Направление деятельности 2. Ответные меры служб здравоохранения
Службам здравоохранения принадлежит центральная роль в противодействии индивидуальному вреду, наносимому лицам при нарушениях, связанных с вредным употреблением алкоголя, и других проблемах здоровья, вызванных алкоголем. Службам здравоохранения следует обеспечивать профилактику и лечение лиц и их семей, подвергающихся риску или страдающих нарушениями, вызванными употреблением алкоголя, и связанными с этим заболеваниями. Другая важная роль служб и специалистов здравоохранения состоит в информировании общества о последствиях вредного употребления алкоголя для здоровья населения и общества, оказании содействия местным сообществам в их усилиях, направленных на сокращение вредного употребления алкоголя, и в продвижении эффективных ответных мер со стороны общества. Службы здравоохранения должны также охватывать, мобилизовать и вовлекать широкий круг участников за пределами сектора здравоохранения. Ответные меры служб здравоохранения должны укрепляться и финансироваться в объемах, соразмерных масштабам проблем общественного здравоохранения, вызванных вредным употреблением алкоголя.
Варианты политики и мероприятия на этом направлении деятельности включают:
(a) повышение способности систем здравоохранения и социального обеспечения обеспечивать профилактику, лечение и медицинскую помощь при нарушениях, вызванных и связанных с употреблением алкоголя, и сопутствующих патологических состояниях, в том числе поддержку и лечение затронутых семей и оказание поддержки в проведении мероприятий и программ обеспечения взаимопомощи или самопомощи;
(b) оказание поддержки инициативам по проведению скрининга и мер краткосрочного вмешательства в отношении опасного и вредного употребления спиртных напитков на уровне первичной медико-санитарной помощи и в других условиях; такие инициативы должны включать раннее выявление и ведение случаев вредного употребления спиртных напитков среди беременных женщин и женщин детородного возраста;
(c) расширение возможностей в области профилактики, выявления и осуществления мер вмешательства в отношении отдельных лиц и семей, сталкивающихся с фетальным алкогольным синдромом и целым рядом связанных с алкоголем нарушений здоровья;
(d) разработку и эффективную координацию комплексных и/или взаимосвязанных стратегий и служб профилактики, лечения и оказания помощи при нарушениях, связанных с употреблением алкоголя, и сопутствующих патологических состояниях, включая связанные с употреблением наркотиков нарушения, депрессию, самоубийства, ВИЧ/СПИД и туберкулез;
(e) обеспечение всеобщего доступа к службам здравоохранения, в том числе путем распространения, обеспечения доступности и ценовой приемлемости лечебных услуг для групп с низким социально-экономическим статусом;
(f) создание и поддержание системы регистрации и мониторинга заболеваемости и смертности, которые могут быть обусловлены употреблением алкоголя, с механизмами регулярного представления отчетности;
(g) обеспечение соответствующих услуг в области здравоохранения и социальных услуг с учетом культурных норм.
Направление деятельности 5. Доступность алкогольных напитков
Стратегии общественного здравоохранения, призванные регулировать доступность алкогольных напитков для юридических и физических лиц посредством законодательных актов, политики и программ, имеют важное значение для снижения общего уровня вредного употребления алкоголя. Такие стратегии обеспечивают принятие необходимых мер для предупреждения легкого доступа к алкогольным напиткам уязвимых и подвергающихся высокому риску групп населения
Доступность алкогольных напитков для юридических и физических лиц может, в свою очередь, иметь влияние на социальный запрос на алкогольные напитки и тем самым способствовать изменению социальных и культурных норм, стимулирующих вредное употребления алкоголя. Степень регулирования доступности алкогольных напитков зависит от местных обстоятельств, включая социально-культурные и экономические условия, а также существующие международные обязательства, имеющие обязательную силу. В некоторых развивающихся странах и странах с низким и средним уровнем дохода основным источником алкогольных напитков являются неорганизованные рынки, поэтому официальная система контроля за продажей должна дополняться действиями, направленными на борьбу с незаконным и неофициальным производством алкогольных напитков. Кроме того, слишком строгие ограничения на доступность могут способствовать возникновению параллельного незаконного рынка. В рамках мер, ограничивающих доступность алкогольных напитков, следует также учитывать возможности их получения побочным путем, например через родителей или друзей.
Варианты политики и мероприятия на этом направлении деятельности включают:
(a) создание, внедрение и контроль за применением надлежащей системы регулирования производства, оптовой продажи и подачи алкогольных напитков на предприятиях обслуживания, устанавливающих разумные ограничения на сбыт алкогольных напитков и деятельность пунктов их продажи в соответствии с культурными нормами, используя следующие возможные меры:
(i) введение, когда это целесообразно, системы лицензирования розничной торговли или установление государственной монополии в целях охраны здоровья населения;
(ii) регулирование численности и местоположения точек торговли алкогольными напитками, предусматривающих потребление напитков как по месту продажи, так и за его пределами;
(iii) регулирование дней и часов осуществления розничной продажи;
(iv) регулирование форм розничной продажи алкогольных напитков;
(v) регулирование розничной продажи в определенных местах или в ходе определенных мероприятий;
(b) установление соответствующего минимального возраста для приобретения или употребления алкогольных напитков и других мер политики, создающих барьеры для продажи алкогольных напитков подросткам или их употребления подростками;
(c) принятие мер политики в целях недопущения продажи алкогольных напитков лицам в состоянии опьянения или не достигшим установленного законом возраста и рассмотрение вопроса о введении механизмов возложения ответственности на продавцов и лиц, обслуживающих клиентов, в соответствии с национальным законодательством;
(d) установление мер политики в отношении употребления спиртных напитков в общественных местах или в ходе официальных мероприятий и встреч, организуемых государственными организациями;
(e) принятие мер политики в целях сокращения и ликвидации незаконного производства, продажи и распространения алкогольных напитков, а также регулирования или контроля за алкоголем, произведенным неорганизованным сектором.