Типы тембра
За основу классификации берется диапазон — сколько и каких октав человек использует при пении, в речи. Обычно это 1,5–2 октавы (музыкальный интервал из 8 нот) для вокала и 3–4 ноты при разговоре. Классификация условна, ведь есть люди с диапазоном баса и баритона, сопрано и меццо-сопрано. Среди певцов встречаются уникумы. Например, Димаш Кудайберген, который «берёт» 6 октав: от баритона до сопрано плюс немного из басового регистра. Почти 6 октав и у лидера Guns N’ Roses Эксла Роуза. Абсолютный рекордсмен, дважды внесенный в Книгу рекордов Гиннесса, — американский певец и композитор Тим Стормс. Его диапазон — 10 октав.
Итак, вот классификация:
1. Мужские голоса: тенор, баритон, бас. Первый — самый высокий, охватывает две октавы от «до» малой до «до» второй. Среди знаменитых исполнителей — Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Андреа Бочелли и другие. Разновидности:
a) альтино — звонкий, со светлым звучанием;
b) лирический — мягкий, серебристый, с большой певучестью;
c) лирико-драматический. По силе звука и эмоциональной окраске уступает драматическому. В пении может исполнять и лирические, и драматические партии;
d) драматический — сильный, густой, насыщенный, близок к баритону.
Далее идет баритон. Его диапазон — от «ля» большой октавы до «ля» первой. Знаменитые баритоны: Муслим Магомаев, Дмитрий Хворостовский, Фрэнк Синатра.
Разновидности:
a) тенор-баритон, баритональный тенор. Обладает чертами и тенора, и баритона;
b) лирический. Звучит легко, но имеет типичную баритональную окраску;
c) лирико-драматический. Сильный, насыщенный, с ярким светлым звучанием;
d) драматический. Мощный, тёмный, исполняет преимущественно низкие партии;
e) бас-баритон. Промежуточный вариант с массивными нижними нотами.
Бас — самый низкий, глубокий, насыщенный. Диапазон — от «ми» большой октавы до «соль» первой. Знаменитые басы: Барри Уайт, Тилль Линдеманн, Федор Шаляпин.
Разновидности:
a) бас-кантанте — высокий, певучий, близок к баритону;
b) центральный — ярко выраженный, насыщенный, верхние ноты воспроизводятся с трудом;
c) профундо — низкий, раскатистый, густой.
2. Женские — сопрано, меццо-сопрано, контральто. Первый — самый высокий, его диапазон — от «до» первой октавы до «до» третьей. Знаменитости: Монсеррат Кабалье, Мария Каллас.
Разновидности:
a) колоратурное — самое высокое. Идеально исполняет арпеджио, гаммообразные пассажи;
b) лирико-колоратурное. Сильные ноты головного звучания;
c) лирическое. Мягкое, красивее всего звучит во второй октаве;
d) лирико-драматическое. Более плотное, может исполнять драматические кульминации;
e) драматическое. Мощное, эмоциональное, объемное, с плотной серединой.
Меццо-сопрано — насыщенное, с мягкими грудными нотами. Певческий диапазон — от «ля» малой октавы до «ля» второй. Знаменитые исполнительницы: Людмила Зыкина, Валерия, L. P.
Разновидности:
a) драматическое — по звучанию близко к драматическому сопрано. Главное отличие — меццо-сопрано удобнее петь в среднем и нижнем регистре;
b) лирическое. Менее чувственное, чем сопрано, более низкое;
c) колоратурное. Встречается редко. Яркое, гибкое, грудное.
Контральто — самый низкий женский голос. Диапазон: от «ре» малой октавы до «ля» второй. Отличается ярко выраженным грудным резонированием. Знаменитости: Шакира, Лана дель Рей, Лолита Милявская.
Как объяснить понятие «тембр голоса»?
Что можно преподавать годами в музыкальных учебных заведениях? Почему для сценической карьеры музыкальное образование обязательно? Дело в том, что теоретическая часть музыки содержит очень много интересных вещей. Их невозможно повторить без помощи специалиста и без участия инструментов, но знать об этом будет полезно всем.
Возможно, не все знают, что тональность не полностью подчиняется генетическим факторам. Могут быть общими с родителями и родными только строение верхних дыхательных органов. Учитывая их пластичность, связки можно натренировать с помощью вокальных упражнений для развития голоса.
В тембре отличают два фактора: ведущий тон и его конкретный оттенок – обертон. Если оттенок ведущего тона низкий и теплый, такими же характерами обладает и голос человека.
Тембр голоса имеет свойство часто меняться, особенно у . Например, в зависимости от настроения человека. Также существенное влияние играет текущее психологическое состояние человека, уровень его здоровья и степень усталости. При наличии таких факторов голос теряет яркость и становится монотонным.
Стресс вызывает напряжение плечевых мышц и верхней части спины. В тканях появляется тяжесть, что препятствует яркому звучанию.
При произношении звуков участвуют несколько органов, которые определяют его конечное звучание. Вот факторы, влияющие на качество воспроизведения звука:
- плотность смыкания связок;
- размер трахеи;
- форма трахеи;
- объем резонатора.
Это фундаментальные характеристики. Кроме этого, есть факторы, которые самопроизвольно меняют тон звука. К таким относятся:
- возрастной фактор. Если у детей всегда яркое звучание, то по мере взросления он меняется на более грубые тона;
- заболевания дыхательных путей, простуда. При простуде воспроизведение звуков становится низким и хриплым;
- вредные привычки. Курение и алкоголь очень сильно раздражают рецепторы дыхательных путей и связок. Голос постепенно становится грубым, тембр снижается. Поэтому артистам категорически нельзя курить;
- психологическое напряжение.
Но эти факторы имеют временный характер. В этот период нет необходимости утруждать себя, прибегая к упражнениям для развития голоса. Тембр восстановится, как только раздражающий фактор будет устранен.
Виды тембров
Когда у человека спокойный, размеренный тембр голоса, его речь для окружающих становится благозвучной, «правильной». Не у всех это качество развито с детства. Чистым может стать любой изначальный тембр голоса, если его грамотно натренировать.
На профессиональном уровне певцов для этого учат управлять эмоциональной составляющей речи и частотностью звуков. Чтобы овладеть такими навыками, достаточно обратиться к человеку, разбирающемуся в вокале или постановке классической тональности голоса.
Существуют разные виды тембров. Самая простая классификация учитывает половые и возрастные признаки – то есть тон бывает мужским, женским, детским.
Женские голоса:
- меццо-сопрано;
- сопрано (высокий певческий тон – сопрано подразделяется на колоратурное, лирическое, драматическое);
- контральто (певческий низкий женский голос).
Мужские тембры голоса:
- баритон;
- бас (мужской низкий голос, подразделяется на центральный, певучий);
- тенор (высокий певческий тон у мужчин, подразделяется на драматический, лирический).
Детские тональности:
- альт (по высоте находится выше тенора);
- дискант (по звучанию похож на сопрано, но характерен для мальчиков).
На такие типы голоса подразделяют как певческие, так и обычные тона. Существуют другие, более простые для восприятия классификации тембров:
Певческие голоса бывают таких типов:
- мягкий;
- мелодический;
- приятный;
- металлический;
- глухой.
Сценические тональности (важно, что это характерно только для певцов):
- бархатные;
- золотые;
- медные;
- серебряные.
Типы голосов в самой общей классификации:
- холодный;
- мягкий;
- тяжелый;
- слабый;
- твердый;
- жесткий.
Все эти характеристики не окончательны – один и тот же певец может менять их произвольно при тренировках.
От чего зависит высота голоса
Высота голоса напрямую зависит от строения голосовых связок, их длины, толщины, ширины и общей массы. Чем более они объемные, тем ниже голос.
У юношей в период полового созревания гортань увеличивается в размере и чуть опускается вниз, поэтому ломка голоса происходит резко. У девушек голос тоже становится чуть ниже, но этот процесс проходит мягко.
Случается, что голос резко не соответствует внешности человека. Например, крупный мужчина может разговаривать фальцетом, а хрупкая девушка, наоборот, басом. Это связано с индивидуальными особенностями организма. Но слишком высокий голос у взрослого мужчина может косвенно свидетельствовать о недостатке тестостерона. Чтобы подтвердить или опровергнуть это, необходимо сдать анализы.
Низким тоном голоса считается тот тон, который звучит и улавливается человеческим ухом в низком диапазоне.
Низкий голос
Мужские голоса в пении
Официально они делятся по росту на тенора, баритона и баса. В свою очередь каждый из них делится на 5-6 подвидов. Ниже мы более подробно рассмотрим типы мужских голосов в песне.
Самый популярный и известный тип мужского певческого голоса с сильным верхним регистром. Подборка охватывает две октавы: от минора до второй. Различают 6 подвидов теноров:
- Лирический. Подвижный, мелодичный, слегка женственный с легким колоратурным тенором с нотами до первой октавы — до «до» третьей. Примеры певцов: Бениамино Джильи и Хоссе Каррерас.
- Альтино. Легкий, светлый, звучащий тенор с серебристыми тонами, относительно редкий тип. Регистр достигает фа второй октавы. Исполнители альтино: Геннадий Пишаев и Иван Козловский.
- Характеристика. Специфический тенор в основном используется для исполнения коротких, резко-выразительных партий.
- Встречный тенор. Самый редкий и очень высокий мужской голос, его высота сравнима с женским контральто или меццо-сопрано. Певец с таким вокалом (например, Альфред Деллер, Франко Фаджиоли) исполняет партии развитым фальцетом и берет ноты от до и ре в первой октаве до третьей.
- Драматически. Сильный, объемный тенор с широким динамическим диапазоном. «Рабочие» ноты: от ля малой октавы до си и до терции. Роли в драматических теноровых партиях: Отелло, Хосе из «Кармен» и Герман из «Спардроннингена».
- Лирико-драматический. В ней нет такой мощи и насыщенности, как в драматической, но в то же время она не такая легкая и женственная, как в лирической. Пример: Песня Градского.
Иногда говорят и о вагнеровском или героическом теноре, отличающемся большой силой звука и невероятной выносливостью, так как требуется длительное время выдерживать один темп.
Тенор
По высоте средний между тенором и басом. В последний тип можно «перейти» при длительной учебе и практике. Рабочее количество нот: от ля большой октавы до ля первой. Существует 3 типа баритона:
- Тенор-баритон и лирика. Объединить в одну категорию, так как только профессионал разберется в различиях между ними, слишком мало. Эти два типа баритона имеют светлый тембр, немного высокий. Он чем-то напоминает тенор, а диапазон может доходить до второй октавы. У Юрия Гуляева и Муслима Магомаева только один тенор-баритон.
- Драматически. Звучит сильно, мощно и объемно в верхней и центральной частях диапазона (от соли большой октавы до соли первой), но не всегда долго выдерживает высокую тесситуру. Примеры певцов: Этторе Бастианани и Титта Руффо.
- Лирико-драматический. Отличаются многогранностью, светлым и светлым звучанием, подходят для исполнения как лирических, так и драматических партий. Диапазон: от соли и ля большой октавы до ля первой.
- Бас-баритон. Средний голос с массивными низкими нотами, достигающими от фа до большой октавы.
Баритон
Самый низкий и редкий тип голоса в мужском пении, с диапазоном от фа на мажорной октаве до фа (соль) на первой. Эта гласная делится на 5 подвидов:
- Низкий (Basso Profundo). Самый редкий тип, его еще называют «бас-октавист». Отличается густым, мощным звуком, часто используется в церковных хорах. Человек с такой гласной может брать ноты контроктавного фа-соль. Пример: в «Князе Игоре» М. Д. Михайлова в исполнении партии «Кончак».
- Громкий или мелодичный (Basso Contante). Его средний рабочий диапазон — от соли мажорной октавы до средней. Он немного похож на баритон и отличить его от него, скорее всего, смогут только специалисты. Яркими представителями являются Борис Гмыря и Борис Христов.
- Центральный. Бас с широким диапазоном и солидным, грозным, властным звуком. В головном резонаторе теряет свой тембр, поэтому чаще используется в грудном. Диапазон: ми большой — ми первый. Николай Гяуров пел и лирично, и драматично благодаря своему мягкому басу. У Ферруччо Фурланетто также есть центральный бас.
- Баритон. Музыкальный голос с чертами баса и баритона. Собственно тот же высокий бас, но иногда в опере он классифицируется отдельно.
- Комикс или буффо. Больше связано с ролью, чем с типом вокала.
Влияние тембра голоса на вокальные возможности
Влияние тембра голоса на вокальные возможности человека нельзя недооценивать. Разнообразие тембров голосов позволяет певцам выражать эмоции и передавать особенности своего собственного характера через музыку.
Мягкий и приятный тембр может быть особенно полезен для интерпретации медленных и эмоциональных песен, добавляя им нежность и романтичность. Резкий и мощный тембр, напротив, может быть идеальным для исполнения рок-композиций или жанров с сильными эмоциями и высокой энергией.
Также тембр голоса влияет на технические аспекты пения. К примеру, певцы с мягким тембром могут легче достичь нот в высоком регистре, в то время как певцы с мощным и богатым тембром могут производить впечатляющую громкость и длительные ноты.
Тембр голоса | Характеристики |
---|---|
Мягкий | Нежный, приятный, романтичный |
Мощный | Громкий, энергичный, выразительный |
Насальный | Негативный эффект на качество звучания, снижение резонанса |
Грудной | Мощный, насыщенный, темный |
Головной | Светлый, прозрачный, высокий тембр |
Использование различных тембров голоса может быть важным средством самовыражения для певцов. Комбинирование разных типов тембров может создавать интересные цветовые палитры и уникальные звуковые эффекты в музыке.
Как тембр голоса влияет на высоту звука?
Несмотря на то, что высота звука определяется частотой колебаний голосовых связок, тембр голоса также влияет на восприятие высоты звука человеком. Причина в том, что разные формы и размеры резонансных полостей вокального аппарата придают различные оттенки и насыщенность звучанию голоса.
Например, при наличии узких резонаторов голос может звучать более певуче и высоко, в то время как широкие резонаторы могут придавать голосу более низкий и глубокий звук.
Также стоит отметить, что тембр голоса может быть изменен и улучшен с помощью специальных вокальных техник и тренировок. Различные техники дыхания, артикуляции и резонанса могут помочь расширить диапазон и качество звучания голоса, что в свою очередь может повлиять на восприятие высоты звука.
Как тембр голоса влияет на силу звука?
Одним из аспектов тембра голоса, который оказывает влияние на силу звука, является его мощность. Мощность голоса определяет, насколько громким и звучным будет звук, который производит голос. Более мощный голос способен создавать более сильный звук и проникать сквозь шумы и фоновые звуки.
Уровень мощности голоса частично зависит от природных физических особенностей человека, таких как размеры голосовых связок и голосового аппарата. Однако, мощность голоса также можно развивать и совершенствовать через тренировку и работу над техникой пения.
Для создания более мощного звука, голос должен быть правильно направлен и проектирован. Контроль дыхания, поддержка голоса, использование резонаторов и артикуляция играют важную роль в формировании мощного звука. Техники эмфазы, проще говоря, усиливают основной тембр голоса и позволяют ему звучать более интенсивно. Как результат, звуковая энергия голоса передается на слушателя с большей силой и эмоциональной выразительностью.
Осознанное использование тембра голоса и умение контролировать его мощность позволяют вокалистам добиться максимального эффекта и выразительности во время исполнения.
Как тембр голоса влияет на выразительность исполнения?
Вариация тембра голоса позволяет исполнителю передавать различные эмоции и настроения, делая выступление более ярким и эмоциональным. Например, мягкий и теплый тембр может создавать ощущение спокойствия и нежности, в то время как резкий и яркий тембр может вызывать впечатление энергичности и силы.
Тембр голоса также может быть использован для создания определенного стиля в музыке. Например, в джазе часто используется голосовой тембр с присущими ему оттенками и нюансами, что делает исполнение более характерным и узнаваемым.
Кроме того, тембр голоса может влиять на восприятие и понимание текста. Например, при исполнении лирической песни с мягким и нежным тембром голоса, слова могут звучать более искренне и эмоционально, что позволяет лучше передать смысл и содержание песни.
- Тембр голоса имеет значительное влияние на выразительность исполнения.
- Он позволяет передавать различные эмоции и настроения.
- Тембр голоса может быть использован для создания определенного стиля в музыке.
- Он может влиять на восприятие и понимание текста.
Типы голосов
Дифференциация видов звучания в пении происходит по полу, высоте, тембру. Разграничение необходимо в хоре при многоголосном исполнении или при обучении оперному вокалу. Классификация певческих голосов людей определяет окраску и возможности голосовых связок. Различают следующие тембры голосов у мужчин и женщин:
Классификация мужских вокалов
- тенор;
- баритон;
- бас.
Группы мужских певческих голосов имеют свою классификацию по тембрам, звучаниям, легкости и особенностям взятия верхних и нижних нот диапазона.
Тенор
Тип голоса тенор – это мужская голосовая окраска в пении. Вид тембра который позволяет вокалисту брать ноты 2-х и более октав. Мужской тенор делится на два вида:
- Драматический тенор. Вокалисты, обладающие этим высоким мужским тембром, отличаются «металлическим» оттенком в звучании. Примером является партия Хозе из оперы «Кармен», партия Германа из «Пиковой дамы»;
- Лирический тенор. Певец этой теноровой группы обладает высоким бархатным и мелодичный тембром, достигая фальцета. Окрас звонкий, нежный, мягкий. Высокий тембр голоса тенор присущ Лучиано Паваротти, Пласидо Доминго.
Luciano Pavarotti «Nessun dorma»
Баритон
Это средний вид мужского голоса в классификации мужских тембральных окрасок. Его отличает бархатистое звучание, наделенное мужественностью и благородством. Верх диапазона баритона мощный, низ густой, сродни басу, а середина наиболее яркая выделяющаяся. Баритон, как тенор, в зависимости от звучания высоты голоса, распределяется на несколько видов.
- Лирический баритон наделен плотным высоким оттенком и тесситурой. Лирическим баритоном обладал Жермон в «Травиате»;
- Драматический баритон раскрывается в верхах диапазона голоса в центральном регистре. Драматическим баритоном была исполнена партия князя Игоря в одноименной опере.
Frank Sinatra — Strangers In The Night
Бас
Это низкий мужской вид голоса в пении с насыщенным звучанием и наибольшей амплитудой колебания звука.
Бас включает две разновидности звучания вокала:
- Высокий бас отличается звучностью верхних нот, яркостью среднего участка диапазона. Голоса малоподвижны. Примером является партия Кончака опера «Князь Игорь»;
- Низкий бас образует густоту звучании нижних нот, бархатность тембра. Низкий тембр голоса можно услышать в партии Сусанина в опере «Жизнь за царя».
На сцене низкие мужские диапазоны присущи Федору Шаляпину, Нику Кейву, Тиллю Линдеман.
Nick Cave & The Bad Seeds ft. Kylie Minogue — Where The Wild Roses Grow
Классификация женских голосов
От мужских женские виды певческих голосов отличает сила, легкость, прозрачность и насыщенность звука.
- сопрано;
- меццо-сопрано;
- контральто.
Самым высоким тембром из группы окрасок женского вокала является сопрано, а самым низким – контральто.
Сопрано
Вид певческого голоса на полные три октавы. Классифицируется сопрано по звучанию на три подвида.
- Колоратурное сопрано отличается подвижностью, гибкостью, свободными верхами. Колоратурным сопрано звучала партия Людмилы в опере «Руслан и Людмила»;
- Драматическое сопрано наделено мощным звучанием, сильными верхними нотами, богатством среднего и нижнего регистров. Его примером является партия Ярославны в опере «Князь Игорь», Лизы в «Пиковой даме»;
- Лирическое сопрано обладает сильным звучанием в верхнем регистре, светлым тембром. Это партия Татьяны в опере «Евгений Онегин», партия Маргариты в «Фаусте».
Mariah Carey — Without You
Меццо-сопрано
Более низкий тип женского тембра — глубокий, насыщенный в средних регистрах. Примером меццо-сопрано является вокал Любаши для «Царской невесте», Кармен в одноименной опере.
Adele — Rolling in the Deep
Контральто
Низкий диапазон женской голосовой группы, напоминающий мужскую тональность на низких нотах. Для низкого женского вокала часто писали мужские партии: Ваня в опере «Иван Сусанин», Зибель в «Фаусте».
Людмила Зыкина — Подари мне платок
Спектрометр и не только
Прибор, который используется для определения тембра голоса, называется спектрометром. В его устройство входит микрофон специального назначения и усилитель звука. Во время его работы происходит расчленение звука на составляющие с помощью электроакустических фильтров. Весь этот процесс отображается на дисплее прибора. Затем аппарат в определенных форматах исследует состав речевого звучания, так как именно речевой формат оказывает непосредственное влияние на узнаваемость голосового звучания в пении. Чаще всего распознавание тембра голоса прибором осуществляется по тому, как произнесены три первых гласных звука.
Как узнать свой тембр голоса? Лучше всего записаться на несколько занятий к квалифицированному специалисту, занимающемуся постановкой певческого голоса. Для определения тембра они используют такие параметры, как тесситурную выносливость и некоторые другие признаки.
Для того чтобы определить тембр голоса, педагог по вокалу подбирает произведения, имеющие разную тесситуру. Это позволяет определить, какая высота нот лучше всего подходит определенному вокалисту. Пропевая несколько музыкальных произведений, имеющих разные нотные октавы, можно определить в какой из них поется легко и комфортно, а в какой приходится петь с напряжением голосовых связок. Каждому человеку свойственно брать ноты определенной высоты. Только опытный педагог сможет правильно оценить диапазон и тембр голоса каждого вокалиста по тому, как тот поет отдельные ноты в определенной октаве, и назовет основные отличия фальцета от грудного голоса или тенора от баритона.
Ярко, радостно, звонко поют трубы. У валторны звук мягкий и сочный. Голос фагота — густой, грубоватый, иногда чуть ворчливый. Скрипка, королева оркестра, звучит нежно и трепетно. А флейта заливается, словно прекрасная певчая птица. Звучание разных инструментов не перепутаешь, если даже они будут играть одну и ту же мелодию. Чем же отличаются их голоса? Оказывается — тембром. Слово это произошло от французского timbre, что означает колокольчик, а также метка, то есть отличительный знак. Другими словами, тембр и является отличительным знаком каждого инструмента. Это специфическая окраска звука, характер, присущий тому или иному инструменту или голосу. Зависит тембр от многих причин: от материала, из которого сделан инструмент, от того, каким способом извлекается звук, от размеров инструмента (огромный контрабас и небольшая скрипка сделаны из одного материала, и звук на них извлекается одинаково; однако разница есть не только в высоте, но и в тембре звучания). Роль тембра в музыке очень велика. Композиторы учитывают ее при инструментовке своих сочинений. Вы можете прочитать об этом в рассказе об инструментовке.
Смотреть значение Тембр
в других словарях
Тембр
— (тэмбр), тембра, м. (фр. timbre). Характерная окраска, сообщаемая звуку того или иного инструмента или голоса обертонами, призвуками. Мягкий тембр. Резкий тембр. Виолончельный,……..Толковый словарь Ушакова
Тембр М.
— 1. Характерная окраска звука (голоса или инструмента).Толковый словарь Ефремовой
Тембр
— , -а; м. Характерная окраска звука, сообщаемая ему обертонами, призвуками, по которой различаются друг от друга звучания одной и той же высоты. Приятный,……..Толковый словарь Кузнецова
Тембр
— (франц. timbre) индивидуальная особенность голоса, обусловленная присоединением добавочных обертонов к основному тону издаваемого звука.Большой медицинский словарь
Тембр
— (франц. timbre) -..1) в фонетике — окраска звука, определяемаяположением формант в частотном спектре звука…2) В музыке — качествозвука (его окраска), позволяющее различать……..Большой энциклопедический словарь
Тембр
— (франц. timbre, англ. timbre, нем. Klangfarbe) — окраска звука; один из признаков муз. звука (наряду с высотой, громкостью и длительностью), по к-рому различают звуки одинаковой высоты……..Музыкальная энциклопедия
Тембр
— (англ. timbre) — воспринимаемое качество («окраска») звука, связанное с распределением энергии его спектра вдоль частотной оси.Понятие Т. применяется чаще всего к музыкальным……..Психологическая энциклопедия
Чаще всего, тембром является окраска звука, который исходит от определенного человека. Бывает, некоторые люди могут узнать по нему своего знакомого. Определение типа тембра голоса и работа с ним является очень интересным и увлекательным занятием.
Тембр голоса – яркость звука, его индивидуальность, передаваемая во время звукопроизношения. Его звучание определяется основным тоном и дополнительными звуками (обертонами). Чем их больше – тем живее и красочнее будет .
Обертоны
Это звуки над звуками. Тренированным горлом производятся одновременно как бы два звука – тон и обертон. Обертоны – высокочастотны и ранжированы по законам «золотого сечения». Что это такое? Когда мы смотрим на лицо человека и находим его привлекательным, это означает, что оно «скроено» природой по соотношению частей соразмерно. Вот так же и обертоны гармонизируют тембр голоса при помощи интервалов.
Голос словно поднимается по обертонной лестнице — с одной ступени на другую. Между ними паузы. «Первый обертон отстоит от тона на октаву. Второй – уже меньше. Это – квинта.» И так же — по «шажкам» обертонов — постепенно подстраивается и обычное человеческое ухо, которое первоначально может обертонов и не различать.
Определяем свой тип голоса
Часто люди, начинающие петь, недоумевают по поводу того, зачем вообще нужно знать свой тип голоса. Профессионал может дать простой ответ: чтобы не испортить свой голос и дать возможность талантам проявиться в полной мере. Так, обладателям низких голосов не рекомендуется брать высокие ноты. И наоборот. Да и сами композиции для исполнения легче подбирать, если знать особенности своего типа. Итак, как определить свой тип певческого голоса? Скажем сразу: в домашних условиях это сделать весьма сложно. В вокальных студиях голоса со стороны прослушивают профессионалы, они и делают выводы. Но, как правило, в течение одной встречи это сделать почти невозможно. Бытует мнение, что есть голоса, совсем не подходящие для вокала. Но это не так. Действительно хороший преподаватель обязательно выявит особенности именно вашего голоса, даже если это займёт много времени.По каким параметрам педагог определяет тип:
- Тембр. Это фактически «цвет» голоса. У кого-то голос мягкий, у кого-то резкий, у кого-то звучание грудное, кто-то предпочитает петь тихо, кто-то старается вложить в звучание как можно больше силы… Тембр – это уникальные свойства голоса, подаренные человеку природой и его характером.
- Диапазон. Это возможности голоса. Чем шире диапазон, тем больше у человека шансов стать певцом. Его определяют, когда вокалист распевается или исполняет композицию в своей тональности.
- Тональность. Индивидуальная особенность голоса. Для каждого типа есть своя, удобная для него, тональность. Но вокалисты, имеющие широкий диапазон голоса, легко играют с тональностью. Такая «игра» хорошо слышна во французском варианте композиции «Belle», которую исполняют вокалисты с разными типами голосов.
- Тесситура. Часть диапазона, наиболее удобная для исполнителя. Зная свою тесситуру, проще всего определиться, какие именно композиции вам будет удобнее всего исполнять. А, определившись, можно заказывать свои собственные уникальные композиции. Мы поможем вам создать вашу песню.
И, конечно, определить свой тип вам поможет практика. Распевайтесь. Начинайте с простого, переходите к сложному, не бойтесь пробовать и ошибаться. Пойте не только с преподавателем, но и дома, и в студии. Записи собственного голоса позволит вам услышать себя со стороны, определить свои слабые и сильные стороны, свои возможности, а значит – и узнать свой тип голоса.
Без чего нельзя обойтись в профессии вокалиста, да и просто в пении? Без любви. К вокалу, к себе, к собственному голосу, к тем, кто вас поддерживает, к окружающему миру, которому вы собираетесь дарить песни… Умение петь – это прекрасный дар мира вам. Так подарите ему взамен своё сердце.
Влияние половых гормонов на высоту голоса
Половые гормоны играют важную роль в формировании высоты голоса как у мужчин, так и у женщин. Уровень половых гормонов в организме может влиять на развитие голосовых связок и размер гортани, что непосредственно влияет на тембр и высоту голоса.
У мужчин высота голоса обычно ниже по сравнению с высотой голоса у женщин. Это связано с тем, что в организме мужчин преобладает тестостерон – половой гормон, который способствует утолщению гортани и увеличению размеров голосовых связок. Это повышает тональность голоса и придает ему низкую высоту.
У женщин преобладает эстроген – половой гормон, который оказывает противоположное действие на голосовые связки и гортань. Он способствует их более нежному строению и меньшим размерам, что делает голос выше и более высоким в тембре.
Изменение уровня половых гормонов в организме может также влиять на высоту голоса у мужчин и женщин. Например, при болезнях эндокринной системы, таких как гипертестостеронемия у женщин или гипогонадизм у мужчин, может происходить изменение высоты голоса в соответствии с уровнем половых гормонов.
Таким образом, половые гормоны играют важную роль в формировании высоты голоса и его тембра у мужчин и женщин. Вариации в уровне половых гормонов и их взаимодействие с физическими характеристиками органов речи определяют нюансы звучания голоса и его высоты.