- Этическая сторона харакири и сэппуку
- Сэппуку нож. Сеппуку, харакири: история самоубийственного ритуала самураев
- Сеппуку или харакири?
- Что такое сеппуку?
- Харакири как эстетический ритуал
- Почему самурай совершал сеппуку?
- Сравнение терминов
- Транскрипция и значение «харакири»
- Транскрипция и значение «сеппуку»
- Использование в языке
- Что это за самоубийства у японцев?
- История сеппуку
- История харакири
- Главные отличия ритуалов Харакири и Сэпукку
- Основные направления при вспарывании живота
- Как совершали обряд харакири (сеппуку)?
Этическая сторона харакири и сэппуку
В японских традициях, уходящих корнями в далекое прошлое, было принято верить в многократное перерождение души человека, поэтому было важным достойно уйти из жизни. Для харакири не требовалось особых условий. Достаточно было самураю просто самому принять решение и совершить акт самоубийства в соответствии с традициями. Сэппуку наоборот, требовал создания для проведения ритуала особых условий. Тщательно выбиралось место проведения ритуала. На церемонии обязательно присутствовали представители власти. Церемонию проводило специально обученное лицо в присутствии кайсяку.
Если самурай погибал в бою, смысла в церемонии не было. Совсем другое дело, когда проступки или недостойное поведение самурая выпадали на мирное время. Тогда проведение церемонии сэппуку было обязательным. Именно сэппуку, а не харакири. Поводов у самурая совершать акт самоубийства было предостаточно. К наиболее частым причинам для проведения обряда можно отнести следующие факты:
- «смерть во след», т.е. самоубийство самурая следом за погибшим господином или сюзереном;
- самоубийство ввиду осознания собственной ответственности за наступившие негативные последствия;
- добровольная смерть ввиду собственных убеждений;
- самоубийство из-за невозможности реализовать собственную ярость по отношению к врагу;
- харакири ввиду собственной финансовой или социально-бытовой несостоятельности.
Нередко в Японии совершались акты коллективного самоубийства. Харакири часто делали влюбленные пары, совместная жизнь которых была невозможна в силу кастовых предрассудков. В тяжелой обстановке, во время голода, военных действий и большого семейного позора родители и дети делали коллективный акт самоубийства.
Всю церемонию самурай должен пройти от начала до конца, вести себя достойно, не кричать и корчиться от боли. Главное показать свою смерть красивой и быть достойным ее. Если во время акта самоубийства самурай теряет над собой контроль – это приравнивалось к еще большему позору. В Японии существовала негласная статистика, которая вела учет актов сэппуку. В литературе часто можно было встретить фрагменты акта самоубийства какого-то знатного вельможи. Было принято обставлять сэппуку в поэтические и лирические тона, сравнив добровольную смерть с актом очищения.
Сэппуку нож. Сеппуку, харакири: история самоубийственного ритуала самураев
![]()
В западном мире образ самурая, совершающего сэппуку, также известный как харакири, ассоциируется с древними японскими войнами. Ритуальное самоубийство видоизменялось с годами, но всегда начиналось с клинка, предназначенного для разрезания живота.
Битва была проиграна. Генерал Мураками Еситеру поднялся на внутреннюю стену. Он видел, как императорский принц Моринага уходил в безопасное место. Единственное, что он мог сделать, это дать принцу время уйти.
Принц Моринага исчез на горизонте. Теперь он был полностью вне опасности. Время пришло. Еситэру подошел к краю бастиона. На нижнем плато последняя отчаянная оборона уступала место осаждающей армии.
Еситэру спланировал последнюю диверсию. Одетый в доспехи принца Моринаги, он выглядел как принц для всех на нижнем плато. В попытке подражать грозе принца Еситэру зарычал на вражескую армию:
“Я, потомок богини Аматерасу Оомоками, второй сын императора Го-Дайго, 95-го императора после Дзимму. Чтобы утолить свой гнев в аду, я сейчас убью себя.”
С этими словами Еситэру сорвал с себя доспехи и бросил их вниз, на нижнее плато. Все взгляды были устремлены на него. Он поднес Холодную Сталь к животу и вонзил ее в обнаженную кожу. Одним рывком Еситэру вспорол себе живот. Он засунул руки в брюшную полость, вырвал кишки и бросил их в солдат внизу.
Все в атакующей армии верили, что это принц Моринага покончил с собой. Чего никто из них не знал, так это того, что настоящий принц уже сбежал.
Вот как японская хроника описывает, как Мураками Еситэру совершил сэппуку в 1333 году. Однако он не был ни первым, ни последним.
![]()
Сеппуку или харакири?
Сеппуку и харакири-это два слова, обозначающие одно и то же, а именно самоубийство путем разрезания живота. В письменной форме правильнее всего использовать слово сеппуку, в то время как харакири используется в разговорной речи.
Что такое сеппуку?
Сеппуку буквально означает “разрезание живота”. Для расчленения было использовано много различных видов оружия. Среди прочего, использовался классический самурайский меч, катана , или немного более короткий меч вакидзаси. Позже более короткий нож танто стал стандартом для самоубийства.
Сеппуку было описано как самый болезненный способ лишить себя жизни. Может потребоваться несколько часов, чтобы истечь кровью до смерти от разреза в животе. Хотя сеппуку было бы свидетельством выносливости и силы среди самураев, с годами были внедрены методы ускорения смерти.
В некоторых случаях жены умерших, побежденных или преступных самураев также совершали самоубийство. Как правило, это делалось путем связывания ног вместе, чтобы сохранить достойное положение после смерти. После чего она перерезала себе горло.
![]()
Самый ранний ритуал сеппуку у самураев совершался без посторонней помощи. Разрезав живот ножом или мечом, самурай поднес катану к голове, либо ко лбу, либо ко рту. И позволил себе упасть на меч в качестве освободительного удара.
В свой последний момент самурай должен был проявить мужество, силу и презрение к врагу. Это можно увидеть, среди прочего, в приведенном выше примере Мураками Еситеру
Чтобы до последнего демонстрировать самодисциплину, важно было не издавать ни одного крика боли
Харакири как эстетический ритуал
С 1600 года был создан ритуал вокруг сеппуку. Традиционное самоубийство стало почетной смертной казнью и было структурировано и систематизировано. Помимо прочего, был введен помощник, который должен был нанести финальный удар.
![]()
Самурай, которому предстояло совершить сэппуку, был одет в белое кимоно. Он получил последнюю трапезу и двойную порцию саке. Часто он писал так называемые предсмертные стихи. После этого самурай обнажал живот и складывал кусок ткани вокруг середины Лезвия своего ножа танто. Затем вонзал нож в живот и разрезал слева направо.
После этого он сгибал шею, и секундант наносил точный удар катаной в шею. Искусство состояло в том, чтобы попытаться оставить небольшой кусочек кожи. Чтобы голова не отвалилась полностью, а упала в руки мертвеца. Таким образом, вонзание ножа в живот стало скорее символическим актом.
Сеппуку превратилось в эстетический ритуал с длительной церемонией. Вот мертвец в центре, одетый в белое кимоно, с ножом танто на столе перед ним и вторым в черном позади него.
Почему самурай совершал сеппуку?
Было несколько случаев, когда самоубийство считалось “лучшим выходом” из жизни. Для высокопоставленных самураев не было редкостью совершать сеппуку на поле боя, если битва была проиграна. В Европе не было редкостью, когда знатных людей брали в заложники после поражения и требовали выкуп. Захваченных в плен самураев казнили, как правило, сразу после боя, часто жестокими способами.
![]()
Сравнение терминов
Японские иероглифы имеют два способа прочтения: китайско-японское «онное» и японское «кунное». В написании «сеппуку» (切腹) используются те же символы, что и в написании «харакири» (腹切り), но в разном порядке. Произношение этих иероглифов отличается, в зависимости от способа прочтения.
Транскрипция и значение «харакири»
«Харакири» (腹切り) состоит из символа «腹», означающего желудок и произносящегося как «хара». «Хара» это «кунное» чтение, японское звучание иероглифа «腹».
Сочетание «切り» произносится как «кири», это инфинитивная форма глагола «киру», означающего «разрезать». «Киру» также является «кунным» чтением символа «切». Вместе эти иероглифы переводятся как «желудок разрезать».
Транскрипция и значение «сеппуку»
В произношении «сеппуку» (切腹) используется китайско-японское, «онное» чтение. Символ «切» звучит как «сетсу» (разрезать), а символ «腹» звучит как «хуку» (желудок). Вместе эти иероглифы переводятся как «разрезать желудок».
Использование в языке
Изначально японцы не имели письменности и использовали китайские иероглифы, если возникала необходимость что-либо записать. Для общения они использовали собственный разговорный язык.
В процессе формирования письменности японцы заимствовали китайские иероглифы вместе с их произношением и переработали их, с учетом особенностей родной речи.
Поскольку «сеппуку» это «онное» чтение, этот термин использовался в случаях, когда предпочтение отдавалось китайско-японскому языку, а именно в письменных документах и официальной речи. Поэтому сеппуку это официальное название ритуального самоубийства.
«Харакири» это «кунное» чтение, поэтому этот термин используется только в разговорной речи и подразумевает сам процесс вспарывания живота, без акцента на его ритуальном значении.
Можно провести аналогию, если бы в современной России существовал приговор «гильотинирование», на улице можно было услышать: «ему отрубили голову»
. Но судья не сказал бы: «Я приговариваю отрубить ему голову»
. Во всех официальных заявлениях использовалось бы слово «гильотинирование»
.
Европейцам больше полюбился термин «харакири», возможно, потому что он звучит более красиво, тем не менее, чтобы проявить уважение к традициям, лучше использовать формальное «сеппуку».
Из недостоверных источников в интернете можно узнать, что «харакири» не используется в японском языке, так как считается просторечным, грубым и ругательным. Такие выводы были сделаны из-за того, что «сеппуку» подразумевает церемонию, проведенную по правилам кодекса Бусидо, а «харакири» означает просто «разрезать желудок мечом». На самом деле японцы не вкладывают в слово «харакири» какого-либо уничижающего значения.
Что это за самоубийства у японцев?
Под сеппуку понимают ритуальное самоубийство, которое совершает самурай в соответствии с кодексом Бусидо. Этот способ самураи используют, когда они покрыты сильным позором, смыть который можно лишь смертью.
Чтобы провести сеппуку, важно четко придерживаться определенных правил, регламентирующих процесс.
Такой ритуал проводился самураем по желанию или после получения приговора.
Если воин терял в бою хозяина или недостаточно хорошо исполнял собственный долг, воины могли принудить его совершить сеппуку. Однако многие самураи сами желали получить оправдание от богов и людей. Это заставляло их делать сеппуку самостоятельно.
Важно было проводить эту процедуру особым образом
- Вспарывать живот требовалось в сидячем положении, чтобы не упасть на спину, поскольку это означало настоящий позор.
- После оголения живота самурай выполнял два надреза крест-накрест. Ему требовалось разрезать кожу от одного бока ко второму, а затем — от пупка до груди.
- Затем самурай наваливался на меч, что позволяло ему совершить самоубийство.
![]()
Сеппуку представляет собой ритуал ухода из жизни.
Этот метод считали достаточно гуманным. При этом самураям нельзя было кричать или корчиться во время сеппуку. Потому они часто прибегали к услугам помощников. В этом случае после разрезания живота человеку отрубали голову, но не полностью, чтобы та не упала.
Женщинам, которые относились к сословию самураев, при измене мужу, позоре или предательстве, тоже требовалось совершать этот обряд. Такой поступок могла совершить и та женщина, которой угрожало бесчестие.
Женщины совершали сеппуку ножом, подаренным мужем или отцом. Они могли проколоть себе сердце или перерезать горло.
Предварительно японка связывала себе ноги. Это требовалось для того, чтобы умереть в достойной позе.
Под харакири тоже понимают ритуальное самоубийство. Основное отличие кроется в том, что данное понятие в большей степени прижилось в западных странах.
В переводе это слово значит «резать» и «живот». Такое толкование взято из китайской лингвистики. Потому «сеппуку» считается более японским обозначением. В остальном процессы не имеют различий.
![]()
Харакири — это тоже японский способ самоубийства.
История сеппуку
![]()
В Древней Японии ритуал сеппуку распространен не был. Он стал популярен в средние века. В 1156 году дайме из Минамото совершил первое харакири в истории. Он сделал это, чтобы избежать плена, так как попадание в плен считалось позором. С тех пор многие военные стали использовать данный обряд в критических ситуациях.
Затем, с течением времени, сеппуку стало массово использоваться по любым поводам. Но с приходом реформ в период Мэйдзи такие самоубийства официально стали порицаться, а в 1968 году обряд был запрещен на законодательном уровне
Но в культуре японцев сеппуку по-прежнему занимает важное место
История харакири
Первые упоминания о харакири можно найти в древних японских текстах, датируемых III-IV веками. В то время это был своеобразный способ протеста или форма исполнения смертного приговора. Безусловно, такой ритуал требовал от человека силы духа и решительности, чтобы лишиться жизни своей рукой.
Однако наибольшую популярность харакири приобрел в период Сэнгоку (XV-XVII века), когда внутренние конфликты и беззаконие царили в Японии. Воины-самураи, которых часто подвергались смертному приговору или лишаются чести, обращались к харакири, чтобы сохранить свою честь и достоинство.
Особенностью харакири было то, что человек должен был самостоятельно совершить самоубийство, используя специальный самурайский меч — катану
Ритуал включал в себя множество формальностей и находился под пристальным вниманием свидетелей, которые должны были удостовериться в искренности и решимости самурая
Постепенно харакири стал связываться с концепцией чести и верности, главными ценностями японского общества. Он стал символом самоотверженности и самопожертвования ради благородных принципов. Даже в современной Японии харакири продолжает быть символом японской культуры, хотя его практика давно ушла в прошлое.
Главные отличия ритуалов Харакири и Сэпукку
Сразу следует отметить, что сэппуку – это средневековый обычай и сегодня в Японии о нем говорят, только вспоминая исторические факты. Если харакири прижилось и стало именем нарицательным в современном обществе, то о сэппуку постепенно стали забывать. Это выражение встречается в японской поэзии и в эпосе. Принципиального различия в смысле нет. Просто харакири, как правило, делали себе простолюдины, то сэппуку – прерогатива элитного сословия. Никогда нельзя было услышать, что знатный воин или чиновник, член клана самураев, сделал себе харакири. Принято было представить обществу это событие с особым блеском. Для этого существовал специальный свод правил, который четко определял не только мотивы, толкавшие самурая на самоубийство, но и регламентировал сам процесс.
Мало было взять обычный нож и вспороть себе живот. Требовалось соблюсти немало тонкостей и нюансов, прежде чем душа самурая перейдет в другой мир. Здесь следует учитывать, что жизнь самурая всегда складывалась в строгом соответствии с кодексом чести — бусидо. Именно в нем для смерти самурая отводилось особое место. Самурай с детства имел особое отношение к смерти. Самой достойной смертью для членов элитной касты воинов считалось сэппуку, совершенное по всем правилам и канонам. Остановимся отдельно на некоторых моментах ритуала.
- Во-первых, сэппуку часто применялся в качестве казни провинившегося лица. Вместо процедуры вспарывания живота самурая по приказу господина или императора могли лишить головы;
- Во-вторых, сам ритуал должен показать добровольное отношение самурая к акту самоубийства, раскрыть чистоту его помыслов, глубину раскаяния;
- В-третьих, огромную роль играл способ лишения себя жизни.
https://youtube.com/watch?v=NzzErFcyptU
Для самурая всегда считалось важным принять достойную смерть. Часто это делалось показательно, в специально разыгранной сцене. Когда сэппуку делали по приказу, отсекая самураю голову, пытались спасти его честь и достоинство. Самостоятельное решение уйти из жизни предполагало вспарывание живота. Этому акту предшествовала тщательная подготовка. Огромное значение играл выбор оружия для этой цели, положение тела самоубийцы
Важно отметить тот факт, что каждый самурай был с детства обучен этому ритуалу. Для мужчин выбирался наиболее кровавый способ вспарывания живота, который практически не оставлял шансов на выживание
Девушки — самураи для этих целей обходились более простой процедурой, используя кайкэн. Чтобы лишить себя жизни, девушке достаточно было воткнуть нож в сердце или перерезать на шее яремную вену.
Для девушки важно было принять целомудренную позу, связав ноги. Поза самоубийцы должна быть схожа на увядший цветок
Орудием убийства было личное оружие самурая, ножи и мечи, которые он получал при посвящении в члены военной касты. Реже использовался специальный нож – кугунсобу. Простолюдины обычно использовали специальный нож для харакири. Это мог быть танто — холодное оружие с длинным и острым лезвием или любое другое холодное оружие с острозаточенным лезвием.
Для того, чтобы акт самоубийства был проведен по всем правилам, за состоянием самоубийцы наблюдал специальный человек — кайсяку, готовый в любую минуту отсечь самураю голову и прекратить его страдания.
Основные направления при вспарывании живота
Если во время путешествия в церемонии сэппуку ассистировал незнакомый самурай, то они обменивались несколькими словами и сообщали друг другу свой статус, имена и школу боевых искусств, в которых они обучались. «Ассистент», выбранный осуждённым, обязан был поблагодарить его за оказанное доверие и высокую честь. Кайсяку не должен был употреблять в ходе совершения сэппуку собственного меча, а брал его у осуждённого, если тот об этом просил, или у своего даймё, так как в случае неудачного удара вина за это ложилась на меч владельца.
При проведении ритуала самоубийства самурай должен был оголить живот и особым образом его разрезать.
Затем самурай снимал с груди свое кимоно, брал в руки свой танто (нож) или вакидзаси (脇 差, короткий меч), который держал за лезвие с куском ткани, обернутым вокруг лезвия (чтобы не порезаться руку и не потерять хватку) и вонзал его себе в живот, делая разрез слева направо. Затем кайсякунин выполнял кайсяку — удар, которым воина обезглавливали. Удар мечом должен был быть выполнен в манере дакикуби (抱 き 首, букв. «обнятая голова»). В результате него остается небольшая полоса плоти, прикрепляющая голову к телу, так что она висит на груди между рук, как если бы ее обнимали. После совершения обряда кайсяку протирал клинок белой бумагой, отсеченную голову поднимали за волосы и показывали свидетелям, после чего накрывали тело белой тканью.
Харакири выполнялось разными способами и средствами, что зависело от методики, выработанной различными школами. Самурай, погружая оружие в брюшную полость, должен был разрезать её так, чтобы окружающие могли увидеть внутренности делающего сэппуку и тем самым «чистоту помыслов» воина.
К середине периода Токугавы для кайсякунина стало обычным делом обезглавливать человека в тот момент, когда он начал наносить удары ножом в живот, чтобы избавить его от длительной и ненужной боли. Иногда белый веер использовался как «символ» вместо меча для сэппуку. В тот момент, когда самурай поднимал веер, второй моментально обезглавливал человека мастерским ударом.
Танто (短刀)
Специализированная форма сэппуку в феодальные времена была известна как канши (諫 死, «смертельное возражение» или «смертельный протест»), в котором слуга совершает самоубийство в знак протеста против решения лорда. Слуга делал ему один глубокий горизонтальный разрез в животе, а затем быстро перевязывал рану. После этого человек должен был предстать перед своим господином, произнести речь, в которой он объявлял протест против действий господина, а затем раскрыл свою смертельную рану.
Это не следует путать с фунши (憤 死, смерть от негодования), что означает любое самоубийство, совершенное для выражения возмущения, недовольства или протеста. Некоторые самураи предпочли выполнить значительно более сложную форму сэппуку, известную как дзюмондзи гири (十 文字 切 り, «крестообразный разрез»), в которой нет кайсякунина, который мог бы быстро положить конец страданию самурая. Это второй, более болезненный вертикальный разрез на животе. Самурай выполняющий jumonji giri, должен был спокойно переносить свои страдания, пока не погибнет от потери крови, закрыв лицо руками.
Как совершали обряд харакири (сеппуку)?
Чтобы сэппуку было проведено правильно, требовалось соблюдение свода правил, которые чётко регламентировали каждый шаг ритуала. Сначала необходимо было найти помощника (который именовался «кайсяку» или «кайсякунин»), в качестве которого назначалось официальное лицо (если приказ сделать сеппуку исходил от правительсва сёгуна) либо близкий друг или родственник самурая, владеющий мечом в должной степени (в том случае, когда решение совершить ритуальное самоубийство было добровольным).
Наилучшим местом для проведения ритуала сэппуку являлся сад или буддийский храм (синтоистские храмы не подходят для этих целей: их нельзя осквернять убийством). Самурай, которому надлежало совершить харакири, облачался в белые одежды, символизирующие чистоту намерений. Сидеть он должен был в позе сэйдза (традиционный японский способ сидения на коленях). Слуга приносил деревянный столик, на котором располагались чашка саке и листы традиционной японской бумаги васи, изготовленной из коры тутового дерева. Кроме того на столике находились письменные принадлежности и нож кодзука. Также в качестве ножа можно было использовать танто – кинжал без эфеса, завёрнутый в несколько листов бумаги, чтобы его можно было держать за лезвие.
Иногда самураи применяли не стальной, а бамбуковый меч (!), разрезать живот которым было исключительно сложно и болезненно. Самурай скорее не разрезал, а разрывал его, для чего требовалась особая выдержка и сила воли. Такая смерть считалась особо почётной, прославляющей самурая, возвеличивающей его имя и славу его рода. В отдельных случаях, например, когда человек был слишком молод или слишком опасен для окружающих, вместо ножа клался веер. Чашка наполнялась саке одним из помощников левой рукой, что в иных обстоятельствах посчиталось бы непростительной грубостью. Совершающий харакири выпивал саке в два приёма, каждый раз делая по два глотка. Если выпить саке в один приём, это могло посчитаться признаком жадности, а если в три или больше – проявлением нерешительности. В общем итоге делалось четыре глотка (слово «четыре» в японском языке созвучно слову «смерть», оба слова звучат как shi). Затем необходимо было написать прощальный стих в жанре вака (в первой и четвёртой строке по пять слогов, во второй, третьей и пятой строках по семь слогов, всего пять строк). Вака должна была быть изящной, естественной, и в ней ни в коем случае не должен был упоминаться факт предстоящей смерти.
Нож танто
После этого совершающий харакири сбрасывал верхнюю одежду (камисимо) и заправлял рукава под колени, стараясь при этом не допустить, чтобы одежда резко упала с одной стороны. Затем он брал нож кодзука в одну руку, другой поднимая столик санбо и помещая его под ягодицы. При этом тело наклонялось немного вперёд, принимая правильное положение. Если совершающему харакири заменили меч на веер, кайсяку наносил кириороси – вертикальный удар мечом сверху вниз, как только человек касался веером своего живота. Если харакири выполнялось ножом, то кайсяку ждал, пока человек не погрузит лезвие достаточно глубоко в левую сторону живота и затем проведёт им направо с резким восходящим надрезом в конце. Самурай, который находил в себе силы, мог затем погрузить лезвие в пах и сделать надрез вверх к груди, завершая его горизонтальным разрезом под рёбрами. Таким образом, введение в ритуал сеппуку помощника имело ещё и цель подстраховки на случай непредвиденных обстоятельств. Случалось, что из-за ужасной боли самураи начинали терять сознание и могли потерять контроль над своими действиями и умереть «некрасиво», упав навзничь и опозорив тем самым своё имя. Кайсяку должен был уловить момент потери контроля и немедля добить смертельно раненого самурая.
Институт харакири был методом достижения полной внутренней свободы, предварительным условием, позволяющим выйти за грань человеческих возможностей, достичь сверхчеловеческого сознания и воли, незамутнённых животным инстинктом жизни». А. Р. Басов «Восхождение»


























