Практика под руководством: карточки для разговоров и проигрывание по ролям
Иногда очень сложно понять, что сказать или как говорить, но преимущество общения онлайн в том, что за экраном ты можешь незаметно обращаться к различной поддержке во время разговора.
Логопеды часто используют так называемые карточки для разговоров — это карточки с готовыми фразами для разговора или темами, которые можно упомянуть во время беседы. Иногда навыки поддержания беседы трудно обобщить во время очной беседы, но это очень удобный способ поддержать разговор онлайн, когда у ученика есть время, чтобы незаметно свериться с карточками и обдумать сообщение.
Конечно, для успешного общения ученикам нужна предварительная практика — ролевые игры с родителем или специалистами. Однако общение онлайн может стать «промежуточным этапом» для перехода к очным разговорам.
Рекомендации родителям по уходу за детьми с РАС
Самообразование: одна из самых важных вещей, которые вы можете сделать,— это узнать об аутизме и его различных аспектах. Узнайте о различных типах аутизма, о том, какие существуют методы лечения, и о том, как распознать признаки дистресса или трудностей у вашего ребенка. Это поможет вам лучше понять потребности вашего ребенка и наилучшим образом удовлетворить их.
Установите распорядок дня: установление постоянного распорядка дня может быть полезно для детей с аутизмом, поскольку это помогает им чувствовать себя уверенно и комфортно в своей среде
Кроме того, с помощью распорядка им легче понять ожидания и со временем выработать хорошие привычки.
Создайте атмосферу принятия: важно, чтобы ваш дом был местом, где ваш ребенок чувствует себя в безопасности, не боясь осуждения или критики со стороны окружающих. Поощряйте позитивное взаимодействие между членами семьи и одновременно устанавливайте четкие границы, чтобы все знали, какое поведение допустимо в домашней обстановке.
Ищите поддержки: забота о ребенке с аутизмом иногда может быть непосильной задачей, поэтому не стесняйтесь обращаться за поддержкой к членам семьи, друзьям или профессионалам, таким как терапевты или учителя специального образования, которые специализируются на работе с детьми с аутизмом.
Заботьтесь о себе: как родителю, вам тоже важно заботиться о себе! Убедитесь, что вы достаточно отдыхаете, регулярно занимаетесь спортом, едите здоровую пищу и находите способы расслабиться в течение дня, чтобы у вас было достаточно энергии и терпения при решении сложных ситуаций, связанных с поведением вашего ребенка.
Воспитание ребенка с аутизмом требует терпения, понимания и много любви, но, следуя этим советам, вы сможете обеспечить наилучший уход за вашим малышом!
Ответьте на вопросы теста для оценки состояния Вашего психического здоровья
Тест на выявление гиперактивности и импульсивности
Почему не существует алгоритма
Те, кто малознаком с аутизмом, считают, что это люди, которые сидят на том месте, где посадишь, бездумно смотрят в одну точку и периодически устраивают скандалы. Реальность сильно отличается от сложившихся стереотипов.
У страдающих этим расстройством есть общие черты, но каждая сформированная личность индивидуальна, в том числе по патологическим особенностям. Это всегда случайный микс характера, эмоций, увлечений и неожиданных проявлений.
Поэтому, если вы мама или папа особенного ребенка, отбросьте стереотипы и трехтомные учебные пособия, пользуйтесь своей интуицией и рекомендациями специалистов.
Установление отношений
Одним из диагностических критериев аутизма является нарушение коммуникации (Питерс, 2003). Психолог, работающий с таким ребенком, время от времени, невольно начинает воспринимать ситуацию, как собственную проблему, ибо ощущает дискомфорт и неудовлетворенность от имеющихся отношений. Не только аутист страдает из-за этой особенности, но страдают и те люди, которые с ним сталкиваются. Отсутствие радостной реакции на ваш приход, неожиданные впышки гнева, избегающий взгляд – все это приносит психологу душевное страдание. Прошу маму с утра несколько раз предупреждать ребенка о моем приходе заранее
Это важно для развития у ребенка временной перспективы, для умения строит ожидания и эмоционально настраиваться на встречу с чужим человеком. Мама не делала этого, думая, что ребенок все равно не поймет ее
Если ребенок не разговаривает, то и окружающие его люди начинают склоняться к тому, чтобы обходиться с ним без речи. Приходится объяснять маме, что ребенок не умеет управлять своими эмоциями. Ребенку нужно время, чтобы самому настроиться к началу нашего сеанса. Можно мою фотографию на холодильник приклеивать! Получается, что для ребенка я «сваливаюсь как снег на голову». Ибо начало контакта для них является буквально потрясением. Это состояние «рыбы, вынутой из воды».
По согласованию с родителями можно давать ребенку при встрече маленькую конфетку, в качестве позитивного подкрепления. Это, конечно, маленькая взятка, родители в праве ожидать, что ребенок будет рад вашему приходу и без конфетки.
Почему аутист не любит общаться — он бесчувственный или, напротив, сверхчувствительный? Он не способен сопереживать или специально отстраняется от чужих переживаний и видит в них угрозу собственному эмоциональному балансу. По крайней мере, его сензитивные пороги несколько иные, чем у других детей. В сеансах с маленькими детьми я включаю очень много телесного контакта. Но делается это очень постепенно, сначала я только дотрагиваюсь до ручки или ножки и смотрю на реакцию ребенка. Довольно скоро мне удается обнимать, щекотать и кружить ребенка. В течение сеанса легко включить элементы массажа и пассивных физических упражнений, которые необходимы ребенку. Упражнения с перекрестными действиями способствуют налаживанию в мозгу межполушарных связей. А делать движения по просьбе или по подражанию такой ребенок не может. Аутист обычно не показывает по просьбе взрослого глазки, ушки, коленки, но мы можем включить эти движения как пассивные упражнения. По лицу ребенка можно определить нравится эму это взаимодействие или оно неприятно. Не стоит настаивать, но спустя некоторое время, на том же сеансе или на следующем, можно сделать еще одну попытку. Например, для некоторых людей щекотание ладошки может быть приятно, а для других – переходит допустимы порог чувствительности. Если аутисту что-то не нравится, он может вас ударить, будьте готовы! Психотерапевт всегда старается быть деликатен и учитывает индивидуальные особенности. И конечно, нужно время, чтобы ребенок к вам привык, иногда требуется два месяца встреч, что бы аутист начал доверять новому человеку.
Гипотезы и теории возникновения аутизма
Сегодня теория, используемая до 1960-х годов прошлого века, согласно которой аутизм возникает из-за эмоционального холода матери, отсутствия любви к ребенку, считается несостоятельной
На данный момент среди возможных причин аутизма принимаются во внимание другие теории:
- Генетический подтекст. Эта теория говорит о возможной дисфункции нескольких различных генов, участвующих в развитии мозга. Считается также, что расстройства аутистического спектра (РАС), к которым относится аутизм, могут вызывать нарушения в кишечной микрофлоре, передаваемые потомству.
- Повреждение мозга. Большинство взрослых аутистов имеют повреждения мозговой ткани, в основном, функциональные дефекты левого полушария, аномальные изменения мозгового ствола. Но результаты исследований неоднозначны, невозможно точно назвать эти нарушения причиной аутизма, его последствиями, сопутствующим явлением.
- Недостаточная взаимосвязь мозговых центров. МРТ показывает, что у аутистов отсутствует нейронная связь между мозговыми центрами. Поэтому считается, что расстройство связано с нарушением их координации.
- Мужской тип мозга. Британский эксперт Саймон Барон-Коэн считает, что аутизм во взрослом возрасте характерен исключительно мужским типам мозга, что вызвано высоким уровнем тестостерона в организме матери во время беременности. Мужской тип мозга характеризуется недостаточной взаимосвязью полушарий, приводящей к меньшей эмоциональной чувствительности.
- Монотропная гипотеза. Согласно этой гипотезе, аутизм у взрослых возникает из-за повышенной концентрации на одном стимуле. При этом типично гораздо меньшее сосредоточение на большем количестве вещей, что необходимо для понимания быстро меняющихся социальных ситуаций. Эта теория была впервые опубликована в британском журнале «Autism» в мае 2005 года.
Ни одна из теорий не доказана научно. Все они остаются гипотезами.
Self-help совет №2: не перегружайтесь
Сенсорная перегрузка — состояние, когда мозг получает слишком много ощущений от внешних раздражителей. Например, от света, звуков, прикосновений, вкусов и других стимулов
Становится сложнее фильтровать информацию и концентрировать внимание. В конечном итоге при перегрузках может случиться срыв
Перегрузка — очень неприятный процесс, поэтому необходимо прислушиваться к своему состоянию и свести к минимуму её вероятность. Например, я знаю, что мой мозг очень быстро перегружается от яркого света. Поэтому на улицу в любую погоду я выхожу в солнцезащитных очках, а в доме теперь стоят умные лампочки с регулятором яркости освещения. Мой аутичный друг любит плотно занавешивать шторы и включать гирлянду в негаснущем режиме.
«У меня всегда с собой солнцезащитные очки, хорошо затемняющие. Шапка, потому что от ветра мне беспокойно. Обезболивающее, таблетки от мигрени и противорвотное», — Елена, аутичная девушка.
Для перемещений по улице лучшим другом могут стать шумоподавляющие наушники — они могут спасти от аудиальной перегрузки. А для встреч бывает комфортнее выбрать кофейню, а не шумный клуб
«Когда я выхожу из дома, не могу не обращать внимание на разговоры прохожих вокруг. В общественных местах помогают наушники с громкой музыкой», — Ася, аутичный художник.
Многие стараются избегать мест с ярким светом, громкой музыкой или большим скоплением людей. Можете проанализировать свои походы в разные места и вычислить, что для вашего организма является большой нагрузкой. А после — разработать уникальные рецепты против неё. Многие исключают из жизни конкретные ткани, одежду, еду, бытовые приборы, духи и многое-многое другое.
«Чтобы снизить общий стресс, ношу максимально удобную одежду, не пользуюсь резиновыми перчатками, пылесосом при уборке», — Ася, аутичный художник.
Лучше всего всегда иметь возможность уйти в какое-то тихое и неяркое место, где можно спокойно посидеть. Продумывание таких спасительных «островков» поможет вам избежать наиболее негативных последствий.
Важно не бояться ставить свои потребности на первое место: если вы чувствуете, что какое-то мероприятие вызовет у вас перегрузку или будет для вас слишком травмирующим, то смело говорите «нет». Ничто не должно быть важнее вашего физического комфорта и душевной гармонии.
«Постановка диагноза повлияла на мою жизнь: теперь мне легче находить причину дискомфорта и корректировать условия; не ругать себя и не требовать идеала», — Елена.
Важное коротко:— Подберите для себя средства поддержки: наушники, очки, одежду, антистресс и жевательные игрушки, таблетки и прочее.— Организуйте пространство вокруг себя. К примеру, дома подрегулируйте уровень освещения при помощи умных ламп, свеч или гирлянд.— Продумывайте поддержку для мероприятий
Выделите места, в которых вы сможете остаться в одиночестве, передохнуть и вернуться к комфортному состоянию; держите рядом предметы, которые могут помочь; предупредите близких о комфортных способах коммуникации.
Особенности развития детей-аутистов
Толчком для развития аутистических расстройств становится сбой в работе центральной нервной системы, поэтому нарушения затрагивают все когнитивные функции – внимание, память, мышление, речь, а также эмоциональную, интеллектуальную, двигательную сферы малыша, его чувствительность. Чаще всего признаки аутизма выявляются у детей до трех лет
Первые тревожные звоночки, как правило, появляются уже в младенческом возрасте. Например, кроха слабо реагирует на сильные раздражители, остается практически безучастным, когда мама берет его на руки, чтобы покормить, не «благодарит» за вкусный обед довольным выражением лица. А вот слабые раздражители напротив вызывают у него целую бурю эмоций
Поэтому родителям важно быть особенно внимательными к поведению малыша, фиксировать все странности, подозрительные моменты, не свойственные возрастной норме.
В чем же состоят особенности развития детей-аутистов:
Отсутствуют или слабо выражены детский лепет, гуление.
Ребенок не реагирует на свое имя, не говорит, не воспринимает речевые инструкции.
Словарный запас двухлетнего малыша остается очень скудным, а к трем годам он не умеет строить фразы, предложения.
Речь может совсем отсутствовать или развиваться с нарушениями.
Ребенок старается избегать тактильных контактов, не смотрит в глаза, не улыбается, не выражает свои эмоции и не реагирует на эмоции других, не умеет сопереживать, стремится к уединению.
Малыш-аутист равнодушен к новому, не интересуется игрушками.
Возможно, осторожное или даже брезгливое отношение к еде и наоборот попытки съесть что-то несъедобное в уже достаточно сознательном возрасте.
Ребенок не в состоянии адекватно воспринимать опасность: может перебегать дорогу, не глядя по сторонам, или искать укрытие при незначительном шуме.
У детей с РАС нарушено моторное развитие: раскоординированы руки и ноги, движения получаются неловкими, при этом определенные действия они могут повторять как заведенные – раскачиваться, бегать по кругу, махать руками.
Аутистам сложно ориентироваться в пространстве.
Нередко возникают проблемы с усидчивостью, концентрацией внимания, зато импульсивность может зашкаливать.
Несмотря на плохую память, малыши с РАС надолго запоминают какие-то значимые для них моменты.
Детям-аутистам свойственно конкретное мышление, им непонятны причинно-следственные связи, они не умеют переносить освоенные навыки на другую ситуацию.
Любые попытки управлять – будь то инструкции, обучение или совместная деятельность, изменение привычного алгоритма действий – вызывают негативную реакцию, вплоть до вспышек агрессии.
Преимущества ранней диагностики аутизма у взрослых
Ранняя диагностика аутизма у взрослых имеет ряд преимуществ, которые позволяют своевременно определить наличие данного расстройства и начать соответствующее лечение и поддержку.
Вот несколько основных преимуществ ранней диагностики аутизма у взрослых:
- Ранняя диагностика позволяет точно определить наличие аутистического спектра у взрослого, что позволяет ему и его окружающим лучше понять и оценить его особенности и потребности.
- Своевременная диагностика помогает установить диагноз до появления серьезных проблем и осложнений, таких как депрессия, тревожные расстройства, социальная изоляция и проблемы в обучении и работе.
- Ранняя диагностика позволяет начать лечение и поддержку как можно раньше, что может значительно улучшить прогноз и качество жизни взрослого с аутизмом.
- Диагностика позволяет определить специфические потребности и интересы взрослого с аутизмом, чтобы можно было предоставить ему подходящие условия и возможности для развития и самореализации.
- Своевременное выявление аутизма у взрослых позволяет им обратиться за необходимой помощью и поддержкой, включая терапию, консультации специалистов и поддержку от общественных организаций и групп поддержки.
В целом, ранняя диагностика аутизма у взрослых является важным шагом для обеспечения качественной и своевременной помощи и поддержки, которая может существенно улучшить жизнь людей с аутизмом и их близких.
Сложный контакт со сверстниками
Аутичный ребёнок тяжело вступает в контакт в принципе. Ровесников он может воспринимать как неодушевлённые предметы. Кажется, что ребёнок практически не тянется к общению. На самом деле, он очень тянется, просто не умеет и не знает как, потому что осваивать общение ему очень сложно. Это целая цепь импульсов, и, прежде всего, сложнейший анализ информации. Если у нормотипичных детей такой анализ происходит мгновенно, то у аутичного ребёнка первое время практически нет обратной связи с окружающей средой и эту связь нужно постоянно тренировать и выстраивать.
Michał Parzuchowski on Unsplash
Как родители могут определить, что их ребенок страдает аутизмом
Диагностируется аутизм у детей до 3 лет. Некоторые типичные характеристики аутизма включают в себя:
- Отсутствие зрительного контакта. Нормальный развитый ребенок обычно устанавливает зрительный контакт на раннем возрасте, но дети с аутизмом могут избегать его.
- Задержка в развитии речи. Дети с аутизмом часто начинают говорить позднее сверстников или имеют ограниченный словарный запас.
- Необычные увлечения. Дети с аутизмом могут проявлять чрезмерный интерес к ограниченному количеству вещей, например, куклам или поездам.
- Неумение устанавливать контакт с окружающими и находиться в социальных группах. Дети с аутизмом могут игнорировать других людей, избегать взгляда или общения и не понимать социальные нормы поведения.
- Затруднения с коммуникацией. Дети с аутизмом могут не говорить, потеряли уже наработанные языковые навыки, использовать не адекватный уровень языка в общении, не понимать общеупотребительные языковые конструкции.
- Навязчивые интересы и ритуалы. Дети с аутизмом могут быть сильно увлечены определенными предметами или действиями, повторять одни и те же действия несколько раз.
- Ограничены по своей интеллектуальной развитости. Нередко заметны трудности в абстрактном мышлении, выполнение простых заданий могут вызвать затруднения.
- Сенсорная чувствительность. Дети с аутизмом могут быть гиперчувствительны к свету, звуку, запаху, и другим сенсорным стимулам.
Требуется экстренная
консультация?
+7 (495) 162-66-16
Какие могут возникнуть трудности?
- Иногда аутичные люди, как и люди без аутизма, не хотят общаться. Это нормально! Возможно, человек устал или ему комфортнее проводить время в одиночестве.
- Людям с аутизмом бывает сложно ориентироваться в социальных ситуациях. Например, они могут задавать слишком личные вопросы: интересоваться вашим весом, годом рождения, номером квартиры. В таких случаях можно ответить, что личную информацию о себе вы рассказываете только близким.
- Некоторые люди с аутизмом очень тактильны и могут пытаться обнять собеседника, потрогать его за руки или голову. Перед тем, как обняться с человеком с РАС, подумайте: обнимаете ли вы незнакомых людей без аутизма? Стали бы вы обнимать незнакомого мужчину, например, на улице? Соблюдайте свои личные границы и личные границы человека с РАС.
- Аутичные люди очень прямолинейны: не обижайтесь, если человек скажет, что вы плохо выглядите, потому что не выспались.
- Если человек с аутизмом проявляет признаки сильной тревоги, то максимально упростите речь и предложите ему отдохнуть в тихом, безлюдном пространстве: посидеть, походить, попить воды.
Особенности коммуникации у детей с РАС, оптико-кинетическая система
Одной из базовых систем невербальной коммуникации является оптико-кинетическая система общения, включающая в себя жесты, мимику и пантомимику. По сути, это – экспрессивно-выразительные моторные движения тела и лица, дающие нам информацию о состоянии собеседника. По мимике мы ориентируемся, какие чувства и эмоции он испытывает (страх, гнев, радость, отвращение, печаль и т.д.). По жестам и позам судим не только об эмоциональном состоянии, но и о личном отношении человека, о том, как он чувствует себя в пространстве, воспринимает свой статус, готов общаться или нет. У детей с аутизмом перечисленные средства общения заметно нарушены в силу особенностей сенсорного развития, а также нежелания вступать в контакт, страха перед процессом взаимообратных реагирования. У них отмечается большая вовлеченность в свои внутренние процессы и концентрация на них.
Жесты у детей с аутизмом
Дети с расстройствами аутистического спектра гораздо хуже используют систему жестов. Не лучше они интерпретируют чужую жестикуляцию. Наверное, первым камнем преткновения становится указательный жест, в норме появляющийся до года
Им ребенок пользуется, когда привлекает внимание взрослого к предмету. Как правило, не появляются и такие жесты, как «привет», «пока-пока», «дай», «на», «да», «нет», т.е
все жесты первых лет жизни.
Нередко дети с РАС пользуются жестами неправильно, например, вместо указательного пальца используют средний или большой. Могут совершаться замены жестов посредством использования взрослых: ребенок берет руку взрослого и показывает его пальцем, ведет его за руку к нужному предмету. Появление жестов у них не происходит спонтанно – всему приходится учить и тренировать каждый моторный навык не один раз.
В общем, жесты ребенка с аутизмом смотрятся очень необычно. Они неуклюжи, часто не соотносятся с ситуацией, в них отсутствует имитация, нет той выразительности, которая дает информацию о состоянии ребенка.
Им свойственны стереотипные движения (взмахи руками, хождение на цыпочках, кружение вокруг своей оси, щелканье пальцами перед глазами), которые они используют для того, чтобы отгородиться от раздражителей извне и сконцентрироваться на своих ощущениях. Этим они приводят нервную систему в порядок и избавляются от стресса.
Также они могут много крутиться и прыгать, проявляя так называемый «полевой тип поведения». Он возбуждает вестибулярный аппарат и таким образом получает удовольствие, что тоже можно отнести к стереотипиям.
При аутизме дети часто закрывают уши, глаза, лицо руками. На эти действия их провоцирует чрезмерная восприимчивость в сенсорным стимулам, поступающим извне. Их восприятие не справляется с большим потоком раздражителей, вследствие чего они отгораживаются от мира вот таким способом. Иногда подобное поведение является проявлением страха и тревоги при отсутствии явных раздражителей, что, как правило, считается приобретенным поведением.
Мимика у ребенка с РАС
Мимика аутенка бедна. Лицо мало выражает эмоций и кажется безразличным ко многим происходящим событиям. Мышцы напрягаются и работают меньше, чем у обычных детей. Они реже улыбаются, двигают бровями, морщат носик. Определенное выражение можно увидеть только в том случае, если событие (человек, предмет) вызвало интерес. В научной литературе существует выражение «лицо принца», что часто применимо к таким детям. Кажется, что они вечно находятся в сонно-задумчивом состоянии, их взгляд часто отрешенный или напряженный, будто ребенок постоянно боится и ждет подвоха. В то же время такую амимичность могут дополнять гримасы и манерничанье, совершенно не отражающие реальные эмоции и отношение ребенка.
Пантомимика (позы тела) у ребенка с аутизмом
Ребенок с аутизмом всегда принимает необычные позы. Во всех его телодвижениях видно, что он отгораживается от внешних контактов. Голова втянута в плечи, спина часто сутулая, корпус развернут в сторону – ребенок принимает позу отгороженности и отстраненности. Такие дети любят сидеть в «позе лотоса», как бы закрывая себе и ногами, и руками. Они стремятся занять меньше места в пространстве и закрыть тело от посторонних, отворачивают голову, отклоняют ее назад или вниз, чтобы не устанавливать зрительный контакт.
Все эти трудности говорят о том, что ребенку сложно выявить фрагмент поведения взрослого или сверстника и повторить его.
«Особенности обучения и организации жизни подростков и взрослых людей с аутизмом»
Московский Городской Психолого-Педагогический Университет при поддержке Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход» представляет семинар для родителей и специалистов \»Особенности коррекционной работы, обучения и организации жизни подростков и взрослых людей с аутизмом\».Семинар пройдет 13 апреля 2014 года с 14.00 до 17.00.Ведущая семинара Марина Азимова..Марина Азимова — доцент МГППУ, Магистр педагогических наук, Магистр в области социальной работы, Сертифицированный поведенческий аналитик ВСВА, Член Международной ассоциации поведенческих аналитиков, Научный сотрудник Центра для детей с особыми потребностями (Коннектикут, США), Ведущий специалист по инклюзивному школьному образованию, Супервизор проекта АВА-класс..https://www.facebook.com/abaclass.Темы, которые будут затронуты на семинаре:.Как взросление ребенка-аутиста меняет мировоззрение родителей..Почему со взрослыми аутистами тяжелее работать..Как выбирать приоритеты и оценивать их..Работа со взрослыми аутистами..При взрослении ребенка появляются новые проблемы. Пубертат. Осознание того, что ты другой..Выявление побочных диагнозов, которые были не видны раньше
Отсутствие \»социальной осведомленности\» на фоне быстрого роста сексуальных потрбеностей..Проблемы гигиены..Продолжающиеся коммуникативные проблемы..Это важно знать и тем родителям, чьи дети на данный момент еще не достигли подросткового возраста, чтобы лучше подготовится к этому периоду
Что делать – искать достоверную и современную информацию
Сегодня многие люди пытаются искать информацию обо всем в Интернете
Родителям очень важно сориентироваться в огромном потоке информации
На сегодняшний день не существует медикаментозного способа «излечения» аутизма. Но это не значит, что ребенку нельзя помочь. Есть современные методы с доказанной эффективностью, которые позволяют развивать коммуникацию и речь, осваивать социальные и академические навыки, учиться играть и общаться со сверстниками. Наиболее исследованными и эффективными являются поведенческие подходы. Эти подходы успешно применяются в разных странах и дают хорошие результаты.
Чего не делать – зацикливаться на академических навыках ребенка
Конечно, академические навыки очень важны для каждого ребенка, однако исследования показывают, что для будущих успехов гораздо важнее сформировать контроль за поведением и развивать навыки социального взаимодействия.
Для того чтобы ребенок больше обращал внимание на других людей, слушал инструкции и выполнял задания, важно найти то, что ему нравится, интересует и привлекает. Поведенческие специалисты называют это мотивацией. Мотивация является важнейшей составляющей обучения для любого ребенка
Всем детям ставят оценки и хвалят за успехи. Но для многих детей с расстройствами аутистического спектра социальная похвала или абстрактное поощрение не всегда являются эффективными. Поэтому успешная программа обучения ребенка с РАС должна включать в себя оценку мотивации ребенка, регулярную оценку поощрений и разработку индивидуального плана того, когда и за что он их получает
Мотивация является важнейшей составляющей обучения для любого ребенка. Всем детям ставят оценки и хвалят за успехи. Но для многих детей с расстройствами аутистического спектра социальная похвала или абстрактное поощрение не всегда являются эффективными. Поэтому успешная программа обучения ребенка с РАС должна включать в себя оценку мотивации ребенка, регулярную оценку поощрений и разработку индивидуального плана того, когда и за что он их получает.
В современных программах не рекомендуется использование стратегий, включающих наказания (например, лишение ребенка любимых объектов или активностей), – такие стратегии работают значительно хуже, нежели поощрение хорошего участия, социальной коммуникации, желательного поведения и учебных успехов.
Найдя мотивацию, сфокусируйте основное внимание на развитии социального взаимодействия. Трудности с развитием социальных навыков относятся к области ключевых дефицитов у детей и взрослых с РАС
Несмотря на имеющиеся трудности, дети с РАС так же, как и их сверстники, нуждаются в друзьях и общении, и нет никаких оснований считать, что общение с другими людьми может быть для них болезненным или они не хотят его.
Поэтому эффективная поведенческая программа всегда направлена на помощь ребенку с аутизмом в развитии социальных навыков, навыков общения и игры со сверстниками. Его обучают тому, как вступать в диалог и поддерживать его, как играть с соблюдением определенных правил, как отказываться от того, что неприятно, и т.д. Для этого используются самые разные стратегии – от моделирования сверстников до социальных историй. Это также предполагает обучение людей, которые окружают ребенка (детей и взрослых).
Помните, что коммуникация – основа развития любого ребенка. Одним из важнейших ключевых дефицитов человека с РАС, с которым часто приходится работать педагогам, являются трудности в развитии коммуникации, языка и речи. Некоторые дети с аутизмом начинают говорить рано, но их речь не всегда несет направленный, коммуникативный характер, другие совсем не пользуются вербальной речью.
Цель программы – с одной стороны, научить ребенка использовать коммуникацию, начиная с развития самых ранних ее этапов, с другой – быстро дать эффективный способ согласиться или отказаться, выразить свои желания и потребности, задавать вопросы и комментировать. Для этого необходимо не только учить ребенка коммуникативным, языковым и речевым навыкам, но и вводить дополнительную (аугментативную), а в некоторых случаях и альтернативную коммуникацию.