости рынка и учет их особенностей; Расчет и экономическое обоснование потенциальной емкости рынка, на основе использования внутренних параметров оценки ее качественных характеристик; Разработка прогноза развития рынка на предстоящий период, с учетом текущих изменений его емкости и определение эффективности исследования.

Выбор объекта исследования продиктован стремительным насыщением потребительского рынка легковых автомобилей и сопровождающих его проблем. Это особенно актуально для крупных городов, инфраструктурные возможности которых, существенно осложняются с его развитием. В Красноярском крае, где для большинства районов транспорт является основным, а зачастую, единственным связующим звеном между населенными пунктами, значение этой проблемы невозможно переоценить: протяженность Красноярского края с севера на юг — более 4 -х тысяч километров, с востока на запад проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, где на долю Красноярской железной дороги приходится более тысячи километров. На долю же автомобильных перевозок приходится до 60% от всего объема перевозимых грузов.

Такие большие расстояния требовали развития транспортных связей, налаживания путей доставки товаров и грузов. В летнее время доставка товаров в северные районы края осуществляется по Енисею, что является относительно дешевым способом доставки, но очень кратковременным (период навигации). Дорогостоящим же способом являются авиаперевозки, расходы на которые составляют до 70% в цене реализуемых товаров в районах севера, и, в конечном счете, ложатся на потребителей.

Большую часть перевозок товаров и грузов берет на себя железная дорога, являясь основным эффективным перевозчиком крупных партий товаров. Но это не всегда рентабельно для предприятий, ввиду доставки товаров незначительными партиями или близкого расстояния от поставщиков или товаропроизводителей и ввиду ограничения зоны действия железнодорожного транспорта.

Автомобильный транспорт является связующим звеном между г. Красноярском и примерно 30%, находящихся вокруг него районов, сел, деревень и др. населенных пунктов, куда доставка товаров всеми другими видами транспорта будет или невозможной, или неэффективной, дорогостоящей. Помимо этого, автомобильный транспорт является основным перевозчиком пассажиров и грузов в черте города и близлежащем пригороде и занимает свыше 90% всей пропускной способности автомагистралей города.

Эффект бумеранга

Допустим, вы обнаружили в себе признаки граммар-наци, да и языковой пуризм тоже нашел отклик в вашей душе. «Ну и что в этом плохого, — возможно, промелькнет у вас мысль, — должен же кто-то бороться за чистоту и культуру языка». Спорить не будем — за чистоту и культуру языка в интернет-общении бороться стоит, но…

Подумайте и ответьте честно самому себе — зачем вы бросаетесь в нравоучения, возмущаетесь, пытаясь доказать, что окружающие — неучи? Возможно, таким образом вы неосознанно добиваетесь восхищения вами — вот, мол, какой супер-образованный человек встретился на нашем пути! Вот это достойный пример для подражания! А одновременно вы же лелеете собственное чувство превосходства — вот, мол, какой я умный!

Однако в большинстве случаев ваше общение в сети — откровенный конфликт, ведь мало кто спокойно принимает критику в свой адрес, тем более что речь не идет о сдаче экзамена по русскому языку. Все нравоучения от граммар-наци обычно принимаются в штыки, и удовлетворения в целом это никому не приносит. Как, кстати, и не влияет, увы, на чистоту и культуру языка.

А ведь можно бороться иначе — начав, хотя бы, с себя. Избавившись от чувства превосходства, признав за окружающими право на ошибку, перестав постоянно одергивать и поучать тех, кто пишет иначе (и считает, кстати, что имеет на это полное право), вы сможете улучшить отношения с людьми, добиться ровного доброжелательного общения. И в этом случае донести какие-то ваши мысли и идеи до оппонентов будет гораздо легче.

Во-вторых, та энергия, которая уходила на осуждение других, может быть направлена на себя, на свою жизнь. А так, честно говоря, вы растрачиваете ее впустую…

В третьих, вы избавитесь от постоянного негатива — а ведь он резко отрицательно действует на организм. Доказано, что у людей, которые постоянно находятся в раздраженном состоянии, ухудшается здоровье, падает иммунитет, меняется не в лучшую сторону внешний вид. Да и эффект бумеранга никто не отменял: все отрицательное, что мы посылаем другим, обязательно возвращается к нам. Зачем вам это нужно?

Пуризм в 19 веке


«Некий капитан Гамильтон в 1833 году демонстрирует
критику , направленную британцами в адрес языка, используемого в Америке. Он утверждает, что его осуждение является «естественным чувством англичанина при нахождении языка Шекспира и Мильтона таким необоснованно униженным. Если только нынешний прогресс перемены будут остановлены ростом вкуса и суждений в более образованных классах, не может быть никаких сомнений в том, что через столетие диалект американцев станет совершенно непонятным для англичанина…» взгляд на язык, допускающий только одну фиксированную, неизменную, правильную версию видящий различия и изменения как деградацию». (Хайди Прешлер, «Язык и диалект», вЭнциклопедия американской литературы , изд. Стивен Серафин. Континуум, 1999)

Основные принципы пуризма в лингвистике

1. Отрицание заимствований: Пуристы в лингвистике выступают против использования заимствований, особенно из иностранных языков. Они отдают предпочтение нативным словам и стараются избегать иноязычных элементов.

2. Восстановление утраченных языковых форм: Пуристы стремятся восстановить утраченные языковые формы, особенно те, которые были заменены заимствованиями или унификацией.

3. Сохранение морфологической и синтаксической последовательности: Пуристы придерживаются идеи сохранения морфологической и синтаксической последовательности в языке. Они считают такие изменения нежелательными и противоречащими чистоте языка.

4. Создание новых слов на основе существующих элементов: Пуристы предпочитают создавать новые слова на основе уже существующих элементов в языке, вместо заимствования из других языков. Они стремятся к формированию лексической системы, согласующейся с законами и особенностями собственного языка.

5. Пропаганда правильного произношения: Пуристы активно пропагандируют правильное произношение слов, а также стремятся избегать искажений звуков и интонации в языке.

6. Соблюдение орфографических правил: Пуристы придерживаются орфографических правил и стараются избегать ошибок и несогласованности в написании слов.

7. Приверженность национальной культуре и традициям: Пуристы в лингвистике поддерживают национальную культуру и традиции через язык. Они стремятся сохранять и укреплять собственное языковое наследие и отказываются от слияния с другими иноязычными элементами.

8. Изучение и сохранение архаических форм: Пуристы проявляют интерес к изучению и сохранению архаических форм языка, которые могут исчезнуть в результате влияния иноязычных элементов или модернизации.

Пуризм в лингвистике направлен на сохранение и развитие чистоты языка, а также на поддержку и распространение национальной культуры и традиций через язык.

Значение языкового пуризма в современном обществе

Языковой пуризм играет важную роль в современном обществе, поскольку помогает сохранить и укрепить языковую идентичность, культурное наследие и национальную гордость. Вот несколько основных аспектов значения языкового пуризма в современном обществе:

Сохранение культурного наследия

Язык является неотъемлемой частью культуры народа. Языковой пуризм помогает сохранить и защитить уникальные особенности языка, которые отражают историю, традиции и ценности народа. Это позволяет сохранить культурное наследие и передать его будущим поколениям.

Укрепление национальной идентичности

Язык является одним из ключевых элементов национальной идентичности. Языковой пуризм помогает укрепить связь между языком и национальной идентичностью, что способствует формированию и поддержанию национального самосознания и гордости.

Сохранение языкового разнообразия

Мир состоит из множества различных языков, каждый из которых имеет свою уникальную структуру, грамматику и лексику. Языковой пуризм помогает сохранить и защитить это разнообразие, предотвращая его исчезновение под влиянием глобализации и доминирования определенных языков.

Улучшение языковой грамотности

Языковой пуризм способствует улучшению языковой грамотности и качества коммуникации. При акценте на правильном использовании языка и борьбе с неграмотностью, языковой пуризм способствует повышению языковых навыков и улучшению коммуникационных навыков в обществе.

Создание стандартов и норм языка

Языковой пуризм помогает создать стандарты и нормы языка, которые облегчают общение и понимание между людьми

Это особенно важно в сферах образования, науки, деловых отношений и международного общения, где язык является ключевым инструментом

В целом, языковой пуризм играет важную роль в сохранении и развитии языкового наследия, национальной идентичности и языкового разнообразия

Он способствует улучшению языковой грамотности и созданию стандартов языка, что важно для эффективной коммуникации и развития общества в целом

Сравнение пуризма с другими языковыми концепциями

Сопоставим пуризм с концепцией языковой политики. Языковая политика направлена на регулирование и управление языком, чтобы он служил целям государства или сообщества. В отличие от пуризма, где акцент ставится на сохранение языка, языковая политика может включать в себя осознанные изменения языка, такие как создание новых слов или упрощение грамматических правил.

Еще одна связанная концепция — этимологический подход. Он сосредотачивается на изучении происхождения слов и их исторической эволюции. Исторические словари и исследования семантических изменений — это инструменты этимологического подхода. В отличие от пуризма, который стремится к непреложности языка, этимологический подход признает изменчивость и эволюцию языка.

Еще одна концепция — описательная лингвистика, которая ставит целью исследование фактического функционирования языка. В отличие от пуризма, который может навязывать нормы, описательная лингвистика отражает разнообразие языковых вариантов и различных употреблений, даже если они противоречат установленным нормам.

Каждая из этих языковых концепций имеет свои особенности и цели, и в разных ситуациях может быть применима та или иная. Пуризм часто ассоциируется с сохранением национальной или эстетической идентичности языка, в то время как другие концепции могут уделять больше внимания коммуникативной эффективности или социальной интеграции.

Культура как фактор формирования личности

Понятие культуры и ее роль в жизни человека

Культура может быть определена как совокупность знаний, умений, верований, и социальных обычаев, которыми руководствуются люди в определенной группе или сообществе. Культура также может включать искусство, музыку, литературу, религию, традиции и т. д.

Роль культуры в жизни человека весьма важна. Она помогает людям понимать окружающий мир и друг друга. Благодаря культуре люди могут передавать знания и опыт из поколения в поколение. Культура также помогает формировать индивидуальную и коллективную идентичность и связанные с этим чувства сопричастности и общности.

Культура играет ключевую роль в развитии социальных связей, сотрудничества, толерантности, межличностных отношений и коммуникации. Культура может служить инструментом сплочения людей вместе и может быть использована для преодоления культурных и этнических различий.

Культура также помогает людям выражать свои чувства, мысли и идеи. Она вдохновляет и направляет создание новых искусств и наук, а также привносит новые идеи и понимания в художественные творения и научные исследования.

Культура также может иметь экономическое значение, например, в форме туризма или производства товаров на основе культурных традиций.

В целом, культура является неотъемлемой частью жизни человека и играет важную роль в его развитии, коммуникации и сотрудничестве.

Влияние культуры на восприятие мира и самоидентификацию

Культура оказывает огромное влияние на восприятие мира и формирование самоидентификации людей. Культура, как правило, описывает традиции, обычаи, нормы и ценности, которые определяют образ жизни групп людей. Также культура формирует установки и мировоззрение, которые определяют, как люди видят себя в мире и взаимодействуют со своим окружением.

Когда люди выросли в одной культуре, они обычно разделяют общие мировоззренческие установки и воспринимают мир через определенный призму. Например, люди из западных стран часто смотрят на мир через оптику индивидуализма и конкуренции, а люди из восточных стран часто смотрят на мир через оптику коллективизма и гармонии.

Культура также влияет на то, как люди идентифицируют себя. Например, в некоторых культурах семейная связь очень важна, и люди считают, что их самоидентификация связана с их семейным происхождением. В других культурах более важна индивидуальность, и люди смотрят на себя как на отдельных индивидов, а не как часть коллектива.

Также культура влияет на то, как люди видят свою роль в обществе и на свое место в иерархии. Например, в определенных культурах мужчины могут считаться более важными, чем женщины или старшие люди могут считаться более уважаемыми, чем молодые.

В целом, культура оказывает огромное влияние на восприятие мира и самоидентификацию, и это может быть трудно для людей из разных культур понимать друг друга, так как они могут смотреть на мир и на себя через разные призмы.

Что такое культурный код и как он влияет на поведение

Культурный код — это совокупность норм, ценностей, обычаев и взглядов на мир, которые приняты в определенной культуре или группе людей. Культурный код формируется в процессе развития общества и традиций, и он может значительно варьироваться в зависимости от истории, религии, политической и экономической системы, географических условий и других факторов.

Культурный код влияет на поведение людей, потому что он формирует их мировоззрение и ориентирует на принятие определенных решений и поступков. Например, в культурах, где приветствуется коллективизм и взаимная поддержка, люди могут склоняться к более кооперативному поведению, в то время как в культурах, где более развито индивидуальное начало, люди могут быть склонны к более конкурентному поведению.

Культурный код также может влиять на то, как мы выражаем свои эмоции, как мы взаимодействуем с окружающими людьми и как мы выбираем и относимся к своей работе. В целом, культурный код может определить, какие ценности и убеждения мы считаем важными, и как эти ценности влияют на нашу жизнь и взаимоотношения с другими людьми.

В русском языке

После реформ Петра I в русском языке появилось много слов, в первую очередь голландского и немецкого происхождения. С приходом с конца XVII — началом XIX века моды на всё французское, появилось множество галлицизмов.

При составлении Словаря Академии Российской, Екатерина II через княгиню Е. Р. Дашкову указывала академикам: «В сочиняемом академией словаре избегать всевозможным образом слов чужеземных, а наипаче речений, заменяя оные слова или древними или вновь составленными». Деятельность академии в этом направлении была малоэффективна; постановлено было говорить вместо аудитория — слушалище, вместо адъюнкт — приобщник, вместо актёр — лицедей, вместо акростих — краестишие и тому подобное. Вновь изобретённые слова не вытеснили из употребления иностранных.

В середине XIX веке развернулась борьба сторонников «нового» (карамзинистов) и «старого» слога (шишковистов) в русском литературном языке, связанная, в частности, с оценкой архаизмов, славянизмов, неологизмов, иностранных и калькированных слов. Н. М. Карамзин и его сторонники настаивали на сближении книжного и разговорного языка, подчёркивали необходимость заимствований и упрощения синтаксиса. А. С. Шишков и литературное общество «Беседа любителей русского слова» отвергали многие новшества, опираясь на славяно-русскую архаику, отстаивали принцип неизменяемости литературного языка. Пуристические идеи сказывались во взглядах В. И. Даля, который боролся с заимствованиями, которые он называл «чужесловами». Засорение русского языка галлицизмами высмеял Д. И. Фонвизин в комедии «Бригадир», А. С. Грибоедов в «Горе от ума» назвал такую речь смешением «французского с нижегородским».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Amarantka-pro
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: